На прошлой неделе в администрации города прошло расширенное совещание, посвященное экологической ситуации в Дзержинске, в котором принял участие депутат Государственной думы Александр Клыканов. А еще до начала заседания парламентарий вместе с представителями соответствующих ведомств и подразделений администрации посетил объекты накопленного экологического ущерба – шламонакопители «Черная дыра» и «Белое море», а также полигон ТБО «Игумново».
Ходом работ по ликвидации объектов депутат Госдумы остался удовлетворен. Но на совещании в среднем зале администрации были подняты не только вопросы рекультивации наших знаменитых химических и бытовых свалок. Здесь также обсуждались проблемы «мусорной реформы», то есть новой системы обращения с ТБО, на которую с начала года перешла практически вся страна, и наш город здесь не исключение. Но для начала собравшиеся выслушали доклад заместителя начальника отдела охраны окружающей среды и лесного хозяйства Марии Пономаревой, в котором она с помощью графиков и сравнений показателей разных лет пришла к выводу, что не так уж у нас и грязно в городе с точки зрения экологии.
Представленные ей материалы говорили, что количество вредных выбросов от промышленности с каждым годом уменьшается. И это, кстати, дало повод главе города Ивану Носкову задать вопрос представителям областного правительства и высокому гостю из Москвы о том, почему наш город вновь оказался в числе самых экологически неблагополучных мест в России. Впрочем, внятного ответа на свой вопрос мэр города так и не получил. Чиновники не смогли четко сформулировать, по каким именно показателям составляется этот рейтинг, но сошлись во мнении, что в нашем городе много «болевых точек» накопленного экологического ущерба, а потому и «гремим» мы еще на всю страну.
Вторым докладчиком совещания стал Максим Левин, директор «Экологии региона», которая как раз и является заказчиком работ по ликвидации наших знаменитых свалок. А он доложил, что ход работ идет в соответствии с графиком. Комплекс по сжиганию содержимого «Черной дыры» уже построен, все необходимые экспертизы пройдены, а лицензии получены, сейчас идет процесс его тестирования, а с наступлением теплых деньков он приступит к уничтожению отходов. «Сейчас вся страна на нас смотрит, так как Нижегородская область является флагманом в этом направлении», – заявил Максим Сергеевич. Он также пояснил, что сжигание жидких отходов, накопленных в «Черной дыре», будет проходить в несколько этапов. Сначала их перемешают с песком и нагреют до температуры 400 градусов без доступа кислорода, а потом в печах дожига температуру поднимут до 1000 градусов.
Далее следует очистка газов, и, как уверял представитель заказчика, на выходе получится обожженный песок, который уже никак не навредит экологии. За процессом будет следить автоматика, так что вредные выбросы в атмосферу теоретически исключены. Работы должны быть завершены уже к началу следующего года. Кстати, обезврежены будут отходы только жидкие и пастообразные, а те, что уже полимеризовались, то есть стали твердыми и залегают на глубине примерно четырех метров, никто из «Черной дыры» извлекать не собирается.
И здесь, кстати, вопросы вновь появились у главы города Ивана Носкова. Он поинтересовался, можно ли будет дальше использовать смонтированный для уничтожения отходов «Черной дыры» комплекс, так как опасных химических отходов на территории бывших промышленных предприятий накоплено очень много. «Сейчас сложно сказать, насколько установка после завершения работ по «Черной дыре» будет самортизирована и потребует ли она модернизации, но есть позиция, что она должна быть полезна для Нижегородской области и дальше. И сейчас вопросы о том, какие еще отходы можно будет в ней сжигать, отрабатываются», – ответил Максим Левин.
А вот дальше речь зашла о «мусорной реформе». Докладчиком по теме стал представитель регионального оператора, генеральный директор ООО «Нижэкология-НН» Андрей Паршин. В принципе, он говорил о проблемах очень «узких». К примеру, о том, что многие отходообразователи не имеют мест под складирование мусора и отказываются приобретать контейнеры.
А вот участников совещания из Дзержинска интересовали несколько другие проблемы. Например, депутат Городской думы Богданов завел речь о необходимости внедрения раздельного сбора мусора. И другие участники его поддержали, вот только мало кто понимает, как именно внедрять эту систему, за чей счет, так как для этого нужно не только сформировать привычку у людей делить мусор на фракции, но и построить для этого инфраструктуру, а до этого у нас пока далеко.
Интересный вопрос поднял на этом совещании и директор мясокомбината «ДЭМКА» Алексей Костюнин. По его словам, его предприятие также заставили заключить договор на вывоз твердых бытовых отходов, но их на предприятии образуется очень мало, а платить приходится. «Я купил контейнер, поставил его, но за два месяца ко мне так и не приехали, чтоб вывезти мусор. И я не предъявляю претензий по этому поводу, так как за это время контейнер не наполнился. Зачем мне нужно было заключать договор?!» – эмоционально высказался господин Костюнин. Отвечал на его вопрос сам депутат Государственной думы. И речь его была долгой, но мы из нее поняли лишь то, что закон един для всех, нормативы тоже, а если на предприятии работают люди, то они неизбежно образуют твердые бытовые отходы, которые необходимо вывозить. А если для кого-то сделать исключение, то система не будет работать. В общем, как платили, так и будут платить предприниматели, даже если отходов у них образуется мало, а мусор не вывозится месяцами.
Совещание это выдалось долгим. С докладом на нем выступал и директор Политехнического института Олег Казанцев, который рассказывал собравшимся о наработках в сфере экологически чистых технологий производства, а также о необходимости формирования городской программы, что охватила бы все вопросы, связанные со сферой охраны окружающей среды. И здесь, кстати, глава города Иван Носков пошел навстречу «науке», заявив, что ждет конкретных предложений. Так что, как говорится, поживем – увидим…
Что же касается гостя нашего города – депутата Клыканова, то он пообещал рассмотреть и проанализировать все предложения, которые были ему переданы участниками совещания, а далее, возможно, они станут основой для изменения уже действующих законов или принятия новых.
Сергей Кулаков