Дзержинское время

Не перевелись еще в российских городах и весях самородки, которые если не блоху подковать, то уж любое диковинное транспортное средство своими руками собрать сумеют. Яркий тому пример – наш земляк Алексей Евстюничев. По словам самого Алексея, он с детства увлекался изготовлением разного рода моделей и механизмов. Начинал с простеньких авиамоделей. Раньше продавались такие конструкторы – бери инструкцию и собирай. Однако вскоре ему наскучило заниматься обычным монтажом готовых самолетов, захотелось чего-то более сложного и интересного. По всему городу искал парень журналы типа «Юного техника», скрупулезно изучал чертежи, схемы и основы аэродинамики… От теории незамедлительно переходил к практике: в ванной выпиливал и вырезал детали; склеивал, клепал, сшивал готовые модели. Мало-помалу оборудовал мастерскую в доме деда в п. Решетиха. Тут у Алексея есть все, что необходимо ему для работы: токарный станок, сварочный аппарат, нождак, дрель, множество самодельных приспособлений самого диковинного вида и непонятного неискушенному взгляду назначения. Тут же хранится и гордость дзержинского левши – самый настоящий… паровоз в миниатюре. Как нам рассказал мастер, желание сделать работающий паровоз возникло у него давно. Однако найти чертежи оказалось даже в наш век Интернета делом непростым. Пришлось заказывать их аж в Англии, где существуют целые парки миниатюр различного транспорта. Изучил, вник, понял, пора и в жизнь воплощать. А потом было полтора года ежевечернего труда. Каждая деталь мини-паровоза изготовлена руками Алексея, только колесные тяги он заказал на одном из городских заводов. «Нет у меня оборудования, чтоб такой точности добиться да еще при работе со сверхпрочной сталью», – пояснил корреспонденту Алексей. Смотришь на произведение рук Алексея и диву даешься: рычажки, клапаны, ручки – все настоящее, все функционирует, никакой бутафории. Работает паровоз, как и положено, на угле. Открывается миниатюрная топка, загружается топливо, затем в бак наливается два литра дистиллированной воды. Полчаса «разогрева» – и паровоз готов к работе. Как это ни странно, но при столь малых размерах и собственном весе всего в пятьдесят килограмм, он способен перемещать троих взрослых человек! Места для них прикрепляются к локомотиву в виде «вагона» высотой со скамейку, сел – и чувствуешь себя настоящим пассажиром: звук стучащих колес, дым из трубы, даже пронзительный гудок есть. «Алексей, а почему именно паровоз, а не пароход или, скажем, подводная лодка?» – поинтересовались мы у мастера. На это он ответил, что его всегда привлекали локомотивы и их устройство вызывало интерес с ранних лет. Когда в преддверии 9 Мая в Дзержинске остановился Поезд Победы, наш герой всеми правдами и неправдами проник в кабину и долго изводил машиниста техническими расспросами. И лишь получив ответы он окончательно убедился, что его произведение сделано правильно, по всем инженерным законам. Есть ли цена у этого чуда техники? Ведь не исключено, что кто-то захочет его приобрести: излюбленная игрушка владельцев огромных дачных участков – машина для гольфа – постепенно уходит в прошлое. А вот чтоб по огороду на паровозе ездить – такого, кроме как у нашего героя, наверное, ни у кого нет. Однако сколько такой паровоз стоит, не знает даже его создатель. «Я его не на продажу делал, а для собственного удовольствия. Сам процесс работы был интересен, ну и результат, конечно, тоже порадовал», – поясняет Алексей. На вопрос: какие планы он собирается воплотить в ближайшее время, Алексей сказал, что не мешало бы получить разрешение у деда и построить на огороде эстакаду высотой сантиметров в сорок, проложить по ней рельсы и пустить по ней паровоз. Также планирует мастер сделать несколько самолетов с радиоуправлением. И ведь сделает – удача любит смелых и настойчивых.

Евгений Павлычев