Дзержинское время

Памятник Минину и Пожарскому с «ночлежкой» по соседству

Поездку в Нижний Новгород из Дзержинска зачастую даже путешествием не назовешь. Если цель – отдохнуть и погулять по областной столице, узнать что-то новое, то это для наших земляков скорее что-то вроде экскурсии. Мы предлагаем виртуально прогуляться по одной из самых старинных и прекрасных, полных интересных исторических фактов, улиц Нижнего – Рождественской. Она практически ровесница города, а значит, насчитывает те же самые 8 веков, что и сам древний град.

Богатая история

Рождественская, идущая параллельно «стрелке» двух рек – Волги и Оки, всегда была торговой улицей. В первые столетия жизни города постройки здесь – дома, церкви, магазины, лавки были деревянными и часто горели. И лишь к концу XVIII – началу XIX века был задан план застроить улицу каменными зданиями и выровнять их по одной линии. Этот план успешно воплотил в жизнь инженер и архитектор, создатель великолепной Нижегородской ярмарки Августин Бетанкур.
Улицу Рождественскую тогда облюбовали богатейшие люди не то что Нижегородчины, а всего государства: именитые купцы, промышленники, графы, князья, крупнейшие меценаты. Здесь сохранились две усадьбы – графини Софьи Строгановой, которая якобы своим образом вдохновила посетившего когда-то сии места Пушкина на написание мистической «Пиковой дамы», и князя Сергея Голицына. Самое большое здание – знаменитый Блиновский пассаж с множеством магазинов, лавок, трактиров, гостиницей, телеграфом. Купцы братья Блиновы, как и затевали, выстроили целую галерею для сдачи в аренду отдельных помещений под единой крышей, поэтому именно пассаж. Здание из красного кирпича нарядно украшено белой отделкой с лепниной прямоугольных рам и арок оконных проемов, угол дома венчает треугольная башенка.
Дом Бугрова притягивает взор помпезностью и роскошью
Не менее роскошно выглядит доходный дом купца Николая Бугрова, который, унаследовав его от предков, отделал на собственный лад: розовый фасад с белыми колоннами по всему периметру, бордюрная изгородь на крыше, изумрудная плитка на внешней части второго этажа. Неизменным остался купол с фамильным гербом Бугровых – с большой буквой «Б» в центре. В начале XIX века здесь располагалась контора Нижегородского отделения Волжско-Камского банка, щедро ссужавшего владельцу дома деньги на развитие знаменитых мельниц на Сейме.
Прямо по соседству – дом купца Пятова, он поменьше размером, но от этого не менее богатый и изысканный архитектурно. Здание построил сам Бетанкур. Главный фасад украшают восемь приставных ионических колонн, а фриз над ними – тройные венки славы, это символ победы России над Наполеоном. Первый этаж предназначался для размещения лавок, поэтому имел большие арочные остекленные входы. Комнаты второго этажа сдавали внаем.
Банк Рукавишникова - одно из главных украшений улицы
Еще один блистательный памятник архитектуры прошлого на ул. Рождественской – Банк Рукавишниковых. Дом строился как доходный, на первом этаже планировалось разместить магазинчики, а все помещения выше отдать Русскому торгово-промышленному банку. Купцы Рукавишниковы были крупнейшими клиентами этого банка, поэтому здание и получило название «Банк Рукавишниковых». Здание из белого кирпича с колоннами, отделанными малахитового цвета каменной отделкой, символизирует нерушимость русской промышленности, а скульптуры над входом олицетворяют союз промышленников и земледельцев. Ансамбль – своего рода прообраз знаменитой советской скульптуры «Рабочий и колхозница». Построил здание, как и второй комплекс – торговый дом на Нижне-Волжской набережной, напоминавший готические замки в Европе, знаменитый архитектор Федор Шехтель.

Православие равно патриотизм

Начинать знакомство с Рождественской мы бы посоветовали от площади Народного Единства, именно здесь объединены сразу несколько самых культовых объектов Нижнего – виден Кремль, возвышается памятник Минину и Пожарскому, собравшему здесь много лет назад народное ополчение, которое не позволило иноземцам завладеть Москвой. Здесь же стоит старинный храм Рождества Иоанна Предтечи. На его деревянном помосте «гражданин» Минин, как известно, и призвал земляков идти ратным походом для освобождения сердца России. Этот сюжет, все мы помним, запечатлен в масштабном живописном полотне художника Маковского «Воззвание Минина к нижегородцам». Впрочем, прежде всего надо сказать, что у самого храма была очень непростая судьба. После постройки из дерева в 1531 году в честь рождения первого русского царя Ивана Грозного он много раз горел. Только в 1683-м здание переложили из камня, но и это не уберегло его от разрушения. В советское время здание изуродовали, снеся все купола. 
В оставшемся безликом помещении размещалась автошкола. В начале 2000-х храм отреставрировали, сейчас он действует и здесь можно приложиться к иконе с мощами Иоанна Предтечи, а также множеству других святынь.
Говоря об этом месте, нельзя обойти стороной стоящую неподалеку ночлежку Бугрова. Купец-старообрядец славился благотворительностью и от выручки доходного дома построил ночлежный дом для бедноты. Говорят, именно здешние традиции и образ жизни постояльцев легли в основу знаменитой горьковской пьесы «На дне». Хотя по уставу в ночлежном доме дебоширить строго возбранялось. Правила, высеченные прямо на фасаде, гласили, что обитателям нельзя пить водку и вести себя громко. Посетителей дом вмещал порой больше 1000, хотя и был рассчитан на 700 человек. В «ночлежке» принимали только с вечера до утра, все остальное время помещения тщательно дезинфицировали, чтобы избежать эпидемий туберкулеза и тифа.
Невозможно, гуляя по Рождественской, не обратить внимания на знаменитую Церковь Собора Пресвятой Богородицы. Первоначально она была деревянной. Однако после очередного пожара ее восстановил купец Григорий Строганов, и в народе храм стал именоваться еще и строгановским. Церковь сегодня выглядит как украшение не только улицы, но и города, – нарядная, яркая, пышная, необыкновенно праздничная. Иконостас в храме также необычный – лики на темном дереве заключены в золоченые рамы. Убранство кажется не просто по-старинному монументальным и богатым, а еще и величественным. Говорят, храм на несколько лет был закрыт по указу Петра I после службы в честь 50-летия самодержца. Царь будто бы узнал иконы, которые лично заказал для Петропавловского Собора и которые мастер в последний момент не смог передать Петру якобы из-за того, что их перекупил для Рождественской церкви богатей Строганов.

Все для туристов

Улица Рождественская хороша для пеших прогулок во всех смыслах. Здесь, как уже говорилось, очень красиво, и поэтому приятно гулять в любое время суток и года. Если захотелось перекусить, нет проблем. На Рождественской, что ни дом, то ресторан или кафе, причем есть совершенно уникальные – по своему интерьеру, меню, сервировке и подаче блюд. Называть их мы не будем, чтобы не выделять среди прочих. В любом случае каждый сам выберет, где угоститься, на вкус и кошелек, как принято говорить.
Есть на этой улице и любимые многими прохожими скульптуры, напоминающие о важных вехах истории. Например, памятник одному давнишнему случаю. Как известно, Нижегородчина издревле славилась добычей соли. В далекие времена этот продукт был очень востребован, поскольку являлся единственным консервантом и позволял долго не портиться рыбе или мясу, перевозимым на судах по широкой Волге в удаленные от Нижнего города. Государство монополизировало продажу минерала, для чего на Рождественской была открыта «Соляная контора».
Ее руководство продавало соль по особому разрешению. Однако много продукта сбывали и «налево» для незаконного обогащения. Причем участвовали в этом не только конторщики, но и купцы. Тонны соли списывались в итоге как потери при весенних разливах рек, ведь запасы ценной «крупы» хранились на складах у воды. И вот когда государство решило снять монополию и раздать всем субъектам акцизы на право пользования солью, оказалось, что раздавать-то и нечего. Проштрафившихся дельцов тогда жестко наказали. После этого купец Федор Блинов в назидание подарил своему сыну чугунные башмаки с надписями: «честь» и «совесть» и оставил наказ: «Носи раз в год и помни о нашей чести». Этому случаю посвящена композиция «Соляная афера 1864-1869». 
А еще здесь можно «встретить» «Мальчика с бубликами» и художника Маковского с кистью и своим полотном «Воззвание Минина…», увековеченных в металле. Рядом с Речным вокзалом туристы очень любят аттракцион «Электрические витамины». Арка-памятник поддерживается столбами из разных металлов, при взаимодействии с ними человек получает энергию, а целующиеся влюбленные ощущают кисловатый вкус во рту.
Для разнообразия можно заглянуть в арку и оказаться внутри какого-нибудь дворика на Рождественской. А здесь совсем другой мир. Дворы напоминают то петербургские «колодцы», то самые обыкновенные трущобы времен горьковского «дна». Так и кажется, что здесь еще вчера разгружали и считали тюки с солью, отправляя ее на временное хранение в большие амбары, попрошайничали, дрались, а помпезные богачи – хозяева местных хором – если и забредали сюда по случайности, то немедленно стремились убраться из подворотни, бросив к ногам подозрительного нищего надкусанный крендель из ближайшей трапезной.
И, пожалуй, последнее: в пустых помещениях Блиновского пассажа не так давно видеокамеры зафиксировали почти невесомую женскую фигуру в белом облачении. В течение нескольких минут она то поднималась в воздух, то опускалась вниз, и это отчетливо видно. Что это за призрак и был ли он на самом деле – загадка. Но нашей, теперь уже хорошо знакомой, улице добавляет это, если позволите так выразиться, исторического шарма. Что творилось в этом месте 100, 200, а может быть, все 800 лет назад?.. Можно только додумывать, представлять и пытаться почувствовать.
Елена Родионова