От налоговой сегодня ни спрятаться, ни скрыться ни гражданам, ни бизнесу. В арсенале у фискалов столько инструментов, которыми они словно рентгеном насквозь просвечивают финансовую кухню всех состоящих на налоговом учете. Даже к дисциплинированным плательщикам возникают претензии. Отсутствие долгов по налогам и сборам не гарантирует отсутствия проблем с законом.
Помимо своевременного исполнения главных обязательств, от налогоплательщиков требуют блюсти еще и чистоту рядов собственных партнеров – тех, у кого что-то покупаешь, и тех, кому продаешь товары, работы, услуги. Не дай бог сегодня связаться с фирмой-однодневкой или с контрагентом, имеющим налоговые недоимки, – придется платить «за того парня», а то еще и под ОПГ подпишут. В похожей ситуации оказалась агрофирма «Птицефабрика Сеймовская». Деталями неприятной истории взаимодействия с федеральной налоговой службой (ФНС) России на последнем заседании ассоциации «Дзержинскхимрегион» поделился президент компании Леонид Седов. На такие откровения Леонида Константиновича подвигло выступление начальника межрайонной инспекции ФНС России № 2 (Дзержинск и Володарский район) Оксаны Владимировой, которая подвела итоги работы службы за 2019 год.
Пополнение бюджетов всех уровней – приоритетная задача налоговых органов. ФНС России, равно как и инспекция № 2, дает стабильный рост налоговых поступлений в бюджеты. 2019-й год в этом отношении не стал исключением. Фискалы, используя массу инструментов, в том числе системы администрирования налогов и сборов (АИС «Налог-3», АСК «НДС-2»), ведут мощную контрольную работу. Всем этим ведомство стремится к достижению так называемой чистоты подконтрольной среды. Фискалы пресекают схемы ухода от налогообложения, включающие механизмы дробления бизнеса, создание фиктивных фирм. Налоговики также призывают и налогоплательщиков заботиться о чистоте своих рядов, тщательно проверяя на благонадежность в налоговой дисциплине всех своих контрагентов. Для этого созданы и наполняются публичные ресурсы – открытые базы самой ФНС, других ведомств с данными о стоимости чистых активов, действительности лицензии, членстве в СРО. Однако, даже используя весь арсенал информресурсов, бизнес не застрахован от проблем с налоговой.
Леонид Седов заявил о серьезной проблеме по возможностям анализа контрагентов. Как выяснилось, налоговики заставляют добросовестные предприятия оплачивать долги по налогам недобросовестных субъектов. В случае с птицефабрикой речь шла об оплате НДС. В цепочке поставщиков агрофирмы всплыл поставщик, у контрагентов которого обнаружилась недоплата по НДС. Птицефабрика, как заверил Седов, от и до проверяет контрагентов по всем официальным базам, сотрудничает с поставщиками из «Хартии добросовестных налогоплательщиков». И тем не менее, чтобы снять спор с налоговой, предприятию пришлось оплатить долги контрагента своего партнера по НДС в 5 млн руб. «Налоговый орган говорит так: или заплатите добровольно за них, или мы тут к вам выйдем с проверкой и найдем еще больше и вреда нанесем еще больше», – заключил Седов. Глава ИФНС № 2 в свою очередь сообщила, что ей известно, о каких именно должниках по НДС идет речь. Владимирова предложила Седову посетить инспекцию, чтобы урегулировать налоговый спор в индивидуальном порядке.
Еще одна претензия к налоговикам от володарцев была связана с публикацией сведений, из-за которых предприятие лишилось денежных контрактов. В цепочке поставщиков агрохолдинга всплыл недобросовестный плательщик НДС в лице Пермского картонного завода. В его цепочке налоговая инспекция обнаружила недоплату и опубликовала эту информацию на публичных ресурсах. После этого с птицефабрикой отказалась сотрудничать компания из Казани, крупнейший производитель продуктов питания в стране. «Потребители нашей продукции отказываются с нами работать, пока мы не урегулируем этот вопрос, – сетовал Леонид Седов. – Но узнать то, что кто-то в цепочке контрагентов картонного завода что-то там недоплатил, мы просто не в состоянии. Таким образом налоговая просто ликвидирует у нас рынок сбыта. Это какое-то вредительство, я считаю…».
Президент «Дзержинскхимрегиона» Галина Савченкова в поддержку своего коллеги заметила, что пример птицефабрики – характерный для взаимоотношений с поставщиками, которые, в свою очередь, не всегда соглашаются раскрыть информацию о происхождении собственного сырья, а значит, и его поставщиков. В данном случае включаются механизмы коммерческой тайны. Отбиваясь от таких претензий, Оксана Владимирова продолжала настаивать на более тесном взаимодействии налогоплательщиков с налоговыми органами. Начальник инспекции утверждала, что налоговые органы сейчас все меньше обращают внимание на тех, кто ведет чистый бизнес, концентрируясь преимущественно на разоблачении схем, где есть признаки ухода от уплаты налогов.
Вадим Щуренков