Дзержинское время

В феврале прошлого года контролер газовой службы объявила семье С*, проживающей в частном доме одного из пригородных поселков, что их счетчик газа «реагирует на магнит», то есть останавливается при поднесении магнита. Оказалось, что для проверяющих это равно вмешательству в счетный механизм газомера со стороны абонентов. Позже им выставили огромные долги и отключили ресурс – единственный способ обогрева дома. При этом хозяева получили два экспертных заключения о том, что прибор учета голубого топлива внутри никем и ничем не тронут.

Хроника отключения

«В январе прошлого года у нас лопнула бумажная пломба, соединяющая счетчик газа с трубой, и мы вызывали контролера, чтобы заменить ее. Удивились, что только в феврале отреагировали на нашу заявку. Сотрудник заменила пломбы, а затем поднесла магнит к счетчику и сообщила, что циферблат остановился, значит, счетчик реагирует на магнитное поле. Все это она фиксировала на камеру. Почему прибор учета остановился при действии магнита, неизвестно. Возможно, в это время отключился газовый котел, который работает автоматически, и включается и отключается по мере нагрева теплоносителя. Мы, как и сами газовики, никогда раньше магнит не подносили. Счетчик стоял десять лет. Зимой его показания и наши платежи были всегда равномерными в зависимости от погоды – в среднем от 2,5 до 4 тысяч рублей», – рассказали хозяева.
У контролирующей стороны, как выяснилось, другая версия. Из судебных документов (сторонам пришлось выяснять отношения, прибегнув к помощи Фемиды) следует, что контролер появилась в доме не по заявке владельцев постройки, а потому что пришел срок проверки показаний прибора учета газа. И сорванные пломбы, как и реакция механизма на магнит заставили газовиков засомневаться в честности потребителей при расчетах за газ.
Буквально через день контролер вновь явилась по описываемому адресу, сорвала, как утверждают жильцы, установленные ею же только что пломбы, вновь проверила счетчик на действие магнита и оставила повторный акт с пометкой о повреждении стикеров и рекомендацией заменить счетчик.
Прибор учета газа С* заменили. Но в апреле им пришла квитанция с начислением потребления коммунального ресурса по нормативу, долгом и пенями – на общую сумму почти 317 тыс. рублей. В мае из-за неоплаты этих денег дом отрезали от газа. Всю зиму «должники», в числе которых пожилая женщина-инвалид, отапливают помещение тепловентиляторами. Однако воздух нагревается лишь до 7-10 градусов. При этом, несмотря на два проигранных судебных процесса, вина главных героев публикации в несанкционированном пользовании газом, судя по обстоятельствам и документам дела, лично у нас вызывает большие сомнения.

Пломба входит и выходит?

С* подали на газовую организацию в суд, заручившись независимой экспертизой, что их счетчик газа не поврежден, заводские пломбы в нем не нарушены и никакого внутреннего вмешательства в механизм не производилось. Позиция ответчика в решении суда отражается так: «13.02.2019 г.
представителем поставщика газа выявлено, что прибор учета газа реагирует на магнит (приостанавливает движение счетного механизма при работе газового оборудования), а также нарушены пломбы на месте ввода прибора учета и циферблате, о чем был составлен акт. 15.02.2019 г. в связи с несоблюдением контролером правил работы произведен повторный выход по адресу истца, стикеры были демонтированы, повторно проведена проверка на реагирование счетного механизма на магнит, составлен акт; истцу произведены доначисления за несанкционированное вмешательство в счетный механизм прибора учета газа за период с 14.11.2018 г. по 13.02.2019 г. в сумме 285 812 руб.».
Даже не будучи юристом можно предположить, что между реакцией счетчика на магнит и вмешательством в его механизм нет связи. Может быть, все счетчики в мире останавливаются при взаимодействии с магнитом, но это не доказывает, что их владельцы как один пытались как-то вмешиваться во «внутренности». И вообще такого способа проверки ИПУ, как воздействие на него магнитом, во всяком случае регламентированного законодательно, нам найти не удалось.
Впрочем, газовики уверенно парируют. На вопрос, какими нормами пользуются специалисты, проверяя счетчики магнитом, нам ответили: «Возможность проверки работоспособности ПУГа при воздействии на них магнитным полем не противоречит действующему законодательству, о чем указано в письме Федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийский научно-исследовательский институт расходометрии» Государственный научный метрологический центр от 13.05.2015 г. № 1548/13, который является научным метрологическим центром Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в соответствии с постановлением правительства РФ от 12.02.1994 № 100». «ПУГа» – не пугайтесь – это сокращенно прибор учета газа. 
И все вроде в этом ответе хорошо, но есть своя ложка дегтя, да не одна. Во-первых, на сайте ФГУП «ВНИИР» не удается разыскать нужный документ, на который ссылаются авторы послания (его нет даже в разделе «Список документов, разработанных ФГУП «ВНИИР»), где, однако же, выложена добрая сотня схем и рекомендаций. Во-вторых, письмо – все же не приказ и не постановление, оно, скорее всего, носит рекомендательный характер. В-третьих, если приложить к «ПУГу», например, колбасу, это тоже вряд ли противоречит действующему законодательству, но еще не значит, что таким образом можно основывать проверку счетчика. Наконец, в настоящем правовом документе – Постановлении правительства РФ № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», в статье «Порядок проведения проверок» дается пошаговая инструкция, как списывать показания счетчиков газа. О магните – ни слова.
Но вернемся к судебному заседанию. Главное доказательство истцов – техэкспертиза исправности счетчика – судом во внимание принято не было из-за того, что номер на оттиске заводской металлической пломбы прибора учета газа и ее номер в штампе паспорта на него оказались разными. То есть, можно допустить, здесь возникла версия, что С* вытащили заводскую свинцовую пломбу из счетчика, «скрутили» его показания и установили на место демонтированной детали точно такую же из другого счетчика, поэтому на ней и стоит иное, чем в паспорте, клеймо. Причем сделано это было так ловко, что даже эксперт с тридцатилетним стажем, судя по заключению, не обнаружил подделки. Тем не менее данный факт, как и сорванные бумажные пломбы вкупе с реакцией счетчика на магнит, позволили суду сделать вывод о вмешательстве в его механизм со стороны владельцев.
В связи с чем в исковых требованиях списать долг и восстановить газоснабжение истцам было отказано в полном объеме.
Такое же решение вынес и областной суд, рассматривая апелляцию.

С учетом фактов и реальности

Как лицо, незаинтересованное в чьем-либо выигрыше в этом споре, мы попытались представить, как действительно могли развиваться события в этой ситуации. Только сразу договоримся опираться на здравый смысл, который, как уже говорилось, не позволяет связать реакцию на магнит с вмешательством в счетчик. Магнит, по нашему мнению, вообще не может фигурировать в качестве доказательства некорректности работы счетчиков – это не тестирующее оборудование, не метод исследования и даже не вещественная улика.
Однако С* – живые люди, и они, предположим, могли захотеть незаконно сэкономить на оплате газа. Какие у них были для этого возможности? Поскольку вмешательства во внутренний механизм счетчика не было – это заключили две независимые инстанции (о первой мы рассказали, о второй – чуть позже), то домочадцы могли, например, приложить к циферблату магнит и держать его так некоторое время. Однако экспертное мнение после исследования именно этого счетчика гласит: на магнит он не реагирует.
Но как тогда получилось, что он остановился во время воздействия магнитным полем при проверке контролером? Чтобы предложить свой вариант ответа, прежде расскажем про вторую экспертизу злополучного счетчика. С* вышли на руководство предприятия-изготовителя газомера и попросили провести внутреннюю проверку целостности заводских пломб и всего прибора в целом, а также его взаимодействия с магнитом. По этой просьбе на заводе создали комиссию, куда вошли главный конструктор, главный технолог, начальник ОТК. Они подтвердили, что «заводская металлическая пломба не нарушена, в отчетном устройстве повреждений нет, попыток несанкционированного вмешательства в работу счетчика не обнаружено». В заключении также говорится: «Разница в оттисках знаков поверки на пломбе счетчика и в паспорте объясняется тем, что в первичной поверке счетчиков при выпуске с завода участвуют несколько государственных поверителей, каждый из которых имеет свой именной знак поверки, один из них ставит знак поверки в паспорте, а другой – непосредственно на пломбе счетчика. Это допустимо».
Что касается проверки на магнитное излучение, то экспертиза показала: «Воздействия магнита на корректную работу счетчика не обнаружено.
Погрешности соответствуют нормируемым характеристикам, указанным в паспорте». По протоколам этой проверки видно, что счетчик с магнитом и без дает немного разные показатели в интервалах движения циферблата, но фактическая погрешность в обоих случаях равна нулю. Возможно, контролер, прикладывая магнит, и затормаживала движение циферблата на несколько секунд, но, когда магнит был убран, механизм мог двигаться чуть быстрее обычного. В итоге потребление газа от этого прибором меньше никак не фиксировалось. К слову, когда в доме установили новый счетчик газа, его на магнит не проверяли. Не потому ли, что газовикам прекрасно известна реакция на магнит со стороны любого прибора учета? А два счетчика с «погрешностями» по одному адресу – это уже подозрительно…
Осталось порассуждать, с чем могут быть связаны порванные бумажные пломбы, если, предположим, не верить хозяевам дома, что это случайность. Самая невероятная версия: где-то на вводе в дом есть вентиль перекрытия газа; С* отключают ресурс и снимают счетчик полностью. Таким образом можно несколько дней пользоваться газом без учета. Однако если счетчик снять, то сразу две газовые трубы (система отопления двухконтурная) становятся негерметичными.
И, чтобы пользоваться газом, надо на место счетчика, говоря языком дилетанта, установить два подходящих отрезка труб и заварить их. А потом соответственно разрезать металл и установить счетчик обратно. Не слишком ли сложно и небезопасно для нескольких дней экономии? Напротив, в пользу С* и их честных расчетов с газовиками говорят простые цифры. Между двумя посещениями контролера – 13 и 15 февраля прошлого года, которая также фиксировала показания счетчика, – в доме «нагорело» 40 кубометров газа. То есть в сутки, в среднем, здесь уходило 20 кубов, в месяц 600. Стоимость одной единицы ресурса – около 6 руб., по крайней мере для квартир. Значит, ежемесячно С* тратят газа на 3600 руб., именно столько, если смотреть квитанции, и перечисляла семья газовикам в пик отопительного сезона до инцидента.

Оплаты мало?

Увы, случай с С* далеко не единичный. Магнит, оказывается, применяется при проверке газовых счетчиков по всей России.
И суды по этому поводу идут тут и там. Из судебной практики видно, что люди предъявляют претензии коммунальщикам в связи с доначислением огромных сумм в виде долга по надуманным причинам. Кстати, немало таких дел выигрывают именно потребители. А еще, напомним, не так давно «ДВ» описывало другую схему намеренного введения в долги горожан. Некая контролер-газовик, отвлекая внимание жильцов квартир, срывала пломбы со счетчиков, составляла акт об этом, и позже им начисляли суммы по нормативу за несколько предшествующих месяцев. Там, правда, порядок «долгов» несколько иной – 20-25 тыс. руб-лей с семьи. У С* же «размах» невероятных размеров – сейчас в графе «к оплате» значится около 350 тысяч. Газа на такие деньги они не потребят за всю жизнь. А толчком к проблеме, еще раз резюмируем, послужил самый обыкновенный магнит, который, по мнению газовиков, позволяет безошибочно определить вмешательство в счетный механизм прибора учета топлива.
В материалах дела, правда, есть ответ на запрос АО «Газпром межрегионгаз НН» изготовителя прибора учета газа, где говорится, что «…остановить такие счетчики или повлиять на их метрологические характеристики магнитным полем невозможно; остановка счетного механизма под действием магнитного поля может являться результатом несанкционированного вмешательства в конструкцию прибора и его корректную работу в целях искажения фактических показаний потребленного газа». Однако эти данные, прежде всего, по сути, противоречат друг другу.
К тому же здесь говорится, что магнит всего лишь может свидетельствовать о вмешательстве в механизм счетчика, а не доказывает это на 100%.
Самое страшное, на наш взгляд, что на месте С* может оказаться любой – опутанный неподъемными долгами и, как итог, поставленный перед фактом, что зимовать ему придется без тепла. И хорошо, если бороться с газовиками придется молодому, образованному и здоровому человеку. А если, как главе семейства С*, – пенсионеру, ветерану труда, бывшей учительнице с подорванным здоровьем и теперь уже верой в справедливость, получившей к прежней инвалидности инфаркт от переживаний, обиды и холода в собственном доме?
Есть ли какие-то силы в нашем обществе, способные помочь разобраться в ситуации здраво и рассудить простых людей и монополистов как равных?
…На днях надежду на то, что в доме снова появится газ, дал ответ областной ГЖИ, куда обратились С* с жалобой на действия ресурсников. Там говорится, что отключение единственной сис-темы отопления в жилом помещении, даже в частном секторе, запрещено законом. Газовикам выдано предписание устранить это нарушение. Те же, как уверяют земляки, грозят в ближайшее время выйти в суд по принудительному взысканию задолженности.
Мы обязательно осветим продолжение этой жестокой и циничной, но почти неудивительной в сегодняшних реалиях коммунальной истории.
Елена Родионова
P.S. Сейчас С*-старшая с мольбой о помощи и последней надеждой на защиту собирается обратиться к губернатору области. Исполнятся ли ее чаяния – предугадать невозможно. Трудно рассчитывать на поддержку, когда даже суд признал тебя проигравшей стороной. Все решит, вероятно, только желание вникнуть в детали.
Здесь очень кстати Блок: «Быть может, кто из проезжающих посмотрит пристальней из окон…» Это и о современных безысходности и отчаянии простых людей тоже.