Реформа образования: свобода или коммерциализация?

Дзержинское время

Удивительно долго Дзержинск хранил молчание – никак не реагировал на закон об изменении статуса государственных и муниципальных учреждений, спешно, за полгода прошедший кулуары и заседания Госдумы и подписанный президентом 8 мая этого года – тот самый небезызвестный 83-й закон, который в народе окрестили и монетизацией бюджетной сферы, и второй волной приватизации. Нет, конечно, предстоящей реформе в социалке дзержинцы косточки перемыли, повздыхали-поохали и даже повозмущались, но, как всегда, в тесном, дружественном кругу. Между тем уже во многих городах страны обсуждение закона, который касается всех без исключения, еще в апреле переместилось с кухни на открытые площадки и даже городские площади – протестные пикеты и митинги прокатились от Владивостока по всей Сибири, Поволжью до Питера. Нижний Новгород тоже не остался в стороне от этих акций несогласия. До Дзержинска же волна общественного реагирования на событие (а принятие такого судьбоносного для каждого россиянина закона – действительно событие) докатилась только на прошлой неделе, да и то в довольно миролюбивой форме – 2 июня Дзержинский политехнический институт пригласил представителей власти, профсоюзных лидеров, преподавателей высшей и средней школы обсудить за «круглым столом» государственную политику в области образования, современные тенденции и их последствия. Разумеется, теме возможной коммерциализации образовательного процесса, которая явно прослеживается в положениях нового закона, предстояло стать гвоздевой в этом обсуждении. Немало удивило, что напротив табличек с именами приглашенных пустых стульев было неприлично много. Впрочем, от каждого «профессионального сообщества» кто-то да пришел: среди собравшихся было несколько вузовских преподавателей и школьных работников – директоров и учителей-предметников, средне-профессиональное звено представлял директор техникума им. Красной Армии Анатолий Тюльков, представительную власть – депутаты Городской думы Нина Колесникова и Сергей Лесков, исполнительную – и.о. заместителя мэра по социальной политике Наталья Пронина. Профсоюзы педагогов, как ни странно, не сумели продемонстрировать ожидаемое и необходимое в таких случаях единство – если вузовские защитники профессиональных интересов оказались в первых рядах участников «круглого стола», то общественные лидеры общеобразовательных школ изначально не пожелали обсуждать предстоящие изменения в системе образования. Да и само управление образования без интереса отнеслось к приглашению организаторов дискуссии поговорить. Отправной точкой диалога стал доклад-презентация доцента ДПИ НГТУ Игоря Балахнина с «говорящим» названием «Реформа образования: мифы и реальность». Будучи кандидатом технических наук Игорь Александрович построил свое выступление на цифрах, упрекнуть которые в предвзятости едва ли кто возьмется. И некоторые из них более чем красноречиво говорят о том, в чем заключается реформирование сегодняшней школы. Цитируя нижегородского министра образования Сергея Наумова, докладчик поднял проблему «оптимизации» кадров в среднеобразовательном звене: так, в 2008 году в области сократили 791 учителя, в прошлом – 600 педагогов, в нынешнем предполагается расстаться с 8 тысячами(!) преподавателей, а в будущем – еще с полуторатысячами. За три года в Нижегородском регионе закрыто 114 школ, до конца 2010 года не станет еще 87 общеобразовательных учреждений. В Дзержинске сейчас в 38 школах разумное, доброе, вечное сеют 2 тысячи 189 учителей. В нынешнем учебном году в систему общего среднего образования пришли всего 39 педагогов и только 8 с высшим образованием. Было бы странным, если бы при начальном окладе в 3360 рублей в дзержинские школы хлынули выпускники педагогических вузов – учителя нового поколения, о которых так много сегодня говорят с голубых экранов самые высокие чиновники. А в свете сокращения учительских зарплат, захлестнувшего в начале этого года даже «густонаселенные» школы нашего города, и предстоящих перемен в социальной сфере ожидать прилива «новой крови» в образовании в будущем вообще не приходится. Более того, сокращать, пожалуй, никого и не потребуется. По словам Игоря Балахнина, который не от хорошей жизни вынужден преподавать не только в вузе, но и в школе, а потому знает учительские настроения изнутри, многие из опытных педагогов, недовольные происходящим, собираются расстаться с профессией. Показательна и статистика затрат на образование в разных странах, приведенная в презентации. В Китае, который развивается бешеными темпами, в уже развитых Японии и Финляндии на создание «национального интеллекта» выделяется от 12 до 16,4 % ВВП, а в Южной Корее и вовсе 23 %. Америка при ее 11 % ВВП в пользу образования совсем недавно признала свою безграмотность и выделила на реформу системы 5,7 миллиарда долларов. А что же у нас? Как всегда, свой путь. В докладе-презентации особо подчеркивается, что нашу революцию в образовании, на которое тратится всего 4,4 % ВВП, напротив, собираются провести без дополнительных вливаний. И главная ее цель, по большому счету, – дать учреждениям социальной сферы финансово-экономическую свободу, в том числе и возможность самостоятельно зарабатывать с тем, чтобы сберечь бюджетные рубли. И если сейчас те же общеобразовательные школы финансируются по смете, то по новому закону муниципалитет им будет спускать госзаказ – проще говоря, задание оказать образовательную услугу в определенном объеме. Вот так образование наших детей – то, что всегда выходило за рамки банального научения знаниям и навыкам, с легкой чиновничьей руки перешло в потребительскую плоскость, став всего лишь услугой. И немудрено – ведь идеологом реформы и автором 83-го закона является Министерство финансов России, храм цифр и знаков, в сравнении с которыми другие ценности меркнут. А потому ключевым в госзаказе наверняка станет математическое слово «объем». Какое количество «бесплатных» знаний чиновники-финансисты посчитают достаточным для наших детей – большой вопрос. Но совершенно очевидно, что стандартный объем образовательной услуги будет меньше, чем сегодня, иначе на чем тогда бюджетные учреждения будут зарабатывать деньги?! Примечательно, что при всем при этом Российская Конституция попрана не будет. Дело в том, что общее образование по-прежнему останется доступным и бесплатным, даже при условии, что станет еще более общим. Ведь в главном законе страны не уточняются его параметры – тот самый пресловутый объем образовательной услуги. Все то, о чем сегодня можно только догадываться, читая новоиспеченный закон, который представляет собой лишь форму без содержания, станет известно только к концу нынешнего года – к этому времени правительство обещалось подготовить подзаконные акты, а их без малого сотня. Кстати, по этой самой причине директор школы № 7 Владимир Коротков не стал комментировать свое отношение к нововведениям. Он, судя по его высказываниям, придерживается позиции: поживем – увидим. На отсутствие подзаконных актов и преждевременность разговора, начатого за «круглым столом», указывали и некоторые другие его участники. Сложилось ощущение, как точно подметил профсоюзный лидер дзержинского политехнического института Алексей Ундалов, будто все внутренне смирились с тем, что предлагает сегодня государство социальной сфере вообще и образованию в частности. И действительно, в отличие от вузовских преподавателей, проявляющих пассионарность, среди школьных учителей – участников дискуссии, несмотря на нескрываемые ими сомнения и страх перед будущим, своим и подрастающего поколения, явно прослеживалась убежденность в том, что ничего изменить уже нельзя. А ведь та же самая Конституция РФ в статье 32 наделяет каждого из нас правом управлять государством не только через своих представителей, но и непосредственно, самолично. В данном случае управлять – значит, открыто выражать свое мнение и доносить его до власть предержащих. И если бы это было нормой нашей жизни, кулуарное обсуждение судьбоносного для страны и каждого из нас 83-го закона стало бы невозможным. И, заметьте, никого такая скрытность верхов уже не возмущает. Не оскорбляют и намеки на нашу с вами дремучесть, которыми кишат сегодня статьи на официальных и проправительственных сайтах: дескать, народ не понял, о чем закон, потому и придумывает страшилки о платном школьном образовании стоимостью 5-6 тысяч рублей в месяц. А видели бы вы эти успокоительные пресс-релизы, которые рассылают по редакциям российских СМИ органы образования разных уровней: в них – горячий призыв не будоражить общественность слухами и … все. Никакой конкретики, никаких разъяснений. И невдомек этому высокопоставленному чванству, что среди этого самого «непонимающего» народа есть специалисты не хуже министерских, способные не только разобраться в логике рамочного, «пустого» закона и его возможных последствиях, но и обладающие бесценным опытом, который законотворцы могли бы использовать при его наполнении. Признаться, дискуссии как таковой в этот раз не получилось – обычно желающие выступить на «круглом столе» выстраиваются в очередь, а тут его ведущему кандидату исторических наук и доценту ДПИ НГТУ Александру Егорову приходилось чуть ли не уговаривать собравшихся высказаться. Нередко в конференц-зале повисала неловкая тишина. И это порой напоминало знакомую всем по школе ситуацию, когда на вопрос учителя «Кто пойдет к доске?» ответом служит молчание. И дело здесь, думается, не в неактуальности поднятой темы… Трудно, со скрипом создавалась и рабочая группа по формированию Координационного комитета гражданского общества по вопросам образования. По мысли организаторов «круглого стола», такой комитет позволит «держать руку на пульсе событий» городской интеллигенции, признающей «свою долю ответственности за состояние дел в области образования». Некоторые из предложенных кандидатур взяли самоотвод, то ли в шутку, то ли всерьез заметив, что до 10 октября этого года они шибко заняты. В итоге в рабочую группу вошли три преподавателя политехнического института, они же организаторы «круглого стола», и один школьный учитель… Встреча закончилась приглашением к сотрудничеству всех, кому не на словах, а на деле небезразлична судьба отечественного образования. И если бы таких людей было больше, подумалось напоследок, наверное, наша страна по-прежнему занимала бы 3 место в мире в вопросах образования вместо теперешнего 41-го – такова оценка ООН.

Елена Серова