Архивные новости Ночной режим

Мария Шиманская: «Ни один спектакль меня еще так не изматывал!»

Мария Шиманская 

Это была практически первая фраза в нашей беседе с актрисой и режиссером Дзержинского театра драмы Марией Шиманской о ее новом спектакле «Черный управляет всем». И это при том, что спектакль поставлен в рекордно короткие сроки. Премьера состоялась 30 января, собрав полный зал и оставив непростое, но, совершенно точно, сильное впечатление у зрителей.

 
- Маш, спектакль поставлен по пьесе сербского драматурга Марины Маджарев. Как она попала тебе в руки и чем привлекла внимание?

- Пьеса оказалась у меня совершенно случайно. Прошлым летом мы участвовали в международном фестивале «Кварталы искусств» в Геленджике. И в рамках театральной лаборатории для молодых режиссеров мне предложили подготовить читку пьесы. Читки не получилось, получился эскиз спектакля - это уже практически готовая работа. Пьесу прислали организаторы фестиваля, то есть это был не мой выбор, но когда я посмотрела материал, сразу поняла - актуально, остро, узнаваемо, больно, а главное, жестко и по делу. Именно так и нужно говорить на такие темы. И сразу поняла, как ее надо делать.
 
Бывает, долго голову ломаешь над материалом, а тут сразу пришло решение - по декорациям, по музыке, по актерам. Мы «собрали» этот эскиз, который лег в основу будущего спектакля, буквально за четыре дня и впервые показали его там же, в Геленджике. Руководство нашего театра уже тогда сказало, что спектакль должен быть в репертуаре. Здесь из-за решения некоторых формальных вопросов на репетиции перед премьерой оставалось буквально полторы недели.
 
 
- Всего полторы недели на подготовку спектакля? Разве так бывает?

- Ты знаешь, это даже хорошо, что спектакль ставился в такие сжатые сроки. Потому что еще ни одна постановка меня так не изматывала. Обычно чувствуешь, что ты сам управляешь процессом, а тут наоборот - как будто процесс управляет тобой. Работаешь без отдыха, без сна и тебя засасывает в какую-то «черную дыру», энергию вытягивает, как магнитом, но ты понимаешь, что не в силах остановиться, пока не доделаешь все до конца. К финалу сил не было совсем.

Артистам моим тоже очень тяжело дались эти полторы недели репетиций и сама премьера. Тема очень тяжелая, давящая. И потом практически каждому досталась роль на сопротивление. Ну, например, Артем Баранов, исполнитель роли Жертвы, в жизни совсем не так мягок и беззащитен, как его персонаж. Или, например, Татьяна Орлова - играет Дежурную учительницу (кстати, в пьесе это мужская роль). Ученики ее зовут цербером, а на самом деле Татьяна Сергеевна очень добродушный, мягкий человек.
 
Иван Никулин в постановке - Шестерка, а в жизни более независимого человека, чем он, еще поискать надо. Тот же Черный (Денис Мартынов) и все эти гопники вокруг - наши ребята, играющие их, совсем не такие. Для того, чтобы сыграть роль, своего персонажа нужно оправдать и полюбить. А как это сделать, если тебе нужно сыграть такую мразь? Если жестокость и насилие зашкаливают, и в жизни у тебя от такого «волосы дыбом встают», а как персонажу тебе нужно еще и получить от этого удовольствие? Это огромная тяжелая внутренняя работа.
 
 
- Ну а каков сам сюжет пьесы?

- История, на самом деле, очень простая и, к сожалению, узнаваемая. Новичок попадает в престижную школу, которая живет по своим законам. Директор - удобный для всех человек, который не собирается ничего менять, лишь бы удержаться на своем новом посту. Бывший директор школы, «разжалованная» в дежурные учителя, которая цепляется за ускользающую сквозь пальцы власть, за всю ту жизнь, которую она отдала школе. Молодая учительница обществознания, которая только начала работать с детьми и верит в свои силы и новые подходы к обучению. И есть Черный - парень, который не учится в школе, но постоянно присутствует где-то рядом и «управляет всем», а также его «свита».
 
Все живут так, как нужно Черному. Это некая система, где есть те, кто подчиняется, и тот, кому подчиняются, а также есть те, кто смотрит со стороны, но молчит. Новичок - мальчик из маленького города, родители которого специально продали квартиру для того, чтобы переехать и чтобы их сын получил хорошее образование, делает шаг против этой системы, и все заканчивается трагедией. Пьеса про внутренний выбор каждого из нас.
 
 
- Тема действительно актуальная…

- Да. И в мое школьное время это было, и раньше, и сейчас. Тема травли, буллинга, как теперь принято говорить, была и остается «горячей» всегда. Когда я училась в школе (а по семейным обстоятельствам мне пришлось поучиться в нескольких), там случались истории и похлеще. Вообще, по моим наблюдениям, чем «элитнее» школа, тем более страшные вещи в ней творятся. И тем тщательнее это скрывается.
 
В нашей пьесе главные герои - мальчики, а в элитной школе, где одно время училась я, девочки избивали девочек до полусмерти. И эти истории замалчивались и жертвами, и свидетелями. В жизни все гораздо страшнее. А вспомните пьесу Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна». Она написана в 1988 году. А фильм «Чучело» 1984-го? Или «Все умрут, а я останусь» 2008 года? «Класс» 2007 года и так далее? Время разное, проблемы все те же.

- Я знаю, что на традиционный предпремьерный показ театр пригласил большое количество педагогов, а после спектакля состоялась как раз совсем не традиционная беседа со зрителями. Зачем это было сделано?

- Да, действительно, поскольку спектакль получился эмоционально тяжелым, а тема сложная и неоднозначная, мы решили, скажем так, посоветоваться с людьми, которые имеют к ней непосредственное отношение. Поэтому на предпоказ пригласили учителей и учеников, а после попросили их поделиться своими впечатлениями. Мнения разделились. Были педагоги, которые сказали, что однозначно на эту тему надо разговаривать, что они обязательно приведут на спектакль свои классы. Были и учителя, которые отрицали проблему, либо задавали вопрос: «Ну и что с этим делать? Если невозможно систему переломить, зачем вообще об этом писать, говорить, показывать?» Были и те, кто сказал, что никакой системы нет. Может, у них в Сербии и есть (пьеса сербская), но у нас точно нет. Я была бы рада, если бы это было так. Важно было услышать мнения, мы их услышали. И хорошо, что они такие разные.
 
 
- И все-таки эта постановка рассчитана на подростков, старшеклассников? Ребятам какого возраста ее лучше посмотреть?

- И на подростков, и на старшеклассников, и на взрослых. Мы тоже бывшие дети. Но, к сожалению, часто об этом забываем, не слышим проблем и криков о помощи. Или, что хуже, не хотим слышать. Нам порой тоже полезно посмотреть на себя со стороны. А дети, на самом деле не так важно, какого возраста, - они будут - 12, 15, 18 лет, будут ли они смотреть спектакль компанией, например, классом, или придут с родителями. Главное, чтобы после просмотра взрослый мудрый человек поговорил с ними на эту тему, чтобы ребята не остались со своими мыслями и эмоциями, возможно, не самыми веселыми, наедине. Если это будут мама с папой - прекрасно! Если это будет учитель, готовый выслушать детей и честно поговорить с ними об их проблемах, - замечательно! Ну а если кто-то из родителей или учителей посчитает, что детям не нужно смотреть такие постановки, что вообще не стоит об этом лишний раз говорить, что ж - это тоже позиция. Правильная или неправильная - не мне судить. Но лично я об этом молчать не могу.

Записала Марина Ипатова


ПОПУЛЯРНОЕ
По новому маршруту
При нем развивался транспорт
Врезался в... поезд
Не восстановилась...
БД Банк
БД Банк
На Ульянова будет закрыто
Еще один участок дороги в Дзержинске будет закрыт для автомобильного транспорта в течение трех дней.
Гагарина закроют на три дня
Еще одну улицу временно перекроют из-за работ коммунальщиков.
Ждут юных техников
Станция юных техников приглашает дзержинцев в свои объединения.
На самокате - как пешком