Дзержинский городской суд отказал в удовлетворении иска Елене Юньковой, дочери Валентины Архиповой, которая погибла на смертельном салюте на Дне города 28 мая 2016 года.
Как мы уже сообщали («Не сели, так заплатят?», «ДВ» № 23 от 07.06.2018 г.), минувшей весной Елена Юнькова обратилась с иском в суд в надежде взыскать с руководителей дзержинской администрации и УВД 8 млн руб. в качестве компенсации морального вреда за гибель матери. Ответчиками по делу были заявлены глава администрации Дзержинска Виктор Нестеров, его заместитель по внутренней политике Павел Воронин, начальник управления МВД России по Дзержинску Владимир Чумазин, а также администрация Дзержинска и ГУ МВД России по Нижегородской области. В процессе рассмотрения иска к участию в деле в качестве соответчиков судья привлек и публичные образования – Российскую Федерацию и дзержинский муниципалитет. Однако такая добавка не пошла на пользу истице. 27 августа текущего года суд полностью отказал Елене Юньковой в удовлетворении иска.
Как следует из решения, всю ответственность за трагедию на Дне города в 2016 году фемида по-прежнему возлагает на директора ООО «Мастер групп» Илью Маслова. Эта компания и провела фейерверк, закончившийся смертью человека. Вина Маслова была доказана в ходе расследования уголовного дела, возбужденного Следственным комитетом. Приговором Дзержинского горсуда от 1 августа 2017 года горе-пиротехника признали виновным в совершении преступления по ст. 218 УК РФ («Нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий»), назначив ему условное наказание в виде трех лет лишения свободы. В ходе рассмотрения уголовного дела Елена Юнькова как потерпевшая заявила гражданский иск о взыскании с Маслова компенсации морального вреда в размере 2 млн руб. Маслов добровольно возместил вред в полном объеме, и производство по делу прекратилось. Должностные лица администрации города и полиции, призванные обеспечивать безопасность на праздничных мероприятиях, так и не понесли ответственности за смертельный салют.
Между тем меры безопасности регламентировались отдельным Постановлением администрации Дзержинска № 1598 «О подготовке и проведении в городе Дзержинске праздничных мероприятий, посвященных 86-й годовщине города, Дню химика», которое подписал глава администрации Нестеров, а ответственным за координацию организаторов праздничных мероприятий по охране общественного порядка, безопасности зрителей и участников праздника был назначен его заместитель Воронин.
Одновременно с этим Илья Маслов 19 и 20 мая 2016 года обратился в УВД и Госпожнадзор с просьбой выдать рекомендации по проведению пиротехнической программы. Получается, что пиротехник предупредил силовиков и пожарных о своих планах, рассчитывая на последующий контроль с их стороны. Однако по факту контролеры пустили на самотек запуск салюта. Ответственность, установленная нормативным актом, и преступная халатность, которую, по мнению Елены Юньковой, допустили официальные лица в организации финального мероприятия на Дне города, и стали поводом для отдельного иска о возмещении морального вреда. Однако суд не посчитал нужным привлечь к уголовной ответственности за «халатность» и «сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей» (ст. 293, 237 УК РФ) Нестерова, Воронина и Чумазина. А именно этого во время расследования уголовного дела и добивалась Елена Юнькова. Следственный комитет также отказал ей в возбуждении уголовного дела «в связи с отсутствием в их действиях состава преступления». Одновременно с этим, как говорится в решении Дзержинского суда от 27 августа, Юнькова не смогла доказать «факт причинения ей вреда, виновность действий причинителей вреда, а также причинно-следственную связь между их действиями (бездействием) и наступившим вредом», выразившимся в смерти ее матери. На этом основании судебная власть и отклонила иск Елены Юньковой. По нашей информации, это решение суда будет обжаловаться.
Вадим Щуренков