Дзержинское время

Как мы уже не раз рассказывали, под предлогом спасения городского троллейбуса местные власти решили перекроить действующую маршрутную сеть общественного транспорта, для чего и пригласили инженеров из Перми. 8 февраля прошлого года чиновники заключили с «Радаром» муниципальный контракт. В декабре того же года пермяки выдали отчет, который взбудоражил общественное мнение. Дзержинцы противились ликвидации популярных маршрутов Т-1, Т-26, Т-27, Т-30, а независимые эксперты признали отчет «Радара» антинаучным. Горожане собрали более десяти тысяч подписей за сохранение этих маршруток и направили в администрацию, а также губернатору и президенту страны. Чиновники заверили, что все поступившие предложения направят разработчику. Со всех экранов руководители администрации успокаивали, что новая маршрутная схема будет принята только с учетом общественного мнения. Как происходит корректировка проекта и когда чиновники, наконец, утвердят документ, не ясно до сих пор. Но в середине лета мы узнали, что «Радар» направил в администрацию города очередной вариант доработки проекта маршрутной сети. В этой связи попросили мэрию направить нам копию этого документа. Однако чиновники нам отказали. «На сегодняшний день данный материл в установленном порядке изучается структурными подразделениями администрации города и пока не согласован окончательно, поэтому предоставить этот документ пока невозможно», – резюмировала пресс-служба администрации. Из собственных источников мы узнали, что глава администрации Виктор Нестеров не хочет принимать очередные доработки «Радара». По одной из версий причины такой позиции вовсе не в протесте населения, встретившего в штыки предложения пермских инженеров, а в нежелании идти на поводу у группировок внутри власти, лоббирующих реализацию новой транспортной схемы. Мы не раз приводили в своих предыдущих публикациях мнения, которые сходятся в том, что «варяги» привлекались в интересах частных транспортных компаний. Перекроить рынок пассажирских перевозок, чтобы ослабить позиции одних и усилить влияние других, – вот истинные цели этой комбинации. И действительно, если посмотреть на результаты работы «Радара», все так и получается – одни остаются, другие уходят. Но как, даже с наличием административного ресурса, получится перешагнуть через мнение населения, устраняя конкурентов? Оказывается, что и такое вполне возможно. В нашем распоряжении все-таки оказалась та самая доработка отчета, которую «Радар» также направил в полицию Дзержинска. Отдел экономической безопасности и противодействия коррупции (ОЭБиПК) УМВД России по Дзержинску с февраля текущего года проводит доследственную проверку по заявлению Общественной палаты города. Общественники как заявители познакомились с материалами дела, но ничего нового там не обнаружили. В доработке, выполненной по результатам изучения общественного мнения, по-прежнему предлагается ликвидировать автобусные маршруты Т-1, Т-26, Т-27 и Т-30 с запуском вместо них маршрутов № 31 и 32. Причем этих маршрутов нет во всех шести сценариях, что предлагаются в последней редакции транспортной схемы. Требования населения подрядчик игнорирует намеренно, не объясняя в аналитических материалах причин этого явления. Теперь понятно, почему Виктор Нестеров не спешит утверждать новую схему. Тем не менее в полиции нам объяснили, что «доработка» – именно тот вариант, к которому склоняются чиновники. Как и в первый раз, власти наверняка постараются мотивировать свое решение заботой о развитии троллейбусного движения. И действительно, «доработка», на первый взгляд, усиливает позиции электротранспорта. Пермские инженеры настаивают на закрытии троллейбусов № 2 и 6, одновременно с этим усилив высвободившимся подвижным составом маршруты № 3 и 4. А кроме этого предлагается запустить новые троллейбусные маршруты № 10 и 11 с прокладкой контактной линии от завода имени Свердлова. Вот тут-то муниципальный автотранспорт и расцветет, зациклив на себе основной пассажиропоток города. Однако, если взглянуть на расчеты «Радара», обещающие поправить экономику троллейбусов, то становится как-то не по себе. Цифры «доработки» буквально свидетельствуют о том, что, при росте затрат на эксплуатацию троллейбусного парка, его доходы снизятся, а тарифы на перевозку пассажиров уменьшатся. Скажете, бред? В «Радаре» так, похоже, не считают. Пермяки даже разложили свои выводы в абсолютных цифрах. Так, по их выкладкам, затраты, приходящиеся в год на один троллейбус, должны вырасти с сегодняшних 5 млн 30 тыс. руб. до 5 млн 238 тыс. Доходы при этом пойдут на снижение (при уровне рентабельности в 10%) с 5 млн 834,4 тыс. до 5 млн 820,4 тыс. руб. При снижении доходов пермяки настаивают и на снижении стоимости расчетного тарифа за проезд в троллейбусе с 26,1 руб. до 17,7 руб. Мы показали эти цифры профессиональным экономистам. Они были, мягко говоря, удивлены такими расчетами. Еще более ироничным в финишной версии новой транспортной схемы выглядит результат снижения среднего времени транспортных корреспонденций. Сегодня, как следует из анализа подрядчика, дзержинцы передвигаются по городу, например, от дома до работы за 22,63 ми-нуты, а будут, если администрация воплотит транспортную схему, на 36 секунд меньше. Значение среднего времени реализации транспортных корреспонденций в 22,27 минуты – пока самый лучший из шести предложенных «Радаром» сценариев… И вот за такую работу, которая, по сути, ничего существенным образом не изменит в Дзержинске с точки зрения скорости и комфорта передвижения в общественном транспорте, город выложил 1,8 млн руб. И ребенку понятно, что бюджетные деньги улетели в трубу. Однако полиция до сих пор не может принять решение по возбуждению уголовного дела. Напомним, о полной несостоятельности и антинаучности труда «Радара» заявили сразу две независимые экспертизы «Ассоциации транспортных инженеров» из Санкт-Петербурга и «Института транспортных систем» из Нижнего Новгорода, проведенные по просьбе Общественной палаты. Администрация до сих пор не может обосновать перед следствием цену муниципального контракта № 360. В том числе по этим основаниям прокуратура Дзержинска дважды отменяла постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, подписанное начальником дзержинского УМВД Владимиром Чумазиным. Более того, чиновники не могут даже объяснить следствию, по каким причинам была снижена стоимость контракта с 2,7 млн руб. до 1,8 млн. Этот элементарный вопрос поставил в тупик даже начальника управления транспорта и связи администрации Дзержинска Вадима Тараканова, который непосредственно отвечает за взаимодействие с подрядчиком. Показания сотрудникам ОЭБиПК он давал 6 марта. Скорее всего, власти от ответа об определении стоимости услуг «Радара» уклонились потому, что прекрасно понимают, что их труд не стоит и ломаного гроша. К слову, руководитель инициативный группы «Дзержинцы за общественный транспорт» Андрей Блохин на одном из заседаний Общественной палаты заметил, что за те деньги, что администрация заплатила пермякам, он мог бы написать 17 подобных отчетов…

Вадим Щуренков