Грозит ли Дзержинску безработица?

Дзержинское время

Переход на дистанционный режим работы, закрытие социальных учреждений, общепита, промтоварных магазинов, спортивно-развлекательных учреждений, ограничение трудовой активности на предприятиях переполошили весь город. И несмотря на то, что правительство РФ и губернатор Нижегородской области обещают оказать предпринимателям меры поддержки, люди переживают: не грозит ли всем нам безработица и «беззарплатица»? А если случится форс-мажор, где искать работу?

 

Под защитой государства?


Самыми защищенными в сложившейся ситуации оказались дзержинцы, работающие на государственных предприятиях. Режим самоизоляции никак не должен отразиться на их благосостоянии за исключением особых договоров, по которым оплата труда имеет свою специфику, например, зависит от сделки.

Большинство крупных предприятий, работающих «по-белому», тоже обещают не оставить своих сотрудников без средств к существованию. Также в любом случае дождутся своих пенсий пенсионеры, а льготники – государственных пособий.

В то же время сотрудники малых предприятий, а также наемные работники индивидуальных предпринимателей оказались в полубесправном состоянии. Многие из них официально получают минимальную зарплату и в лучшем случае могут рассчитывать только на нее. Там, где предприятие остановило работу полностью (например, торговые точки промтоваров, кафе, развлекательные центры), люди опасаются остаться без доходов вовсе.
 
Предприниматели разводят руками – доходов нет, расплатиться бы за аренду и по прочим платежам, тут уж не до зарплаты.

Правительство призывает предпринимателей получать кредиты под 0% годовых на выплату зарплат своим сотрудникам. Но и эти кредиты, как и арендные, и прочие платежи рано или поздно все равно придется отдавать. Да и сумма кредита под зарплату не превышает порога прожиточного минимума на одного сотрудника. Как говорится, не густо.

Учитывая эти факторы, некоторые дзержинцы уже на прошлой неделе начали искать подработку – курьерами, грузчиками, продавцами в продуктовых магазинах, менеджерами и консультантами на «удаленке». А есть ли еще какая-то работа в нашем городе в столь непростое время?

Стабильность и благополучие?


Дзержинск, конечно, подстраивается под новые экономические реалии не так быстро, как крупные города. И, в отличие от того же Нижнего Новгорода, у нас пока еще нет всплеска запросов на доставщиков продуктов, онлайн-репетиторов и т.д. Зато уже прошли объявления о наборе персонала на временную работу по дезинфекции подъездов жилых домов. В Сети предлагают удаленный пошив масок, доставку готовых обедов, онлайн-продажи. В перспективе аналитики предрекают рост спроса на вакансии в сфере медицины, фармацевтики, безопасности и госслужбы, рабочего и домашнего персонала, а также информационных технологий.

Тем не менее серьезных подвижек на рынке труда Дзержинска пока не заметно. По сравнению с мартом мало что изменилось. Вполне возможно, это и неплохо, так как предыдущий месяц был самым благополучным для рынка труда России за последние несколько лет. В Нижегородской области, согласно официальной статистике, на 1 марта 2020 года уровень регистрируемой безработицы составлял всего 0,4% от численности всех работающих. Это лучше, чем в целом по стране. В Дзержинске количество официально зарегистрированных безработных не превышало 500 человек. Число заявленных вакансий – более 2,5 тысяч. О чем тогда волноваться? Работы полно! Однако не все так просто.

 

Зарплата не та…
 


Даже беглый обзор выставленных вакансий на сайте Центра занятости населения вызывает недоумение. Такое ощущение, что самыми популярными профессиями в нашем городе являются охранники и уборщицы. Именно их работодатели жаждут видеть на своих предприятиях в первую очередь. Зарплата соответствующая – от 12 тысяч рублей.

Это во многом объясняет невостребованность предлагаемой работы среди дзержинцев. По факту людей приглашают трудиться за нищенские деньги.
 
Стоит напомнить, что величина минимального размера оплаты труда в регионе установлена на уровне 12 тысяч 130 рублей, а 10 450 рублей – величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в Нижегородской области по итогам IV квартала 2019 года. Тот случай, когда человек и на пособия рассчитывать не сможет (работает же), и выбраться из крайней нужды не сумеет. Единственное исключение – работающие пенсионеры, которые, для увеличения собственных доходов, «клюют» на подобные предложения. Родителям с детьми на такую зарплату выжить весьма затруднительно.

Между тем зарплатный порог в 12-13 тысяч не могут преодолеть не только уборщицы и охранники. Подавляющее большинство вакансий, выставляемых от имени муниципальных учреждений, также щедростью по зарплате не блещут. 12-13 тысяч предлагают начинающим учителям, библиотекарям, работникам культуры, медперсоналу специализированных детских учреждений, воспитателям, поварам. В этом же «ценовом» сегменте кондукторы, грузчики, продавцы, швеи. Понятно, что некоторые работодатели, чтобы заманить нужных работников к себе, придумывают какие-то бонусы и дополнительные премии. Сохранятся ли эти предложения в новой экономической реальности, большой вопрос.

Чуть богаче себя могут чувствовать дворники, почтальоны, мойщики посуды, медсестры, начинающие врачи и преподаватели колледжей. Их ставки стартуют от 15 тысяч рублей. И, надо сказать, здесь предложений от работодателей тоже немало.

Вот только как придется выкручиваться (другого слова не подберешь) людям с подобными заработками, чтобы выжить?

Как тут не вспомнить итоговый отчет администрации города за 9 месяцев прошлого года. Тогда чиновники рапортовали: «среднемесячная зарплата в крупных и средних организациях города увеличилась относительно прошлого года на 4,4% и составила 37 726 рублей».

Где бы поискать такие? Да все на том же сайте с вакансиями!

В директора не желаете?


В конце марта в базах данных появилась свободная вакансия генерального директора хорошо известного в городе предприятия «Даниели Волга». Специалисту, который будет соответствовать всем необходимым параметрам, обещают зарплату от 70 тысяч рублей. Чуть скромнее – 50 тысяч – зарплата директора департамента машиностроения того же предприятия. Многотысячные оклады предлагают и другим специалистам, способным возглавить целые производства и новые перспективные проекты. В цене у работодателей главные энергетики, инженеры, высококвалифицированные рабочие с «золотыми руками»: фрезеровщики, токари, слесари механосборочных работ, котельщики.

Все это, чаще всего, «штучный» товар. Как правило, специалисты такого уровня уже обладают хорошей работой и крепко привязаны к своим рабочим местам. Их же коллеги по профессии, обладающие меньшими разрядами, рассчитывать на престижные заработки уже не могут и теряют в зарплате 10, а то и 20 тысяч.

Удивительные зарплатные метаморфозы демонстрируют вакансии водителей. Так, в муниципальном предприятии «рулевому» предлагают за 8-часовой рабочий день и пятидневную рабочую неделю 13 тысяч руб-лей, а рядом висит объявление, обещающее зарплату не ниже 50 тысяч, но ненормированный график и командировки.

«Рынок труда не случайно назван рынком, – комментирует ситуацию директор дзержинского центра занятости Станислав Фомичев. – Работодатель ищет максимально эффективного работника с минимальными экономическими запросами, работник, наоборот, хочет продать свои навыки как можно дороже. Поэтому, соглашаясь на ту или иную работу, каждый из нас выбирает: побольше зарплата, но более сложные условия труда, или больше комфорта, но и меньше денег». Бывает и так, что некоторые работодатели указывают максимально возможную заработную плату, но на деле выходит гораздо меньше. Опознать такие места можно по высокой текучке кадров. Как правило, вакансии в таких компаниях постоянно открыты даже несмотря на привлекательные жалованья. 

В любом случае, нужно приходить, разговаривать, наводить справки у знакомых, заключать официальные договоры даже на испытательные сроки.
Все это справедливо и для вахтовых работ. Кто-то годами работает в других регионах и доволен, а для кого-то двухнедельный выезд в Подмосковье может обернуться разочарованием и непредвиденными расходами.

Ждать или перестраиваться


Нужно признать, что вопреки отчетам администрации заработная плата, на которую сегодня может рассчитывать среднестатистическое большинство дзержинцев, 20-25 тысяч рублей. На данный момент на рынке труда не наблюдается гендерной или возрастной дискриминации: в банке данных есть и молодежные, и «женские», и «мужские» специальности. Вопреки сложившемуся стереотипу, отмечает Станислав Фомичев, серьезные компании охотно берут на работу возрастных специалистов с большим опытом работы и высокой квалификацией. Уникальные навыки по-прежнему ценятся и оплачиваются выше других.

Другое дело, что в связи с повышенным спросом на работу, зарплатные пороги могут снизиться. Но произойдет это или нет, пока говорить рано. Последствия нескольких недель изоляции будут очевидны только к лету. Пока же эксперты рекомендуют все-таки присмотреться к возможностям, которые дают интернет-ресурсы, в том числе обучение новым профессиям.

В этом направлении примером могут послужить предпенсионеры. Как рассказывает Станислав Михайлович, с тех пор, как в стране была запущена система профессиональной переподготовки предпенсионеров, дзержинцы активно пользуются этой возможностью. Сейчас переобучение прошли 
68 человек. В рамках государственных же программ продолжается профподготовка безработных и женщин, находящихся в декретном отпуске. Наконец, дзержинцы могут попробовать принять участие в программе социальных контрактов, о которых мы рассказывали в январе текущего года. Как сообщил директор дзержинского центра занятости, на сегодняшний день заключены 63 таких контракта, 12 человек трудоустроены.

Понятно, что эти меры, как и недавнее повышение максимальной величины пособия по безработице до 12 130 рублей, призваны, чтобы предотвратить форс-мажор, не допустить полного обнищания людей и дать им хоть какие-то средства к существованию.

Тем не менее наступившее затишье каждый из нас может использовать для реальной оценки своих перспектив: стоит ли ждать лета с надеждой, что ситуация потихонечку выправится, или уже пора проводить ревизию собственных умений, начинать искать новую работу или осваивать новые навыки.

Евгения Макарова