Как это ни странно, но интервью с мэром города Иваном Носковым в нашей газете еще не выходили. Да, мы беседовали в прямом эфире из редакции издания, но сегодняшняя публикация – это первая часть нашей продолжительной беседы.
И не пугайтесь, если покажется, что темы в разговоре не совсем плавно перетекают одна в другую. Мы лишь постарались, чтобы Иван Николаевич ответил на как можно большее количество актуальных для Дзержинска вопросов из области городского хозяйства. О политике мы поинтересовались лишь один раз.
– Здравствуйте, Иван Николаевич. В прошлом году депутаты в рамках обсуждения итогов реализации национальных проектов поставили «удовлетворительно» вашей администрации только по благоустройству. Почему?
– Если вы имеете в виду благоустройство «Утиного озера», то проблема изначально была в проекте. Он был неправильно сделан, и мы очень быстро поняли, что проектировщики даже не выходили на местность, а потому приговорили к уничтожению около тысячи деревьев. Это недопустимо. Поэтому пришлось проект несколько раз корректировать, что и повлекло за собой задержку сроков строительства. Возможно, нам нужно было больше внимания уделить разъяснительной работе, так как была небольшая группа людей, которые очень активно с помощью жалоб в различные органы затягивали строительство. И все равно в итоге мы с ними пришли к единому решению.
– А Петр Лунин поэтому был уволен? Ведь начинал проектировать «Утиное озеро» и строить парк именно он.
– Петр Николаевич уволился по собственному желанию, но огрехи в подготовке проекта, как и критика в его адрес со стороны общественников, также сыграли определенную роль. Кстати, очень хорошо, что реализация проекта была разбита на несколько этапов. Это помогло нам найти взаимопонимание с жителями, среди которых, как я уже сказал, не все понимали, зачем мы занялись благоустройством «Утиного озера». Им казалось, что и так хорошо. Сегодня, когда строительство парка еще не завершено, но он уже пользуется большой популярностью у горожан, большинству стало понятно – мы делаем нужное дело. И в этом году нам необходимо, учитывая замечания и пожелания дзержинцев, начать и вовремя закончить второй этап благоустройства.
– Чего в итоге ждать горожанам? Многие расстраивались, что проект не предполагает очистки самого озера.
– Чистить озеро мы обязательно будем и от мусора, и от погибших деревьев. Уже избавились от мертвого сухостоя. Но вот углублять озеро не будем, чтобы не нарушать хрупкую экосистему. Кстати, будем очищать и другие водоемы, которые разбросаны по парку. А вокруг основного озера сделаем деревянные дорожки для прогулок.
В этом году в парке также появится спортивная площадка, сцена, которая будет использоваться как летний кинотеатр, и концертная площадка. Конечно, с территории парка будет убран весь валежник, высажены новые деревья и цветы.
А зима, например, показала, что очень нужна горка, – будем строить. Парк должен стать достойным местом отдыха и в зимнее, и в летнее время для горожан всех возрастов.
– Когда начнется второй этап работ?
– В начале мая стартуем, как только будут проведены конкурсные процедуры.
– Иван Николаевич, до вашего прихода у нас все больше деньги вкладывали во дворы, но в прошлом году шесть выбранных для комплексного благоустройства территорий его так и не получили.
– К сожалению, несмотря на то, что деньги вкладывались, очень многие дзержинцы так и не дождались должного благоустройства. Сегодня дворы для нас так же важны, как фасады. Мы заасфальтировали 55 внутридворовых проездов, а вот комплексное благоустройство сейчас на стартовой стадии, потому что изменился подход к выделению денег в рамках федеральной программы. За счет бюджетных средств теперь можно делать такие работы, как асфальтирование проездов, устанавливать урны и лавочки, делать освещение. Для более масштабных изменений уже необходимо участие жителей. Например, нужно поставить на кадастровый учет придворовую территорию, проголосовать за ее переход в общедомовое имущество, а также принять решение о софинансировании работ по благоустройству.
На этом переходном этапе либо депутаты недоработали, не смогли объяснить жителям процедуру, либо сами жители неправильно восприняли эту информацию. В итоге необходимый перечень подготовительных работ так и не был выполнен, комплексного благоустройства дворов в прошлом году в Дзержинске не получилось. Что касается нас, то мы отремонтировали дворовые территории в рамках своих бюджетных полномочий, не нарушая законов.
– Правильно ли я понял, что масштабного благоустройства во дворах нам теперь не ждать?
– Наоборот, все в наших руках! Для этого жильцам необходимо провести общее собрание, проголосовать за то, что им нужно благоустройство двора на условиях софинансирования. Потом оформить землю и поставить ее на кадастровый учет, принять ее в состав общедомового имущества. Мы не просто готовы технически помочь с оформлением необходимых документов, но и ждем таких инициатив от неравнодушных жильцов, энтузиастов, общественников. Каждый хочет видеть свой двор таким, где будет уютно отдыхать пожилым, и безопасно, интересно играть детям. Думаю, что уже в следующем году мы объявим общегородской конкурс на лучший двор.
– Логику я прекрасно понимаю, но нашлись ли уже в нашем городе те, кто собрал общее собрание и прошел все необходимые процедуры?
– Да, такие дворы есть, их порядка десяти. Сейчас мы определяемся с финансированием проектов, которые сделаны и согласованы.
– Еще один сложный вопрос. О торговом доме «Союз». Вы не раз встречались с жителями домов, которые соседствуют с ним. Обещали разобраться в ситуации.
– Мы там много чего уже снесли и освободили муниципальную землю. Сейчас идут суды, причем, первый суд мы выиграли. Естественно, собственники пытаются сопротивляться, это их право, но шансы на успех я оцениваю как очень хорошие. В районе «Союза», конечно же, нужно наводить порядок. И об этом говорят обращения жителей.
– А со стройкой господ Семенцов на Свердлова, 72 вопрос уже решен окончательно, сносить там ничего не будут?
– Здесь некоторыми работниками администрации были допущены ошибки. И те люди, которые их сделали, у нас уже не работают. Могу лишь сказать, что сегодня мы внимательно следим за ситуацией вокруг этой стройки, появления новых объектов там не допустим.
– Другой, на мой взгляд, проблемный вопрос – газ на Пыре. Его там ждут уже давно. Было много обещаний, но никто им уже не верит. Вы заявляли, что техническая возможность для подключения поселка к газу есть, но подробностей того, как будет происходить подключение, нет. Расскажете?
– У нас были долгие переговоры со структурами «Газпрома» по этой теме. Был предложен вариант подключения поселка через завод «Либхерр» путем увеличения давления. И нам выставили условие, по которому нужно получить согласие всех потребителей, которые снабжаются газом через эту же трубу. Это около 20 предпринимателей и организаций, самая крупная из которых – завод имени Свердлова. Письменные согласования от них уже получены. Состоялось и пробное повышение давления, но, к сожалению, общегородская задвижка не выдержала. После окончания отопительного сезона она будет заменена, что даст возможность реализовать проект.
Вопрос стоит на контроле у губернатора, и, надеюсь, к концу этого года трубу дотянем до поселка. Следующий этап – строительство внутрипоселковых сетей. Мы ставим себе задачу уже в следующем году перевести на газ пырскую котельную, так как она до сих пор работает на мазуте.
– На последнем заседании Городской думы депутаты приняли решение о слиянии МУП «Прометей» с другим муниципальным предприятием – «Городское благоустройство». Какой результат вы собираетесь получить?
– Городу досталось разваленное нерабочее МУП «Городское благоустройство», которое нужно было либо ликвидировать, либо спасать, вытягивать. А «Прометей» по итогам прошлого года все-таки вышел на небольшую прибыль. Поэтому было принято решение о слиянии. Сейчас МУП получает лицензию на управление жилфондом, и скоро он станет полноценной управляющей компанией.
– Как вы вообще оцениваете работу управляющих компаний в городе?
– Их работа далеко не идеальна, пока это – троечка. Но радует уже то, что они реагируют на наши замечания. Да, иногда выполняют работу из-под палки, но нам удалось втянуть их в общегородские процессы. Это касается и благоустройства общедомовых территорий. Давайте вспомним тот факт, что на ноябрь 2018 года на балансе всех городских управляющих компаний стояло всего две единицы техники. А сегодня у них такой техники около 100 единиц. Прогресс есть. Да и уроки прошлой зимы мы усвоили. Договоры на обслуживание кровель были заключены, спецтехника закуплена. Мы за этим следили. Конечно, пока это не то, чего бы хотелось, но уже результат.
– А что касается общественного транспорта? МУП «Экспресс» традиционно был самым проблемным в городе. Сегодня ситуация стабилизировалась?
– Судите сами: по итогам прошлого года все муниципальные предприятия Дзержинска сработали без убытков. Что же касается конкретно «Экспресса», то он погасил все долги. Были отремонтированы кровли в производственных помещениях, восстановили всю спецтехнику, год предприятие закончило с небольшой, но все-таки прибылью.
– То есть город больше не будет вкладывать в него бюджетные средства?
– Мы будем субсидировать льготные тарифы, как это делает область, и это наши обязательства. Сегодня «Экспресс» платит вовремя все налоги и производит все необходимые отчисления, а процент выхода техники на линию достиг 97 процентов, чего не было уже давно. Что же касается появления автобусов МУПа на нескольких городских маршрутах в январе, то ситуацию спровоцировало изменение областного законодательства. Мы, конечно, хотели и будем участвовать в конкурсах, когда они будут объявлены, но городу пришлось заменить частных перевозчиков своим транспортом немного раньше. И проблемы на первом этапе возникли не потому, что не хватало техники, не было водителей. Сейчас их штат укомплектован, так что проблему несоблюдения графика нам удалось решить. А новый транспорт для города мы будем докупать, чтобы его у Дзержинска было с запасом.
– И последний вопрос, как вам удалось договориться о возвращении шести объектов недвижимости на территории центрального парка городу?
– Администрация провела большую работу и выявила множество нарушений, связанных со строительством этих объектов. В итоге арендатор вынужден был проявить сознательность и безвозмездно передать здания муниципалитету. Мы благодарны ему за это решение.
Записал Сергей Кулаков