Дзержинское время

Кондукторы готовы к нововведениям

Введение автоматизированной системы оплаты проезда в дзержинском общественном транспорте в конце декабря 2018 года стало неожиданностью для горожан (хотя разговоры об этом велись три года кряду) и, естественно, вызвало ряд вопросов. На многие из них мы постарались дать подробные ответы в материале «АСОП не заработала» («ДВ» № 52 от 27/12/2018 г.). Сейчас большинство проблем, связанных с внедрением транспортных карт, так или иначе разрешились. Однако у горожан, которые часто ездят на маршрутках, периодически возникают спорные ситуации, касающиеся новой системы оплаты.

Волноваться нет причин

Особенно непросто быстро освоиться и понять, что такое АСОП и с чем ее едят, горожанам пожилого возраста. Когда перед самым Новым годом объявили о скорой отмене талонов и необходимости оформления в МФЦ льготной транспортной карты, в редакцию приходили и звонили встревоженные пенсионеры, пытаясь понять, чем обернется для них нововведение. На деле все оказалось далеко не так страшно, как выглядело на первый взгляд.
Власти не раз повторяли, что АСОП – всего лишь альтернатива оплате проезда наличными, так что большинству горожан необязательно сразу же бежать за транспортной картой. Более того, с помощью валидатора (прибора, к которому прикладывается карта) можно оплатить проезд и бесконтактной банковской картой, которая наверняка имеется у доброй половины дзержинцев. Раскачивалась система медленно и постепенно, но в течение января и кондукторы, и сотрудники банков, и сами пассажиры сориентировались, более или менее разобрались что и как, и сейчас жалобы, по сути, единичны.

Теперь не проедешь?

Тем не менее без спорных ситуаций не обходится. На днях к нам обратилась местная жительница (назовем ее Мария Н.) и рассказала о своих непростых отношениях с новой системой оплаты. Женщина оформила индивидуальную транспортную карту в Многофункциональном центре еще в 2015 году.
Проблем у нее не возникало до того момента, пока не потеряла кошелек. Ситуация неприятная, но, как говорится, с кем не бывает. Горожанку направили в Нижний Новгород в офис компании «Ситикард». Все шло как по маслу, карту восстановили, но, поскольку в Дзержинске еще не было валидаторов, предложили пополнить баланс и оформить льготный проездной, чтобы ездить по сниженной цене на территории Нижнего. При этом в столице Приволжья есть свой тариф – пенсионер может пополнить баланс на 220 рублей (это 19 поездок в общественном транспорте), а еще на 230 взять талонов (или не брать, по желанию). Мария Н. выбрала вариант только с поездками – за 220 рублей. Горожанку все устраивало, она периодически без труда пополняла баланс и вопросов, связанных с проездом в Нижнем Новгороде, у нее не возникало. Какова же была радость, когда она узнала, что в Дзержинске тоже ввели АСОП. 
«У меня на карте как раз оставалось денег на две поездки, и я решила использовать их в нашем троллейбусе, ведь карта должна действовать на территории всей области. Села в транспорт и попыталась расплатиться. Но оплата не прошла! Итог – конфликт с кондуктором. Попробовала еще раз оплатить проезд картой в другом троллейбусе – та же история.
Я обратилась в администрацию, где мне ответили, что нельзя приобрести две индивидуальные транспортные карты одновременно.
И выходит, что эти поездки я могу потратить только в Нижнем. А у нас положить позже 450 рублей, оформив проездной. Не понимаю, почему я должна переплачивать?!» – возмущается горожанка.
Начальник управления транспорта и связи департамента городского хозяйства администрации Дзержинска Вадим Тараканов

Давайте разбираться

История запутанная, и в свете пока еще не до конца проясненной обстановки с картами мы решили обратиться с вопросами к начальнику управления транспорта и связи департамента городского хозяйства администрации Дзержинска Вадиму Тараканову. Вадим Александрович, как нам показалось, разъяснил все просто и доходчиво.

– Насколько известно, индивидуальную транспортную карту льготные категории граждан могут оформить только в МФЦ. Остальные горожане имеют возможность приобрести ее там же или им нужно обращаться за картой исключительно в киоск роспечати на автостанции?

– Действительно, пенсионеры и другие льготники могут подать заявку на оформление индивидуальной карты исключительно в Многофункциональном центре. Другим горожанам, не относящимся к льготным категориям, просто нет смысла стоять там в очереди, поскольку скидок и бесплатной выдачи им карт не предусмотрено. Транспортную карту можно приобрести в киоске печати, стоит она 50 рублей. Далее нужно положить на нее деньги и просто пополнять баланс по мере необходимости. У каждого перевозчика свой тариф, уже запрограммированный в валидаторе. При оплате проезда вам выдают чек, где указано, что поездка оплачена, номер маршрута, а также информация, сколько средств осталось на балансе. Но отмечу, что необязательно приобретать транспортную карту, расплатиться можно и бесконтактной банковской картой.

– К слову, об оплате банковской картой. Многие горожане заметили, что при ее использовании в транспорте списалась двойная сумма. Некоторые дзержинцы уже обратились в Сбербанк, где им сказали, что в курсе проблемы, будут писать жалобу в «Ситикард». Вернут ли горожанам деньги за «не проезженное»?

– В данной ситуации необходимо позвонить в сервисную службу «Ситикарда» по бесплатному номеру 8-800-222-44-50, назвать номер маршрута и дату, когда произошла двойная оплата, а там уже предпримут шаги, чтобы вернуть потраченные средства. В целом же горожанам нужно отнестись с пониманием к тому, что у нас новая система оплаты введена всего месяц назад, из которого 10 дней были праздничными. Со временем система будет отлажена, таких огрехов не будет. 

– Касательно готовности кондукторов к новой системе. Нам рассказали о ситуации, когда горожанка села в одну из местных маршруток, хотела расплатиться наличными, но не нашлось сдачи. У женщины была с собой транспортная карта, но кондуктор при виде ее очень растерялась, сказала, что на их маршруте через валидатор оплачивали проезд только банковскими картами, а эту она принять не сможет.

– Здесь вопрос к перевозчику. В обязательства всех дзержинских перевозчиков входило обучение кондукторов, руководство транспортных предприятий должно было провести ряд тренингов для сотрудников. На самом деле ничего сложного – речь о нажатии нескольких кнопок. Данный перевозчик со своей задачей, видимо, не справился. Думаю, это в любом случае временная трудность, сейчас-то подобный случай единичен, а скоро эта проблема исчезнет вовсе.

– Где можно восстановить транспортную карту в случае ее утери или кражи?

– В такой ситуации для начала нужно позвонить в «Ситикард» и заблокировать карту. Затем подать заявление на повторный выпуск. Повторно восстановить карту можно только в компании «Ситикард». МФЦ города Дзержинска данную услугу не оказывает. Карту восстановят, но уже, даже если речь о пенсионере, не бесплатно, ее стоимость составит 100 рублей. А в дальнейшем на восстановленную карту будет перенесен ваш тариф и остаток средств с предыдущей карты.

– Как быть в ситуации с горожанкой, которая оформила карту в 2015 году, после утери восстановила в Нижнем, но не может воспользоваться оставшимися поездками?

– Дело в том, что на индивидуальной карте можно оформить только один, определенный, тариф. Есть понятия ЕСПА – единый социальный проездной абонемент, его стоимость составляет 700 рублей, и ЕСПБ – единый социальный проездной билет, он стоит 450 рублей. У данной горожанки на индивидуальной карте оформлен проездной билет Нижнего Новгорода по тарифу 220 рублей – 19 поездок. Этот билет и этот тариф действительны исключительно на территории Нижнего Новгорода, потому что это проездной, который предоставляет нижегородское муниципальное предприятие.
Проблема в том, что две индивидуальные карты одновременно оформить нельзя. Что остается делать? Нужно потратить эти две оставшиеся поездки в Нижнем Новгороде, баланс карты обнулится, и тогда можно будет заложить на нее уже другой тариф. Для льготников по всей Нижегородской области это 450 рублей – 39 поездок. 
Сейчас в администрацию обращаются многие пенсионеры, которые уже оформили индивидуальную карту, но не могут понять, почему она не работает.
Действительно, пока проездными на льготной карте можно оплатить проезд только в муниципальном транспорте Нижнего Новгорода. После выхода Постановления правительства Нижегородской области о действии электронных ЕСПБ и ЕСПА на всей территории Нижегородской области  льготники смогут воспользоваться ими в дзержинском транспорте, имеющем право на перевозку льготников. Волноваться не стоит: деньги никуда не пропадут, срок действия льготного проезда по транспортной карте – три месяца. В любом случае пенсионерам нужно учесть, что в феврале еще будут действовать бумажные талончики, но затягивать с оформлением карты не стоит – ее делают 14 дней, а отмена талонов возможна в любой момент.

– Появилась информация о том, что вскоре транспортную карту можно будет купить не только в одном-единственном киоске на автостанции, но и в киосках «Пресс курьер». Это так? 

– По нашим сведениям, скоро продажа карт будет осуществляться еще в четырех киосках, помимо того, что на автовокзале. Когда мы будем располагать точными данными – сообщим населению. Также и пополнять баланс карты в дальнейшем можно будет и в отделениях почты, и в киосках. Кроме того, сделать это возможно на сайте компании. А чтобы активировать его, нужно на следующий день оплатить проезд картой.
Некоторые жители также сетовали на то, что не всегда видно расписание работы киоска на автостанции, поскольку его можно увидеть, только когда киоск открыт. Эта проблема решена, расписание будет размещено и на закрытых ставнях.

– Идет ли речь о том, чтобы в дальнейшем перейти исключительно на АСОП? Или оплата наличными останется актуальной? 

– Нет, АСОП – это альтернативная система оплаты проезда. Если кому-то удобнее по старинке платить наличными, то почему нет? Не должно быть такого, что человек садится в транспорт, не имея транспортной или банковской карты, но имея при себе деньги – и не может проехать. Все нововведения нужны исключительно для комфорта горожан.
Пожалуй, не добавить, не убавить нечего. Как было сказано, новая система оплаты только набирает обороты. Пока минусов хватает, но и плюсы, как подмечают многие горожане, тоже есть. В дальнейшем, кто знает – может АСОП вскоре «полюбится» горожанам и начнет работать без неприятных нюансов. Ну а, если что, в кармане всегда наберется несколько монет…
Ксения Жульнова