У новшеств, вызревших среди непосредственных исполнителей, а не спущенных сверху, как правило, больше шансов органично вписаться в рабочий процесс и действительно пойти ему на пользу – ведь они исходят из жизненной необходимости и продуманы до мелочей. Примером тому может служить дзержинское управление Пенсионного фонда РФ, две идеи которого в этом году по достоинству оценили в области и взяли на заметку другие ПФР-подразделения региона.
В удостоверении новоиспеченных пенсионеров помимо оснований для назначения пенсии всегда указывается ее изначальная сумма. Однако этой скромной информацией вполне закономерное любопытство новичков трудно удовлетворить – во все времена их живо интересовало, исходя из каких данных им рассчитана пенсия. А потому через месяц-другой после получения статуса пенсионера новобранцы вновь шли в управление фонда, чтобы уточнить страховые периоды и заработок, учтенные при назначении им пенсионного довольствия.
Желая снять эту проблему, в марте нынешнего года в нашем управлении ПФР разработали что-то вроде памятки для дзержинцев, только что вступивших в армию пенсионеров. По аналогии со школьным выпускным документом ее назвали аттестатом пенсионера, в котором выставлены «отметки» – итоги его трудовой деятельности. В этом своеобразном свидетельстве об окончании еще одного важного жизненного этапа указано только самое значимое: страховой стаж на день назначения пенсии, стаж работы на 1 января 2002 года (к моменту пенсионной реформы) и после этой даты отношение заработка работника к средней зарплате по стране, сумма страховых взносов за годы работы, размер базовой и страховой частей пенсии с учетом валоризации и т. д.
По мнению начальника дзержинского УПФР Владимира Сипрова, это новшество поможет убить сразу двух зайцев. С одной стороны, столь подробная информация даст пенсионерам уверенность в том, что их пенсия рассчитана правильно, а с другой – поможет им самостоятельно высчитать прибавку к ней при очередной индексации.
На сегодняшний день обладателей таких аттестатов в городе насчитывается более трех тысяч, а к концу года станет еще тысячи на полторы больше.
Жизнь доказала, что идея оказалась более чем хороша – у новоиспеченных пенсионеров действительно стало меньше вопросов к работникам Пенсионного фонда. Областное управление запросило у дзержинских коллег форму аттестата с тем, чтобы внедрить ноу-хау в районах региона и Нижнего Новгорода.
Широкую популярность приобрело и другое начинание дзержинского управления ПФР – памятка, которую вручают пенсионерам, желающим выступить поручителями у своих родственников и знакомых при оформлении ими кредита. По своей сути – это обращение-предупреждение.
В нем администрация УПФР Дзержинска напоминает своим посетителям о том, что поручительство – ответственный шаг, а не простая формальность, как то порой считают. И последствия такого шага могут сильно подорвать и без того скромное финансовое благосостояние пенсионеров. Ведь в том случае, если заемщик оказался несостоятелен или нечестен, поручителю придется платить по его счетам из собственного кармана. «Будьте внимательны и осторожны, давая согласие выступить поручителем в кредитном договоре! Подумайте еще раз, принимая ответственное решение!» – призывает памятка.
Работники нашего управления решились на такой доверительный разговор с пожилыми людьми неспроста – на их глазах разыгралась уже не одна трагедия. А для пенсионеров ежемесячное удержание половины пенсии в счет погашения долгов неплатежеспособных или скрывающихся заемщиков – действительно настоящая беда. По словам Владимира Сипрова, на данный момент за чужие кредиты, суммы которых доходят до 700 тысяч(!) рублей, расплачиваются более 40 пожилых дзержинцев-поручителей. Цифра небывалая для Дзержинска. И выросла она за последние два года.
Исполнительные листы, по которым наше управление вынуждено взыскивать с пенсионеров кругленькие суммы, – обычные официальные бумаги со свойственными им сухими, емкими формулировками. Историю о том, как ни в чем неповинный пожилой человек вдруг превратился в нарушителя закона, в них не прочтешь. И если работники фонда и узнают обстоятельства дела, то от самих должников поневоле.
Еле сдерживая слезы, престарелые матери рассказывают о том, как их обвели вокруг пальца собственные дети. И таких случаев, к сожалению, немало. Но только единицы решаются подать в суд на своих кровных обидчиков – большинство пенсионеров так и расплачиваются по «детским» долгам в недетских размерах. Не лучшим образом поступают с пожилыми поручителями и друзья-знакомые, казалось бы, проверенные временем люди. Причем, как подметили работники управления, доверчивостью страдают в равной степени как женщины, так и мужчины.
Ну как, наслушавшись таких историй, не предупредить пенсионера, который пришел в УПФР за справкой о своих доходах для оформления поручительства, о возможной беде?!
Понятно, что такая инициатива местного Пенсионного фонда не пришлась по душе коммерческим банкам города. Некоторые из них даже выразили ноту протеста нашим «пенсионникам». Однако в том, чтобы пробудить бдительность в пожилых людях и обезопасить их от выплаты чужих долгов, нет ничего противозаконного. Зато толк есть – некоторые пенсионеры, готовые стать поручителями, как оказалось, впервые узнают в Пенсионном фонде о своей ответственности за кредит, оформленный на родственника или друга. И это знание помогает им взвесить все за и против.
Елена Серова