Дзержинская стратегия – путь, которого сегодня нет


 

В течение последних двух месяцев активно обсуждается Стратегия развития Нижегородской области до 2035 г. Документ стал избирательной программой кандидата в губернаторы Глеба Никитина и, очевидно, будет определять наиболее важные перспективы областного развития, в том числе и Дзержинска. 


В городе прошли две стратсессии с участием городского руководства. Примечательно, что в ходе обсуждения не затрагивался документ, имеющий к этому вопросу самое непосредственно отношение, – «Стратегия социально-экономического развития Дзержинска до 2030 года». Как соотносятся эти два стратегических документа? И каковы перспективы развития нашего города на данном переломном этапе?

 
Воровство до добра не доведет


Стратегия Дзержинска – 2030 была принята в 2015 году. Процесс ее создания изначально носил скандальный характер. 

В документе содержались весьма спорные приоритеты развития города, которые соотносились лишь с мнением узкой группы лиц, приближенных к власти. Напомним, что ярым лоббистом документа являлся широко известный в городе экс-мэр Виктор Портнов, которому за его создание администрация города даже вручила памятный знак.

Скандальность документу придала теоретическая база, скопированная целыми кусками текста из аналогичной стратегии города Пензы. Такой подход сам по себе говорил об уровне разработчиков, а в Дзержинске появился популярный мем – «спензили». Тем не менее документ был принят. И интересно, как по прошествии трех лет он реализуется? Особенно в контексте областной Стратегии-2035.

Сегодня есть минимум три документальных базы, которые позволяют дать оценку как текущего состояния Дзержинска, так и перспектив его развития при действующей власти, принципы которой сложились с 2012 года, с момента отмены всенародных выборов и создания двуглавой системы, рычаги в которой монополизировала узкая группа лиц.

Первый документ – это, собственно, сама стратегия Дзержинска – 2030. Второй – план мероприятий по ее реализации, свежий вариант которого был принят в апреле 2018 года. Это самая интересная часть – она позволяет давать уже оценку. И наконец, третье – это отчеты главы администрации Дзержинска Виктора Нестерова за последние годы, которые наглядно позволяют вскрывать двойную бухгалтерию отчетности действующей дзержинской власти.

Что получается?


В стратегии Дзержинска – 2030 предусматривалось два сценария развития нашего города: инновационно-промышленный и инерционный. Изначально первый рассматривался как очевидный вариант развития.

Инерционный сценарий для Дзержинска был расписан в достаточно мрачных тонах, соответственно разработчики его рассматривали как слишком нереальный, по крайней мере на ближайшую перспективу. Однако мрачное будущее наступило в Дзержинске задолго до 2030 года.

Понимая это, дзержинские чиновники очень быстро в плане по выполнению Стратегии-2030 вводят целую группу изначально отсутствующих социально-экономических показателей по инерционному сценарию, на фоне которых появилась возможность делать более или менее показательные отчеты, иногда обнаруживая даже перевыполнение по сравнению с прошлым периодом.

Однако игра в хорошие цифры привела к тому, что показатели инерционного развития города стали смело записывать уже и на перспективу, и что важно – со значительным отрывом от инновационного развития Дзержинска. Сегодня по некоторым показателям эта разница составляет уже десятки процентов. Для убедительности – несколько примеров. Начнем с жителей и их возможностей работать в Дзержинске (таблица 1).
 

Как видно из цифр – трудоспособное население Дзержинска последние три года понемногу, но стабильно не дотягивает даже до инерционного сценария развития. При этом официальные данные не отражают активный процесс трудовой миграции в областной центр.
 

Экономика – мотор развития общества


Очевидно, что уменьшение населения связано с экономическими факторами. Вот как они выглядят (таблица 2). Объемы инвестиций – это важный показатель всего экономического развития города.
 

Фактическое исполнение идет явно нестабильно, особенно если посмотреть по другому критерию инвестиционного развития – душевому распределению и по инерционному сценарию – именно этот показатель был введен чиновниками в Плане реализации Стратегии-2030 (таблица 3). Особенно наглядно это выглядит на фоне Н. Новгорода.
 
 
Следующий актуальный сегодня показатель – производительность труда в Дзержинске (таблица 4).
В стратегии Дзержинска – 2030 он был запланирован только в инновационном варианте, но вскоре ввели показатель по инерционному сценарию.
Не помогло: показатель стал очень быстро отставать от оптимистического прогноза, а в последнее время вообще исчез из официальных отчетов городской власти Дзержинска.
 
 

В свою очередь на производительность труда прямое воздействие оказывают комфортные условия для проживания, которые планировались в стратегии Дзержинска – 2030 в качестве приоритетов. По причине невозможности особого разбега инерционные показатели по ним не вводили – отчетность администрации Нестерова говорит сама за себя (таблица 5). Для понимания приводим аналогичные показатели Н. Новгорода.
 
 
Еще один стратегический показатель для Дзержинска. Тут смысл простой – сколько в Дзержинске процентов «убитых» дорог от нормальных (таблица 6).
 
 
Здесь важно даже не столько отставание от стратегии, а то, как нынешняя администрация Дзержинска видит реальные перспективы на ближайшие годы в сравнении с той же стратегией.

Список данных можно было бы продолжить и по другим важным показателям, также запланированным в стратегии Дзержинска – 2030: уровень заработной платы; бюджетная обеспеченность на одного жителя; услуги ЖКХ. Однако картина там аналогичная, что примечательно особенно на фоне Н. Новгорода, руководство которого более критично относится к своим показателям развития.

А можно было не утонуть?


Читатель справедливо может заметить, что некоторые показатели социально-экономического развития зависят и от внешнего фактора. К примеру, объемы инвестиций, особенно иностранных, уменьшились в целом и по стране, в связи с теми же санкциями. И тем не менее у действующей власти Дзержинска было и есть много вариантов для маневра, чтобы привлечь инвесторов, в том числе и с иностранным капиталом. Повышение инвестиционной привлекательности города – это стратегическая по принципу и тактическая по факту задача, которую достаточно эффективно решают другие муниципалитеты.

Два варианта применительно к нашему городу. Первый – чемпионат мира по футболу и возможности для размещения иностранной команды, а также проведения различных имиджевых мероприятий, в результате которых город получил бы нужный резонанс международного масштаба. С этой задачей хорошо справились Н. Новгород и Бор.

Второй – ликвидация накопленного экологического ущерба, который в конце концов начался в нашем городе, но уже без участия местной власти, которая сегодня в суде доказывает свою непричастность к махинациям с экологическими деньгами.

Данный чисто технологический процесс можно использовать в информационно-экономическом плане как доказательство успешной экологической обстановки со всеми вытекающими инвестиционными последствиями. А теперь просто сопоставим уровень вполне реальных задач с компетенцией действующей в Дзержинске власти. Где чемпионат мира и где двуглавая система власти Дзержинска?

Где мы сейчас?


Получается, что за три года выполнения стратегии-2030 руководство города умудрилось по основным позициям не выйти даже на показатели инерционного сценария социально-экономического развития.

Что это значит? Вот официальная цитата из стратегии Дзержинска – 2030:
«Развитие по инерционному сценарию означает для города Дзержинска ускорение темпов падения численности населения, сокращение масштабов экономики вследствие вынужденного закрытия производств, построенных в прошлом столетии, оттока инвесторов на другие площадки вследствие нехватки квалифицированных кадров, низкой производительности труда из-за использования недостаточно квалифицированной рабочей силы». 
Получается, что сегодня Дзержинск образца 2018 года даже ниже этого инерционного плинтуса. 

Есть ли будущее у Дзержинска?


Отметим, что стратегия Дзержинска – 2030 – документ уже не работающий, т.к. по основным параметрам он не соответствует новой областной стратегии.
И главное – в этом документе нет прорывных идей и амбициозных задач развития нашего города. Нынешняя стратегия Дзержинска – это документ, который не смог заглянуть даже за трехлетний горизонт.

Очевидно, что сегодняшняя перспектива развития Дзержинска может быть связана с внешними факторами, как политическими, так и экономическими. Такими, как в областной Стратегии-2035, которая четко учитывает направления и возможности федеральных стратегических документов, а также закономерности и тенденции современного мирового развития XXI века. Такими, например, как развитие нижегородской агломерации.

В нынешних условиях для Дзержинска – это шанс реализовать свой потенциал и совершить бросок в будущее.

Но осуществить это возможно только с другой властью.


Игорь Соловьев, 
зампредседателя Общественной палаты г. Дзержинска