ноября
Войти через соц. сети:
Культура
ЖКХ
Спорт
Происшествия

Краеведение

Первые автобусы Дзержинска

Дорогой читатель!
Хочешь быть в курсе всех последних событий
твоего любимого города? Тогда подписывайся на "Дзержинское Время" МЫ ДОСТУПНЫ НЕ ТОЛЬКО НА ПОЧТЕ

Выбери любимую социальную сеть:
контакте Facebook twitterYouTube

и будь в курсе последних событий города Дзержинска!

25 сентября 1952 года из Дзержинска в Горький отправился первый автобус. Еще раньше открылся первый автобусный внутригородской маршрут от так называемого двадцать седьмого, т.е. перекрестка (тогда), ул. Кагановича (ныне - Клюквина) с проспектом Ленина до старого железнодорожного вокзала на ул. Попова. Для молодого города, обладавшего единственным видом городского транспорта - трамваем, путь которого был вытянут в одну 17-километровую нитку, появление такого мобильного транспортного средства, как автобус, было, конечно, событием. Да и связь с областной столицей значительно улучшилась: ранее она была возможна только на нечастых поездах с паровой тягой.

Появление междугородного автобусного маршрута поставил вопрос об автостанции. Строить ее было некогда и не на что. Вопрос решили по-простому. На улице Урицкого, рядом со стадионом, на площадке, где ныне каждой осенью разворачивается овощная ярмарка-торжище, был продовольственный магазинчик. Его куда-то убрали, а освобожденное помещение отдали под автостанцию.

Это было ну совсем не приспособленное для этого помещение. Зала ожидания не было. Пассажиры ожидали транспорт в любую непогоду на улице. Не было даже помещения, куда цари пешком ходят. Словом, в бывшем магазинчике хватало места лишь для кассы, диспетчера и еще кого-то.

Как-то так получилось, что эта времянка просуществовала очень долго - 26 лет. Руки, что ли, не доходили до постройки нормального автовокзала для «столицы химии»? А автобус в Дзержинске, между тем, развивался семимильными шагами. К концу 70-х годов дзержинский автобус перевозил уже около 70 млн пассажиров в год.

Новый автовокзал строили довольно долго. Во-первых, для него надо было освободить площадку, занимаемую последними бревенчатыми домами старинного Первомайского поселка, предварительно построив для их обитателей новое жилье. Во-вторых, было туговато с финансами. Денежный поток, обрушившийся на Дзержинск в 50-60 гг., к середине 70-х весьма обмелел - страна вползала в кризис, впоследствии приведший ее к разрушению. И все-таки все эти трудности были преодолены, и в 1978 году новый автовокзал был открыт для дзержинцев.

Ко времени начала строительства автовокзала индивидуальные проекты для подобного рода зданий были повсеместно запрещены. Поэтому для нашего автобусного вокзала был принят типовой проект № 503-21, разработанный институтом «Гипроавтотранс». Архитектурно-планировочные решения были разработаны Сычевым, Якуниной и Андросовым - специалистами института «Дзержинскгражданпроект».

Говорить об архитектуре этого двухэтажного здания бессмысленно. В те годы архитектура как область искусства, казалось, целиком ушла в прошлое. Не было никаких ее следов и в здании дзержинского автовокзала. Плоская, как футбольное поле, бетонная стена, прочеркнутая стеклянной лентой, - вот и вся, с позволения сказать, архитектура. Наши городские архитекторы сделали все, что было в их силах: удачно выбрали место для здания, замкнув им Привокзальную площадь, и украсили его металлической художественной конструкцией. Южную стену просторного зала ожидания (внутри вокзала) украсили, как это широко практиковалось в те годы в Дзержинске, большим мозаичным панно. Удачно вписались в пейзаж улицы Урицкого крытые перроны автовокзала, украшенные эмблемой автомобилистов («баранка») и надписью «АВТОВОКЗАЛ». Вокзал имел все необходимое, чтобы облегчить жизнь автопутешественника.

В свои лучшие времена автовокзал обслуживал 15 пригородных и 26 междугородных маршрутов. Дзержинский автовокзал связывал нас со всеми районными центрами Горьковской области и многими крупными городами за ее пределами. Кризис и развал страны не мог, естественно, не сказаться на работе нашего автовокзала. Объем пассажирских перевозок резко сократился из-за сильно подорожавшего горючего и износа наличного почти не возобновляемого автопарка. Тем не менее, основные пригородные маршруты были сохранены за счет частного автобусного парка.

К концу первого десятилетия ХХI века дзержинский автовокзал обслуживал 17 маршрутов, из коих 13 проложены к пригородам города и 4 - между городами. Междугородные маршруты, как мы видим, сильно пострадали от кризиса. Автовокзал, однако, живет, весьма востребован горожанами, и, будем надеяться, что хорошие времена у него еще впереди.

Более того, теперь вокзал капитально отремонтирован и реконструирован. Он облицован красивыми плитами, и про него теперь не скажешь, что архитектурное искусство на нем закончило свою жизнь - он ярко и красиво вписался в Привокзальную площадь.

Ну а количество внутригородских автобусных маршрутов я вообще сегодня затрудняюсь назвать - много. В основном, эти маршруты обслуживаются частным автотранспортом, но сами маршруты проложены так, как их утвердила городская администрация.

Да, далеко мы ушли от первого автобусного маршрута, открытого в сентябре 1952 года.

Исаак Фельдштейн

3 32814.09.2010

Комментарии:

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы иметь возможность участвовать в дискуссиях на нашем сайте.

  1. хорват 18 сентября 2010 11:07
    В каждой статье автор умудряется по поводу и без повода пнуть лишний раз Советскую власть. Вот и сейчас он сетует: «Говорить об архитектуре этого двухэтажного здания бессмысленно. В те годы архитектура как область искусства,…» и далее по тексту статьи Архитектура, это вовсе не простое украшение здания с использованием колонн, капителей, меандров и других архитектурных элементов. Архитектура относится к области человеческой деятельности, направленной на создание различного рода сооружений и их комплексов на основе научных знаний технического умения и художественного мастерства. Добиться выразительной архитектурной композиции можно применяя различные архитектурно-пространственные формы (геометрический вид, размеры, положение в пространстве, фактуры материала, цвета, светотени). Например, сочетание двух или трёх разновеликих объемов с вертикальным или горизонтальным остеклением делает здание более выразительным. Автовокзал это общественное здание (-предназначено для всех видов социальной жизнедеятельности людей), причем узкоспециализированное. Шло массовое строительство , создавались целые города, и позволить себе роскошь делать индивидуальные проекты вокзалов мы не могли. Зато в советские годы вокзал действовал по своему прямому назначению, а сейчас господа демократы оставили, лишь один закуток для касс, который не сразу и найдешь, а зал и весь первый этаж! отдали под очередной базар и кабаки. При этом Вы радуетесь: «Более того, теперь вокзал капитально отремонтирован и реконструирован. Он облицован …» далее по тексту, забывая при этом упомянуть о передаче всего вокзала под базар. А достаточно было добавить пилястры, покрасить в оригинальный цвет и вокзал стал бы ещё краше, несомненно, со временем советская власть это сделала бы. А по поводу вхождения нового вокзала в общий ансамбль привокзальной площади (торчит как золотой зуб в челюсти?), я хотел бы услышать мнение компетентного архитектора. Хорошо, я принимаю Ваш аргумент о, якобы, архитектурном убожестве вокзала, тогда примите и мой, снесите старый уродливый советский вокзал и постройте новый, красивый, демократический, Вы уже 20 лет у власти деньги у Вас есть. А что Вы смогли за это время?Вас хватило лишь на продажу советских построек и облицовку их панелями, на большее Вас не хватает, а Вы этим гордитесь! К слову сказать, я был на четырёх автовокзал в Хорватии и трёх в Польше, нигде я не видел дворцов с колоннами и капителями. В целом это были утилитарные здания без изысков. Любое здание должно отвечать требованиям функциональной целесообразности, технической, экономической. Советский вокзал всему этому соответствовал.
  2. Сергей Кулаков 20 сентября 2010 14:13
    Интересно, а в чем конкретно вы упрекаете автора? В том, что он просто излагает факты? архитектурой неа вокзале и не пахнет, вы и сами это признали. А давать оценки нынешнему использованию здания - это дело другой заметки. Автор, как я понял, преследовал цель рассказать об истории здания. Он это прекрасно сделал. В общем, вы использовали эту статью, как очередной повод поворчать о том, что при коммунистах все было хорошо, а вот демократы..... wink
  3. хорват 14 октября 2010 19:51
    Во первых, читайте мой пост, я не признавал что  архитектурой там не пахнет. Наоборот я посвятил нескольско строк о понятии архитектуры в целом.  Архитектурное решение у вокзала есть, Это применение ленточного остекления и остекление главного зала. Другое дело, что можно было  доработать. Так же есть архитектурные решения например у здания Гражданпроекта на бульваре Правды, это применение пилястр из кирпича, выступающих за плоскость фасада. Ещё раз для Вас повторюсь, наш вокзал имеет архитектурное решение, пусть не такое выразительное как бы Вам хотелось. Что же Вы тогда новый вокзал не построили?  (то же самое об отсутсвии архитектурного решения Вы можете сказать и про здание ООН например, поставленная на попа коробка с полосками, а межу тем именно это решение остекления и даёт зданию выразительность). По поводу дела другой заметки о использовании вокзала -что же тогда автор так радуется капитальному ремонту и превращению вокзала в базар? История вокзала пишется в том числе и сейчас,  впоследствии  такие же журналисты,как Вы, будут писать, что в 2000-х вокзал был превращён в очередной базар, так что темы истории и примения вокзала неразрывно связаны друг с другом. А так статья в целом информативна, это я признаю.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коротко
Новости партнеров
События
Интервью
Город
Политика
Экономика
Общество
Эконом-инфо