Изобретению технологии фотографии в ушедшем 2019 году исполнилось 180 лет. В привычном понимании этого слова она (фотография) была открыта человеком достаточно поздно. До XIX века многие химические элементы еще не были известны. Ученые тогда просто не знали, какие из них способны реагировать на свет. Поэтому сохранять изображение приходилось только при помощи рисования…

 
Фотография прошла долгий путь – от первых камер-обскура и деревянных павильонных фотоаппаратов до современных «цифровиков» и камер в мобильных телефонах.
 
 
Если когда-то давно фотограф воспринимался как волшебник, которому доступна тайна светописи, то в наши дни все гораздо проще. Громоздкие складные аппараты – достояние музеев, почти любой мобильник ныне оснащен камерой. Бери и снимай все, что угодно. Вот он, прогресс – каждый стал фотографом! Или это только видимость?

Наш земляк Ростислав Карпов, фотограф-любитель со стажем, уверен, что все не так просто.

Первый «щелчок»


Знакомство с фотографией произошло у Ростислава в детстве. Родился он на излете СССР, в 81-м году, поэтому застал еще ту, «пленочную» или, как модно нынче говорить, аналоговую фототехнологию.

«Фотографией у нас в семье увлекались оба деда. Сначала один заинтересовал меня, потом и второй подключился. Мой первый снимок? Давно это было, еще в школу даже не ходил. Ну, разумеется, дедушка помог, но щелкнул затвором все же я», – с улыбкой говорит мой собеседник.

Ребенком он освоил весь процесс проявки фотографий, чтобы потом заполнять ими семейный альбом.

Фотодело серьезно захватило Ростислава примерно на втором курсе института. Конечно, снимал он и раньше, еще в школе, но не особо часто: мальчишка все-таки, хотелось все и везде успеть.

 

Не забросил пленку
 


И вот со времен студенчества Ростислав уже неразлучен с фотоаппаратом.

«Любимый жанр съемки – макро. 

Я пришел к нему совершенно случайно. Просто как-то раз заснял двух стрекоз. Снимок понравился, так все и закрутилось… Позже купил и макрообъектив, естественно. Пейзажи тоже фотографирую, родных, друзей. Но макро – это отдельная тема».
 
 
Поэтому и первая выставка работ Ростислава в стенах родного ДПИ, где он учился, а потом и остался в нем же работать, посвящена именно любимому жанру. Наш земляк признается, что даже и не мечтал никогда где-то выставлять свои снимки. Просто коллеги, зная о его увлечении, сами подкинули такую идею.

Пленку Ростислав, кстати говоря, не забросил. Да-да, представьте себе! Это в эпоху-то сплошной «цифры»! Дочка особенно в восторге, любит вместе с папой проявлять получившиеся кадры.

Разные кадры


Понятно, что с развитием цифровых технологий изменилось многое: не надо ничего проявлять, нажимай себе кнопку «фотика» или телефона да нажимай, не заботясь, как раньше, об экономии пленки. В самом простом режиме съемки параметры настраиваются автоматически. Все сделали за нас, как говорится.
 
 
«Да, теперь нет ограничений: снимай сколько хочешь – сто кадров, двести, триста. Но какова их ценность? Многие «щелкают» сегодня все подряд, почти не смотря потом то, что сняли. Про знание каких-то элементарных правил фотографии я уж вообще молчу. Нет, если им нравится, пусть снимают, конечно. Просто я не понимаю, когда тонны таких фотографий выкладывают в интернет на всеобщее обозрение. Зачем? Мода? Так все делают? Наверное, да… Короче говоря, если у вас крутая камера, то это еще ничего не значит. Повседневная съемка и фотоискусство все-таки разные вещи», – считает Ростислав.

 

Нажать на кнопку – полдела
 


Он не мнит себя великим фотографом, но и к новичкам его не отнесешь. Наш собеседник – фотолюбитель со стажем. Именно так, как я и представил его вначале. Фотолюбитель продвинутый, который прекрасно знает: нажать на кнопку – это только полдела. Гораздо важнее, если всерьез увлекаешься фотоделом, правильно выстроить композицию кадра, отыскать интересный сюжет, увидеть необычное в привычном.

«Теперь всякие там фотошопы превращают самый обычный снимок в шедевр. Я стараюсь сохранять истинную красоту: то, что вижу в момент съемки, совпадает с тем, что потом выходит на экране монитора. Разве что чуть-чуть скадрирую фото, но не более. Существенная постобработка, на мой взгляд, говорит скорее об уровне владения фоторедактором, чем о мастерстве снимающего».

Память о прошлом


Наверное, у каждого фотографа есть свои любимые кадры. И чаще всего они любимы какими-то деталями, обстоятельствами съемки, например, а вовсе не потому, что идеальны в техническом плане.

«В конце восьмидесятых мы ездили с семьей отдыхать в Крым. Именно там, в Судаке, я сделал снимок, которым дорожу до сих пор. На фото запечатлена Генуэзская крепость в полном виде. Почему именно этот снимок? Не знаю. Наверное, потому, что он был одним из первых. Ну и, конечно, сразу вспоминается детство, та наша замечательная семейная поездка. Ведь многие фотографии – это мощная привязка, память о прошлом».

 

Дышит фотографией
 


«Куда бы вы хотели отправиться за отличными кадрами?» – спрашиваю я Ростислава напоследок. И он тут же, словно заранее знал вопрос, отвечает: «В Антарктиду, в это царство льда и снега».

Еще Ростислав давно мечтает устроить фотоохоту за животными в их естественной среде обитания. Да, это очень и очень непросто, ведь приходится терпеливо сидеть по несколько часов в засаде, ждать того заветного кадра, быть предельно осторожным, а то спугнешь «фотомодель» и все…

Больше всего подкупает в такой съемке, конечно, единение с природой. Ты полностью погружаешься в нее, цивилизация с ее комфортом и удобствами где-то там, далеко, а ты – здесь. Снимаешь, напрочь забыв обо всех проблемах.

Фотодело для нашего земляка – больше, чем просто увлечение, но меньше, чем работа. Ростислав не зарабатывает на своих снимках и никогда, как признается сам, не стремился к этому. Но он дышит фотографией, снимает всегда, когда есть возможность.

«Порой через объектив можно увидеть то, чего мы не замечаем или привыкли не замечать в обычной жизни». И тут с Ростиславом трудно не согласиться.

Павел Зюзин