Исповедные росписи – ключ к тайнам рода

Дзержинское время

Коренные чернореченцы, селяне Растяпина, Бабина, Колодкина, Юрьевца, Игумнова испокон веков жили, трудились на этой земле, ходили на исповедь в Троицкий храм села Черное. Их потомкам – нынешним горожанам несказанно повезло. В городском краеведческом музее вот уже много лет хранится уникальный документ под названием исповедные, или духовные росписи (ведомости), которые каждому помогут открыть вековые тайны их рода.

Знать свои корни

Порадоваться такой возможности могут не только потомки прихожан Троицкой церкви с. Черное, а также Благовещенского храма села Селищ-Мысы (ныне Володарск). К его приходу относились православные жители деревень Избылец, Леоновка, Мысы, Передельново, Новишки, Щелканово, Чернуха, Охлопково, Красная Горка, Решетиха до 1900 года. А повезло потому, что пожелай кто-либо из них поглубже копнуть свои родословные корни, не придется мотаться по архивам, маяться в очереди, добиваясь разрешения на просмотр нынче крайне востребованного исследователями архивного документа, выдачу которого приходится ждать месяцами. Вот они – предки-родственники в нашем краеведческом музее – прописаны в толстых фолиантах, на обложках которых обозначены хронологические границы записей с 1851 по 1869, с 1872 по 1882 год. Кажется, время останавливается, когда прикасаешься к переплетам трех увесистых томов, обтянутых серым материалом, напоминающим домотканый холст. Возможно, это и есть холст, изготовленный вручную в далекие прадедовские времена? Потертые на углах страницы с каплями застывшего воска исписаны чернилами темного цвета, спустя века не утратившими первозданной яркости. Они ждут не дождутся любителей, охочих до чернорецкой старины, жаждущих заглянуть в прошлое своих предков…

Источник рядом

Справедливости ради отметим, что даже начинающему исследователю своей родословной наверняка известно, что исповедные ведомости далеко не единственный источник для поиска. Есть еще, например, ревизские сказки. И, конечно, метрические книги (метрика – свидетельство о рождении). В прошлом их вели священнослужители приходских церквей, и они содержат богатейшие сведения о дате и месте рождения, крещения и имени родившегося ребенка; именах, отчествах и фамилиях родителей, их социальном положении и местожительстве; именах, отчествах и фамилиях восприемников (крестные родители); о времени и месте бракосочетания, именах, отчествах, фамилиях, социальном положении и возрасте вступающих в брак; именах, отчествах и фамилиях поручителей (свидетелей) по жениху и невесте; о времени, месте, обстоятельствах (причине) смерти и погребения. В Дзержинском отделе ЗАГС до недавних пор хранились и были доступны для исследователей метрические ведомости XIX века Благовещенской церкви с. Желнино, Троицкого храма бывшего Дудина монастыря, прихожанами которого до 1878 года были желнинцы, Благовещенской церкви села Селищ, к которой относились жители Решетихи до 1900 года. Всего-то лишь пару-другую лет тому назад ценные документы Дзержинск передал на хранение в фонд Центрального архива Нижегородской области (ЦАНО).

«Душа – яко земля безводная»…

Что же за документ – исповедные, или исповедальные, духовные росписи (ведомости)? Исповедь для верующего человека всегда была одним из знаковых обрядов церкви. Сначала он должен осознать свои прегрешения, искренне раскаяться в них и полностью раскрыться перед Богом посредством исповеди в храме. Такой человек ждет и жаждет очередной исповеди, «как иссохшая земля ждет живительной влаги». По словам псалмопевца Давида, «…душа моя, яко земля безводная Тебе». Начало составления «исповедок» относится к XVII веку. В 1722 году был установлен возраст – семь лет, начиная с которого все прихожане были обязаны исповедоваться и причащаться у своего священника. Каждый православный христианин должен хотя бы раз в году исповедоваться и причащаться Святых Тайн. Впервые законодательно это закрепляли «Инструкции старостам попов-ским или благочинным надзирателям» патриарха Адриана 1697 года. Священнику вменялось в обязанности учить своих прихожан исповедоваться и причащаться. Исповедные ведомости составлялись ежегодно в Великий пост. Прихожанам, по каким-либо причинам не успевавшим исповедаться в это время, дозволялось исповедаться в любое другое время. За непосещение исповеди предусматривалось взимание штрафов, продолжавшееся весь XVIII век. В 1801 году по синодскому указу штрафы отменялись как для православных с заменой на епитимию (вид церковного наказания), так и для старообрядцев (по указам 1798 и 1800 годов им разрешалось иметь свои церкви).
Ревизские сказки с. Черное за 1850 г.

Редкий документ

Исповедные росписи священники составляли с указанием в них места жительства и социального положения, начиная с главы семейства, родственных отношений других членов с внесением имен, отчеств, фамилий, возраста, регулярности прохождения исповеди и причастия прихожан. Они велись в двух экземплярах – консисторском и приходском. Консисторский экземпляр подшивался и ежегодно сдавался в Нижегородскую духовную консисторию. Приходской оставался в храме. По сведениям историков, после 1917 года приходские экземпляры исповедальных ведомостей чаще всего погибали. В отличие от метрических ведомостей, они носили в основном религиозный характер, поэтому советская власть ими особо не интересовалась. По этой причине в органы ЗАГС, в архивы после закрытия храмов «исповедки» не передавались. Даже консисторский экземпляр ведомостей оказался лишним. Согласно бюллетеню Центрархива РСФСР от 25 мая 1927 года, все исповедные росписи, начиная с 1865 года и более поздние, в архивах подлежали уничтожению, как не имеющие исторической ценности. «Нашим» росписям повезло. Ныне они – редкий, ценный исторический документ, ввиду его отсутствия в архиве.

Как вносились данные

Исповедные росписи регистрировали одно из важных церковных таинств – исповедь. По сути, они были тем документом, который контролировал личную жизнь каждого чернореченца, его поступки. Ведь если прихожанин не являлся в церковь на исповедь, его записывали в уклонисты. Содержание исповеди в ведомости, конечно, не излагалось. Однако Синодский указ от 1722 года вменял в обязанности священнику сообщать властям о готовящейся государственной измене, о которой он узнал на исповеди: «…если кто на исповеди объявит еще несделанное, но к делу намеренное от него воровство (т.е. преступление), наипаче же измену, или бунт на государя, или на государство, или злое умышление на честь или здравие государево и на фамилию его величества…». Исповедные росписи условно можно разделить на две части. В первую часть вносили данные, касающиеся количества людей женского и мужского пола.
И здесь в записях первыми идут в полном составе священники (притч церкви) с членами их семей, а за ними вписывались остальные прихожане по селениям прихода. Причем данные сначала вносились о прихожанах центра прихода – населенного пункта, где стоял храм, затем других деревень.
Исповедальные росписи в краеведческом музее. 2018 г.
Так в ведомости Троицкого храма 1853 года первыми внесены подробные сведения о настоятеле храма Александре Филипповиче Авдентове (написание отчеств в статье приводится в современной транскрипции) и его семье: жене Раисе Николаевне, детях Николае, Александре, Василии, Федоре, Марии, Петре с указанием возраста. Далее – о вдовой диаконице Анне Евграфовне Ивановой и ее детях, далее о вдовой попадье Марии Петровне Белавиной и ее детях… В ведомости за 1882 год Троицкой церкви села Черное первым указан священник Кронид Васильевич Юрасов с женой Александрой Петровной, а также их дети: Зиновий – 22 года, Владимир – 19 лет, далее малолетние – Ольга, Василий, Екатерина, Евгений, Елена, Николай, Олимпиада. У диакона Александра Андреевича Архангельского и его супруги Марии Алексеевны также большая семья – шестеро детей.

«Показания действа»

Во второй части на внесенные списки членов семейств по деревням с именами, фамилиями, отчествами имеются такие разделы как «Лета от рождения» и «Показания действа». «Лета от рождения» делятся на части «Мужского пола» и «Женского пола». «Показания действа» делятся на «Кто были у исповеди и святого причастия», «Кто исповедался и не причастился и за каким винословием», «Которые у исповеди не были». В ведомости расписаны семьи, начиная с грудных младенцев и заканчивая стариками. Таким образом, при желании, вполне можно составлять родословные целых семейств в конкретных населенных пунктах, выводить год рождения человека путем элементарного подсчета, пользуясь тем, что известен год ведомости и возраст внесенного в ведомости. Например, в росписи по селениям любопытны сведения о нашем знаменитом изобретателе-самоучке Кузьме Филипповиче Бочкареве 55 лет из деревни Бабино. Жена его Настасья Федоровна и дети: Степан – 22 года, Иван – 20 лет, Дмитрий – 16 лет, Авдотья – 14, Федор – 10 лет, Матрена – 10, Андрей – 9, Яков – 5 лет и Дарья – 2 года. Далее – сведения о всех родственниках Кузьмы Филипповича.

Ценные сведения

Священник, заполняя ведомости на целый приход, мог ошибаться, так что достоверность внесенной информации для полного подтверждения надо проверять ведомостями за другие годы. Несмотря на встречающиеся ошибки, значение исповедных росписей как источника родословной огромно: приходские священники, ежегодно составляя именные исповедные росписи, перечисляли не отдельных лиц, а целые семьи. Ежегодная исповедная роспись завершалась итоговой статистической таблицей, в которой приводились сведения по приходу об общем числе православных (с разбивкой по сословиям), раздельно мужчин и женщин, исповедовавшихся и причастившихся, исповедовавшихся, но не причастившихся, не бывших у исповеди по малолетству, по отлучкам и другим причинам. Сверх того отдельно указано число раскольников. Так в росписи 1851 года в приходе Троицкой церкви с. Черное числилось 132 двора, среди жителей православного вероисповедания значилось лиц духовного звания 8 мужчин и 6 женщин, военных – 17 человек, статских, купцов, мещан – не было, крестьян – 904. (По росписи 1874 года крестьян в приходе Троицкого храма с. Черное числилось уже 2512 человек.) Зафиксировано 35 раскольников. Причт отдельно предоставлял реестр не бывших у исповеди. Те, кто не был у исповеди год или два, включались туда по усмотрению священника. Если же прихожане не посещали исповедь три года и более, они считались склонными к расколу. Священник был обязан доложить о них епархиальному начальству в обязательном порядке. В ведомостях Троицкого храма таковых прихожан не обнаружено. Исповедную роспись за каждый год подписывал не только настоятель храма, но и весь церковный причт.

Преимущества и недостатки

Духовные росписи – один из основных источников при изучении родословной крестьян и мещан, а также в случае отсутствия клировых ведомостей – духовенства.
Их преимущество – в регулярности составления документа, они имеют четкую структуру, позволяющую найти нужную информацию гораздо быстрее, чем, например, по ревизским сказкам. Недостатком исповедных росписей можно считать то, что в них не содержатся сведения об умерших, а также о том, куда выбыла та или иная семья. В минус отнесем и то, что исповедные ведомости требуют сопоставления друг с другом за разные годы и с иными источниками, поскольку для них в большей степени, чем для метрических книг и ревизских сказок, характерны ошибки в именах и отчествах, возрасте, степенях родства. Тем не менее эти и другие недостатки никак не умаляют роли и значения исповедных росписей, а наоборот, с годами их историческая ценность только возрастает.
Станислав Шальнов, краевед