Дзержинское время

 Речная пристань в Дзержинске. 1953 г.

Село на правом берегу Оки с ласковым названием Дуденево хорошо известно дзержинцам. В отличие от коренных чернореченцев, испокон веков служивших Волге, дуденевцы всегда были верны красавице Оке. В советское время они составляли основу профессионалов-речников Дзержинской пристани – речного порта Московского ордена Красного Знамени речного пароходства.

Судоремонтники

Со второй половины XIX века на реке у Дуденева были известны четыре пристани богатых судовладельцев: Балиных, Качковых, Зварыкиных, Каменских. Имели собственные баржи выходцы из местных крестьян Гундарины, Телегины, Ильины и другие. С годами увеличившееся количество зимующего там флота вынудило заняться его обустройством, построить судоремонтные мастерские. В ответ на обращение судовладельцев Нижегородская управа уведомила их о том, что препятствий для этого не имеется. Так во второй половине XIX века у берега появилась тихая обустроенная зимняя стоянка для судов, мастерские по их ремонту. Оживленно было у Дуденева с началом навигации на Оке: подкатывали к пристаням тяжело груженые подводы, разгружались суда с астраханскими арбузами, материалами для кожевенного производства. По реке на пароходах отправляли с пристани лес, зерно, кожевенные изделия, глиняную посуду. Вот причалил паром с пассажирами из Черноречья, и снова на берегу шум, гам, крики.
«Речные ворота» Дзержинска. Начало 2000-х гг.

В советское время

Многие из дуденевских подростков вслед за дедом и отцом начинали трудиться в затоне «мальчиками на побегушках». Затем, овладев ремонтом судовых механизмов, получив образование в Нижегородском речном училище, становились механиками, шкиперами, капитанами. И уже не мыслили себе жизнь без реки. После Октябрьской революции 1917 года флот частных судовладельцев был национализирован. К началу навигации 1918 года в Московско-Окском бассейне, в который вошел и Дуденевский затон, национализировали 165 самоходных и 814 несамоходных судов. Однако во времена Гражданской войны и начального становления Советской власти большая часть флота пришла в негодное состояние и была поставлена на прикол, ремонтная база разрушилась.
Не хватало профессиональных работников для ремонта и эксплуатации флота. В «Дуденевском затоне, – рассказывали старожилы,- долгое время, вплоть до 1960-х годов, находились десятки старых, как их называли, «кладбищенских», пароходов, выработавших свой ресурс». Но начиная с конца 20-х гг. XX века начался подъем водно-транспортного хозяйства Московско-Окского бассейна. Советская власть строила новый речной флот, ремонтировался старый. 

Затон Чернорецкий

В зимнее время река замирала, но чернореченские – дзержинские речники, сойдя на берег, находили работу в местном затоне для отстоя и ремонта судов – Чернорецком, позже названном Окским. Он располагался через реку – напротив Дуденевского затона. Еще в 1950-е годы в Дзержинске с пристани можно было наблюдать начало песчаной косы, которую образовывала река. Она с давних времен отделяла русло реки от Чернорецкого (Окского) затона. Вбирая в себя воды речки Ржавки, затон тянулся вплоть до канатной фабрики. Здесь издавна также зимовали речные суда. В старые времена их насчитывалось не меньше, чем в Дуденевском, а порой даже больше. Так, к примеру, в зимнюю стоянку 1896 года их находилось около пятидесяти: буксирный пароход «Мария», буксиры «Варяг», «Согласный», «Скворец», «Муравей», «Малютка», баркасы «Коля», «Алебастренник».
В.Ф. Кузнецов, капитан из Дуденева. 1970-е гг.

Потомственный речник

Судьба капитана Московского речного пароходства Валентина Федоровича Кузнецова схожа с сотнями других речников-окарей. Его отец Федор Леонтьевич подростком начинал работать в Дуденевском затоне, в Великую Отечественную войну ходил шкипером наливной баржи на Волге. Шкипер на барже – профессия ушедшая. Сегодня буксир цепляет баржу «в жесткий захват», и экипаж ей не требуется. А тогда таскали на длинной сцепке, и надо было управлять рулями – штурвал крутить. Двухсоттонная нефтеналивная баржа – это метр двадцать осадки, крошечная надстройка-каюта на корме, экипаж три человека. Нефтепродукты могли образовать опасный пар, поэтому и ограничения на барже строжайшие: ни огонь развести, ни покурить нельзя, даже стучать по металлу нельзя – вдруг искра промелькнет. «В то время на судах работали семьями, – рассказывает В.Ф. Кузнецов, – дети там же рождались.
На барже, где работали мои родители, я родился в 1944 году. Отец в войну доставлял нефть от Астрахани до Саратова на нефтеперегонный завод. Волжская магистраль была единственной для подвода горючего из Баку, так как железнодорожные пути были блокированы. Оттого битва за Волгу была жесточайшая. По рассказам отца, вода в реке буквально пылала, с неба суда атаковали фашистские стервятники. Сколько тогда речников погибло! Не однажды в советское время, – продолжал рассказ Валентин Федорович, – когда отец был уже на пенсии, я видел его глаза, полные слез. Это случалось 9 Мая. Оказалось, плакал отец не от нахлынувших воспоминаний о военных годах, а от обиды, что их, ветеранов-речников, ежечасно рисковавших в войну жизнью, в тот великий день забывали чествовать».
В первый класс восьмилетний Валька пошел в 1952 году. Семилетку окончил в Дуденеве. А затем пошло в жизни все так, как у многих его земляков: работал матросом на судне, учился в Горьковском речном училище, три года в армии, женитьба… И долгие годы служения Оке и Волге вместе с супругой. Матросом жена все годы была рядом! – «А дом, хозяйство как же?» – «Да так – хату закрыли на замок, и до свидания! Уходили в апреле, возвращались в октябре». В 29 лет он стал капитаном буксирного парохода «Печора», затем рулевым, вторым помощником капитана парохода».
С 1972 года Кузнецов в Дзержинском речном порту – капитан быстроходной «Ракеты», затем водил пассажирские теплоходы «Москвич», «ОМ». Всю жизнь работал на совесть. В 1986 году Валентин Федорович был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Станислав Шальнов