25 сентября 1952 года из Дзержинска в Горький отправился первый автобус. Еще раньше открылся первый автобусный внутригородской маршрут от так называемого двадцать седьмого, т.е. перекрестка (тогда), ул. Кагановича (ныне – Клюквина) с проспектом Ленина до старого железнодорожного вокзала на ул. Попова. Для молодого города, обладавшего единственным видом городского транспорта – трамваем, путь которого был вытянут в одну 17-километровую нитку, появление такого мобильного транспортного средства, как автобус, было, конечно, событием. Да и связь с областной столицей значительно улучшилась: ранее она была возможна только на нечастых поездах с паровой тягой.
Появление междугородного автобусного маршрута поставил вопрос об автостанции. Строить ее было некогда и не на что. Вопрос решили по-простому. На улице Урицкого, рядом со стадионом, на площадке, где ныне каждой осенью разворачивается овощная ярмарка-торжище, был продовольственный магазинчик. Его куда-то убрали, а освобожденное помещение отдали под автостанцию.
Это было ну совсем не приспособленное для этого помещение. Зала ожидания не было. Пассажиры ожидали транспорт в любую непогоду на улице. Не было даже помещения, куда цари пешком ходят. Словом, в бывшем магазинчике хватало места лишь для кассы, диспетчера и еще кого-то.
Как-то так получилось, что эта времянка просуществовала очень долго – 26 лет. Руки, что ли, не доходили до постройки нормального автовокзала для «столицы химии»? А автобус в Дзержинске, между тем, развивался семимильными шагами. К концу 70-х годов дзержинский автобус перевозил уже около 70 млн пассажиров в год.
Новый автовокзал строили довольно долго. Во-первых, для него надо было освободить площадку, занимаемую последними бревенчатыми домами старинного Первомайского поселка, предварительно построив для их обитателей новое жилье. Во-вторых, было туговато с финансами. Денежный поток, обрушившийся на Дзержинск в 50-60 гг., к середине 70-х весьма обмелел – страна вползала в кризис, впоследствии приведший ее к разрушению. И все-таки все эти трудности были преодолены, и в 1978 году новый автовокзал был открыт для дзержинцев.
Ко времени начала строительства автовокзала индивидуальные проекты для подобного рода зданий были повсеместно запрещены. Поэтому для нашего автобусного вокзала был принят типовой проект № 503-21, разработанный институтом «Гипроавтотранс». Архитектурно-планировочные решения были разработаны Сычевым, Якуниной и Андросовым – специалистами института «Дзержинскгражданпроект».
Говорить об архитектуре этого двухэтажного здания бессмысленно. В те годы архитектура как область искусства, казалось, целиком ушла в прошлое. Не было никаких ее следов и в здании дзержинского автовокзала. Плоская, как футбольное поле, бетонная стена, прочеркнутая стеклянной лентой, – вот и вся, с позволения сказать, архитектура. Наши городские архитекторы сделали все, что было в их силах: удачно выбрали место для здания, замкнув им Привокзальную площадь, и украсили его металлической художественной конструкцией. Южную стену просторного зала ожидания (внутри вокзала) украсили, как это широко практиковалось в те годы в Дзержинске, большим мозаичным панно. Удачно вписались в пейзаж улицы Урицкого крытые перроны автовокзала, украшенные эмблемой автомобилистов («баранка») и надписью «АВТОВОКЗАЛ». Вокзал имел все необходимое, чтобы облегчить жизнь автопутешественника.
В свои лучшие времена автовокзал обслуживал 15 пригородных и 26 междугородных маршрутов. Дзержинский автовокзал связывал нас со всеми районными центрами Горьковской области и многими крупными городами за ее пределами. Кризис и развал страны не мог, естественно, не сказаться на работе нашего автовокзала. Объем пассажирских перевозок резко сократился из-за сильно подорожавшего горючего и износа наличного почти не возобновляемого автопарка. Тем не менее, основные пригородные маршруты были сохранены за счет частного автобусного парка.
К концу первого десятилетия ХХI века дзержинский автовокзал обслуживал 17 маршрутов, из коих 13 проложены к пригородам города и 4 – между городами. Междугородные маршруты, как мы видим, сильно пострадали от кризиса. Автовокзал, однако, живет, весьма востребован горожанами, и, будем надеяться, что хорошие времена у него еще впереди.
Более того, теперь вокзал капитально отремонтирован и реконструирован. Он облицован красивыми плитами, и про него теперь не скажешь, что архитектурное искусство на нем закончило свою жизнь – он ярко и красиво вписался в Привокзальную площадь.
Ну а количество внутригородских автобусных маршрутов я вообще сегодня затрудняюсь назвать – много. В основном, эти маршруты обслуживаются частным автотранспортом, но сами маршруты проложены так, как их утвердила городская администрация.
Да, далеко мы ушли от первого автобусного маршрута, открытого в сентябре 1952 года.
Исаак Фельдштейн