Дзержинское время

Промышленникам и предпринимателям стало тяжелее работать. Международные экономические санкции против России, кто бы что ни говорил, сыграли свою негативную роль. Покупательская способность населения с каждым годом все падает, отсюда и экономический рост в стране очень слабый. К тому же 95% предприятий и предпринимателей испытывают проблемы бюрократического толка и откровенное давление со стороны проверяющих. Трудности в оформлении разрешительной документации вкупе с дорогими кредитами, высокими налогами и уменьшающейся выручкой заставляет многих свертывать бизнес.

Стая надзирателей

Неутешительные выводы сделали мы из выступления уполномоченного по защите прав предпринимателей в Нижегородской области Павла Солодкого на недавнем заседании Ассоциации «Дзержинскхимрегион». Бизнес-омбудсмен обратил внимание, что в текущем году в малом и среднем бизнесе Нижегородской области, по федеральным прогнозам, должно быть создано не менее 20 тысяч рабочих мест. Каким это интересным образом должно произойти, если только за прошлый год в области на 8% сократилось количество юридических лиц, удивлялся уполномоченный.
Бизнес в последние годы испытывает такие трудности и давление со стороны властей, что просто сворачивает лавочку, в прямом и переносном смыслах. В аппарате уполномоченного скопилась масса дел, связанных с жалобами предпринимателей на необоснованные уголовные преследования. Только в прошлом году в производстве омбудсмена находилось 380 жалоб, 80% из которых были связаны с уголовными делами против участников рынка.
При этом суды в 95% случаев удовлетворяют ходатайство следователей о заключении бизнесменов под стражу. По мнению Солодкого, предпринимателей отправляют в СИЗО именно для того, чтобы выбить из них нужные показания. Позиция уполномоченного такова, что к предпринимателям должны применяться такие меры, как залог или домашний арест, а не заключение под стражу. Этого, собственно, потребовал в своем недавнем послании Федеральному собранию и президент Путин. 
Помимо правоохранительной системы, на бизнес с энтузиазмом наседают и контрольно-надзорные органы. По информации Солодкого, сегодня в Нижегородской области работают 15 федеральных, 19 региональных и 11 муниципальных контролирующих структур. При этом омбудсмен обратил внимание, что свои действия они проводят только в отношении легальных предпринимателей, то есть тех, кто зарегистрировался, получил ИНН и платит налоги. Получается, что проще не оформляться, а зарабатывать деньги от имени физлица.
Так, собственно, сейчас и происходит во многих сферах. По мнению Солодкого, такая ситуация связана в том числе с перекосами в размерах штрафных санкций между юридическими и физическими лицами. Для первых они грандиозные, для вторых – копеечные. Например, в Нижегородской области штраф для юрлиц за незаконное складирование мусора составляет полмиллиона рублей. А граждане в таких случаях отделываются пятисотрублевым наказанием.
Вот в регионе и процветает полулегальный ассенизаторский бизнес, когда водители цистерн откачивают хозфекальные стоки из частного сектора, а затем сливают их в лесах. Если попадутся за этим занятием полиции или экоконтролю, то полтысячи штрафа можно будет записать на издержки. По всему региону, как выразился Солодкий, уже квадратные километры нечистот. 

Закон что дышло

Очевидно, что ситуацию с санкционной политикой в стране в отношении легального бизнеса нужно кардинально смягчать. Об этом недавно просил главный бизнес-омбудсмен страны Борис Титов на коллегии в генеральной прокуратуре. А Павел Солодкий выступил в Заксобрании области, где депутаты поинтересовались его отношением к качеству работы контрольно-надзорных органов в регионе. Уполномоченный обратил внимание на так называемый человеческий фактор в деятельности контролеров. Солодкий привел пример работы налоговой службы, которая «безбожно плющила» предпринимателей в Решетихе.
Тревожные вести из регионов подтолкнули аппарат уполномоченного по стране к проведению глубокого анализа деятельности пяти основных надзорных органов, включая МЧС, Роспотребнадзор, Ростехнадзор. А практика работы, например, МЧС сегодня такова, что 85% проверок ведомства заканчиваются применением штрафных санкций. Между тем, как утверждает омбудсмен, контролерам давно рекомендовано сначала предупреждать, а затем выписывать штрафы.
Контролеры должны быть больше подсказчиками для бизнеса, а не его карателями. Далеко не у каждого предпринимателя, как заметил Солодкий, есть возможность содержать в штате профильных специалистов по соблюдению тех или иных норм и правил. «Предприятия, конечно, имеют специалистов по тем или иным отраслям, но законы меняются очень быстро, я уже не говорю о многочисленных в них разночтениях», – сетовал Павел Михайлович, настаивая на следующей последовательности в работе контрольно-надзорных органов: сначала требование устранить нарушение, а затем повторная проверка и штраф, если первоначальные предписания не устранены.
Раскрывая тему, Солодкий рассказал об активности Госжелдорнадзора, который обрушился на одну из нижегородских нефтебаз, требуя погрузочно-разгрузочную лицензию. Компания обратилась в суд, где доказала, что такая лицензия не нужна. Транспортный надзор не успокоился и постучался к коммерсантам вместе с ОБЭПом, да еще и штраф выставил в 
200 тысяч рублей. В полном отчаянии бизнесмены попросили защиты у уполномоченного, который, в свою очередь, пожаловался в транспортную прокуратуру. «Возникает вопрос: почему одни нефтебазы имеют лицензию, другие – прекрасно работают без таковых? – недоумевает Солодкий. – И почему, когда компания имеет решение суда, надзор его полностью игнорирует? Надеюсь, прокуратура проведет объективное расследование, после которого мы будем задавать вопросы уже должностным лицам Госжелдорнадзора».

Весовой грабеж

Еще одним ударом по бизнесу в регионе стала система весогабаритного контроля, введенная в порядке эксперимента в Нижегородской области с 1 января 2017 года. Сейчас в регионе установлено шесть так называемых рамок, после прохождения которых перевозчикам прилетают серьезные штрафы за перевес. Павел Солодкий сообщил, что только за 2017 год в регионе за это нарушение начислили 1 млрд рублей штрафов. Средний их чек составляет 350 тысяч рублей. «Десятки предпринимателей стали банкротами, двое закончили жизнь самоубийством, потому что на них повесили штрафы в несколько миллионов рублей», – описал Павел Михайлович последствия дорожного нововведения. 
Уполномоченный сразу доложил о возникшей проблеме бывшему губернатору Валерию Шанцеву, который поначалу не мог поверить в такого рода перекосы. Теперь, благодаря омбудсмену, и новый глава региона в курсе проблемы. Правда, как посетовал Павел Михайлович, региональный минтранс за минувший год пока ничего не сделал для наведения порядка с этими рамками. А перекос, меж тем, заключается в необъективности этого самого весового контроля. В работе рамок наблюдаются определенные странности, выражающиеся во всплеске назначенных штрафов в определенные периоды. Например, в сентябре прошлого года был зафиксирован огромный рост количества транспорта с превышением разрешенной массы на пункте весового контроля на Богородской трассе, в марте аналогичная ситуация возникла в районе Семенова.
Разбираясь в проблеме, эксперты выяснили, что весы на таких пунктах настраиваются всего один раз в год, после чего пломбируются до следующей поверки. Однако в течение этих двенадцати месяцев еще по три раза в систему контроля под разными предлогами происходят дополнительные вмешательства. Как раз после такого «рукоблудия» в регионе и происходят скачки выписанных за превышение тоннажа штрафов. Павел Солодкий считает, что систему контроля накручивают специально, чтобы владельцы таких пунктов могли искусственно увеличить собственные заработки.
Предприятия – и те, кто осуществляет заказные перевозки, и те, кто самостоятельно доставляет до потребителей собственную продукцию, называют систему весогабаритного контроля в Нижегородской области грабительской.
К слову, в крупных компаниях, где в парке по 400-1000 автомобилей, работает внутренняя система по контролю за грузоподъемностью. Каждую выходящую из ворот машину также взвешивают на весах, а данные замеров заносятся в путевую документацию. В компаниях стараются следить за весом, чтобы не допускать превышений – и штрафов, соответственно. Но без наказания все равно не выходит. Против находчивости владельцев рамок пока, увы, ничего не попишешь.
Некоторые предприниматели, не понимая, как противостоять такому шельмованию, вынуждены сворачивать бизнес в нашем регионе. В качестве примера Павел Солодкий привел перевозчика молока, который работает с сельхозпроизводителями по всей России, но вынужден был отказаться от сотрудничества с Шахуньей. Только за март перевозчику «прилетели» административные протоколы из Нижегородчины на 2 млн рублей. В документах было указано, что автомобили компании превысили норму аж на 5 тонн. Но как это могло произойти, если бочка молока не может везти больше, чем она вмещает?
Не видя заинтересованности региональных властей в решении проблем, с жалобами на которые уполномоченного атаковал бизнес, Солодкий обратился к областному прокурору Вадиму Антипову в надежде, что правоохранителям будет по силам расставить все точки над i в очевидных злоупотреблениях в системе весогабаритного контроля. Одновременно с этим омбудсмен сообщил о комплексной проверке всех рамок в регионе со стороны Росстандарта, который недавно закупил для этих целей специальную технику. Причем проверки, как обещал Солодкий, будут систематическими и внезапными.
Затеяв серьезную кампанию по контролю за весовым контролем, уполномоченный надеется не только на ликвидацию перекосов в будущей работе системы, но и на пересмотр ранее наложенных штрафных санкций. На такую возможность Солодкого натолкнул опыт Свердловской области, где бизнес-сообщество после разоблачения дорожного «мерила», потребовали возврата 450 млн рублей. Более того, в уральском регионе начался массовый пересмотр судебных решений, которые ранее горой стояли за накладывающую штрафы сторону. 

Регион запретов

Еще одна серьезная проблема, с которой сталкивается бизнес, а особенно промышленность и логистические компании, – это традиционные временные ограничения по передвижению грузового транспорта по дорогам общего пользования. Чиновники оправдывают их необходимость сохранностью асфальтового покрытия. Бюджетная экономия текущего года на ремонт дорог, по подсчетам областного минтранса, составит 2 млрд рублей.
В текущем году запрет на отдельных участках действовал с 31 марта по 30 апреля. Например, в Дзержинске под запрет движения большегрузов попал участок Игумновского шоссе с выездом на федеральную трассу М-7 длинной 700 метров. Первым, кто пострадал от такого решения, было предприятие «Кнауф Гипс Дзержинск». Завод заявил о многомиллионных убытках и обратился к региональным властям с просьбой не ограничивать выезд на трассу. 
С аналогичной проблемой столкнулись и промышленные предприятия на Бору, где для большегрузов ограничили движение на подходе к мосту через Волгу. Обороты компаний, пострадавших от такого запрета, менее 1% в объеме всей экономики области. Однако ущерб, который борчане в итоге получат от введения временного запрета, составит 1 млрд 250 млн рублей. А все хозяйствующие в регионе субъекты, по подсчетам Солодкого, потеряют свыше 100 млрд рублей. В итоге получается, что экономия на ремонте дорог в десятки раз меньше, чем потери для бизнеса, а в конечном итоге и для бюджета, потому что он пополняется за счет налогов от экономической деятельности.
Участвуя в переговорах с властями вместе с директорским корпусом Бора и Дзержинска, Солодкий настаивал на отмене сезонных ограничений на передвижение большегрузов, по крайней мере, на борском и дзержинском участках.
Уполномоченный обратил внимание, что Московская и Белгородская области отказались от введения такого рода запретов именно из-за ущерба для экономики, который превышает стоимость ущерба от эксплуатации дорожной сети. 
Вадим Щуренков