Мария Шиманская: «Ни один спектакль меня еще так не изматывал!»


Мария Шиманская 

Это была практически первая фраза в нашей беседе с актрисой и режиссером Дзержинского театра драмы Марией Шиманской о ее новом спектакле «Черный управляет всем». И это при том, что спектакль поставлен в рекордно короткие сроки. Премьера состоялась 30 января, собрав полный зал и оставив непростое, но, совершенно точно, сильное впечатление у зрителей.

 
– Маш, спектакль поставлен по пьесе сербского драматурга Марины Маджарев. Как она попала тебе в руки и чем привлекла внимание?

– Пьеса оказалась у меня совершенно случайно. Прошлым летом мы участвовали в международном фестивале «Кварталы искусств» в Геленджике. И в рамках театральной лаборатории для молодых режиссеров мне предложили подготовить читку пьесы. Читки не получилось, получился эскиз спектакля – это уже практически готовая работа. Пьесу прислали организаторы фестиваля, то есть это был не мой выбор, но когда я посмотрела материал, сразу поняла – актуально, остро, узнаваемо, больно, а главное, жестко и по делу. Именно так и нужно говорить на такие темы. И сразу поняла, как ее надо делать.
 
Бывает, долго голову ломаешь над материалом, а тут сразу пришло решение – по декорациям, по музыке, по актерам. Мы «собрали» этот эскиз, который лег в основу будущего спектакля, буквально за четыре дня и впервые показали его там же, в Геленджике. Руководство нашего театра уже тогда сказало, что спектакль должен быть в репертуаре. Здесь из-за решения некоторых формальных вопросов на репетиции перед премьерой оставалось буквально полторы недели.
 
 
– Всего полторы недели на подготовку спектакля? Разве так бывает?

– Ты знаешь, это даже хорошо, что спектакль ставился в такие сжатые сроки. Потому что еще ни одна постановка меня так не изматывала. Обычно чувствуешь, что ты сам управляешь процессом, а тут наоборот – как будто процесс управляет тобой. Работаешь без отдыха, без сна и тебя засасывает в какую-то «черную дыру», энергию вытягивает, как магнитом, но ты понимаешь, что не в силах остановиться, пока не доделаешь все до конца. К финалу сил не было совсем.

Артистам моим тоже очень тяжело дались эти полторы недели репетиций и сама премьера. Тема очень тяжелая, давящая. И потом практически каждому досталась роль на сопротивление. Ну, например, Артем Баранов, исполнитель роли Жертвы, в жизни совсем не так мягок и беззащитен, как его персонаж. Или, например, Татьяна Орлова – играет Дежурную учительницу (кстати, в пьесе это мужская роль). Ученики ее зовут цербером, а на самом деле Татьяна Сергеевна очень добродушный, мягкий человек.
 
Иван Никулин в постановке – Шестерка, а в жизни более независимого человека, чем он, еще поискать надо. Тот же Черный (Денис Мартынов) и все эти гопники вокруг – наши ребята, играющие их, совсем не такие. Для того, чтобы сыграть роль, своего персонажа нужно оправдать и полюбить. А как это сделать, если тебе нужно сыграть такую мразь? Если жестокость и насилие зашкаливают, и в жизни у тебя от такого «волосы дыбом встают», а как персонажу тебе нужно еще и получить от этого удовольствие? Это огромная тяжелая внутренняя работа.
 
 
– Ну а каков сам сюжет пьесы?

– История, на самом деле, очень простая и, к сожалению, узнаваемая. Новичок попадает в престижную школу, которая живет по своим законам. Директор – удобный для всех человек, который не собирается ничего менять, лишь бы удержаться на своем новом посту. Бывший директор школы, «разжалованная» в дежурные учителя, которая цепляется за ускользающую сквозь пальцы власть, за всю ту жизнь, которую она отдала школе. Молодая учительница обществознания, которая только начала работать с детьми и верит в свои силы и новые подходы к обучению. И есть Черный – парень, который не учится в школе, но постоянно присутствует где-то рядом и «управляет всем», а также его «свита».
 
Все живут так, как нужно Черному. Это некая система, где есть те, кто подчиняется, и тот, кому подчиняются, а также есть те, кто смотрит со стороны, но молчит. Новичок – мальчик из маленького города, родители которого специально продали квартиру для того, чтобы переехать и чтобы их сын получил хорошее образование, делает шаг против этой системы, и все заканчивается трагедией. Пьеса про внутренний выбор каждого из нас.
 
 
– Тема действительно актуальная…

– Да. И в мое школьное время это было, и раньше, и сейчас. Тема травли, буллинга, как теперь принято говорить, была и остается «горячей» всегда. Когда я училась в школе (а по семейным обстоятельствам мне пришлось поучиться в нескольких), там случались истории и похлеще. Вообще, по моим наблюдениям, чем «элитнее» школа, тем более страшные вещи в ней творятся. И тем тщательнее это скрывается.
 
В нашей пьесе главные герои – мальчики, а в элитной школе, где одно время училась я, девочки избивали девочек до полусмерти. И эти истории замалчивались и жертвами, и свидетелями. В жизни все гораздо страшнее. А вспомните пьесу Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна». Она написана в 1988 году. А фильм «Чучело» 1984-го? Или «Все умрут, а я останусь» 2008 года? «Класс» 2007 года и так далее? Время разное, проблемы все те же.

– Я знаю, что на традиционный предпремьерный показ театр пригласил большое количество педагогов, а после спектакля состоялась как раз совсем не традиционная беседа со зрителями. Зачем это было сделано?

– Да, действительно, поскольку спектакль получился эмоционально тяжелым, а тема сложная и неоднозначная, мы решили, скажем так, посоветоваться с людьми, которые имеют к ней непосредственное отношение. Поэтому на предпоказ пригласили учителей и учеников, а после попросили их поделиться своими впечатлениями. Мнения разделились. Были педагоги, которые сказали, что однозначно на эту тему надо разговаривать, что они обязательно приведут на спектакль свои классы. Были и учителя, которые отрицали проблему, либо задавали вопрос: «Ну и что с этим делать? Если невозможно систему переломить, зачем вообще об этом писать, говорить, показывать?» Были и те, кто сказал, что никакой системы нет. Может, у них в Сербии и есть (пьеса сербская), но у нас точно нет. Я была бы рада, если бы это было так. Важно было услышать мнения, мы их услышали. И хорошо, что они такие разные.
 
 
– И все-таки эта постановка рассчитана на подростков, старшеклассников? Ребятам какого возраста ее лучше посмотреть?

– И на подростков, и на старшеклассников, и на взрослых. Мы тоже бывшие дети. Но, к сожалению, часто об этом забываем, не слышим проблем и криков о помощи. Или, что хуже, не хотим слышать. Нам порой тоже полезно посмотреть на себя со стороны. А дети, на самом деле не так важно, какого возраста, – они будут – 12, 15, 18 лет, будут ли они смотреть спектакль компанией, например, классом, или придут с родителями. Главное, чтобы после просмотра взрослый мудрый человек поговорил с ними на эту тему, чтобы ребята не остались со своими мыслями и эмоциями, возможно, не самыми веселыми, наедине. Если это будут мама с папой – прекрасно! Если это будет учитель, готовый выслушать детей и честно поговорить с ними об их проблемах, – замечательно! Ну а если кто-то из родителей или учителей посчитает, что детям не нужно смотреть такие постановки, что вообще не стоит об этом лишний раз говорить, что ж – это тоже позиция. Правильная или неправильная – не мне судить. Но лично я об этом молчать не могу.

Записала Марина Ипатова