Тема жилищно-коммунального хозяйства неисчерпаема. Какие вопросы в сфере ЖКХ в приоритете у дзержинцев, где искать помощи в решении коммунальных проблем и о судебном прецеденте, который создан в городе. Об этом и многом другом мы поговорили с координатором Ассоциации многоквартирных домов города Сергеем Чендыриным.
– Сергей Владимирович, на ваш взгляд, насколько Советы МКД необходимы городу и его жителям?
– Совет – единственный легитимный орган для контроля за работой управляющих компаний. Последние из-за своей неэффективной деятельности давно лишились доверия жильцов. Нареканий в адрес «управлялок» очень много. Поэтому наша ассоциация работает над тем, чтобы как можно больше Советов МКД создавалось в Дзержинске. Другой вопрос, что не все жители видят в них необходимость. Возможно, в доме просто нет активных людей, готовых решать общедомовые проблемы и тратить на это свое время.
Например, некоторые представители Советов МКД, которые приходят к нам на заседание ассоциации, не имеют четкого понимания, как должен работать Совет, какой нормативно-правовой базой пользоваться. А чтобы требования жителей к управляющим компаниям дали желаемый результат, проблемы нужно решать в рамках правового поля. К этому и должны стремиться Советы МКД.
– Специалисты национального центра «ЖКХ Контроль», проанализировав обращения граждан в 2019 году, пришли к выводу, что количество вопросов по оплате за услуги ЖКХ снизилось, при этом жители больше интересовались состоянием домов и дворов. Как можно это объяснить?
– Мне незнакома эта статистика, но вообще странно слышать о снижении интереса к квитанциям. Потому что это две взаимосвязанные величины. Техническое состояние дома, комфортное проживание в нем напрямую зависят от платежей собственников жилья: сколько заплатили, столько услуг и должны получить от управляющей компании. В связи с этим не совсем понятно, почему тема благоустройства опережает вопрос квитанций. Возможно, это связано с федеральной программой «Комфортная среда», но это несколько другая история.
– А какие вопросы больше обсуждают дзержинцы на заседаниях ассоциации?
– Их как раз-таки очень интересуют платежки. Допустим, на каком основании управляющие компании выставляют тот или иной размер платы? Мы помогаем жителям в этом разобраться.
Все привыкли, что управляющие компании ничего не делают. Чаще всего разговор с горожанами начинается примерно одинаково: мы платим большие деньги, а управляющая компания нам ничего не делает, а говорит, что якобы на доме висят долги. Именно эта непрозрачность финансовой деятельности «управлялок» по отношению к собственникам, в первую очередь, и напрягает.
– На ваш взгляд, адекватны ли цены на «коммуналку» у нас в городе?
– Для этого необходимо посмотреть смету, на основании которой управляющие компании формируют размер платы. Но сделать это очень сложно. Вместо нее собственникам предоставляют приложение №3 к договору управления МКД. В нем, с нашей точки зрения, зачастую указывается искаженная информация. В качестве примера приведу строку услуги по уборке придомовой территории: в ней указывается не площадь уборки придомовой территории и стоимость единицы измерения, а жилая площадь, которая умножается на тариф. В таком случае собственник не может видеть единичную расценку и оценить адекватность платы за эту услугу. Расчет непонятен, а от ответов на неудобные вопросы управляющие компании уходят. Не вмешивается и муниципалитет.
К слову, у нас есть подвижки в этом направлении. Еще в прошлом году с администрацией была достигнута договоренность, что ее специалисты обсчитают два дома разной категории. Некоторое время вопрос не решался. Но недавно состоялся разговор с заместителем главы Дзержинска Денисом Дергуновым, в ходе которого мы договорились о возобновлении диалога по этой теме.
Дело в том, что величина платы устанавливается ежегодно администрацией города для муниципальных квартир. Как выяснилось, в Дзержинске она не рассчитывается, а просто ежегодно индексируется. Это, на наш взгляд, не совсем правильно. Например, в Кстове размер рассчитывается. Такую практику неплохо бы перенять и Дзержинску. Правда, законодательство не запрещает и просто индексировать.
– Неужели в деятельности местных управляющих компаний нет никаких улучшений, продолжают работать спустя рукава?
– Это крупные организации, монополисты, чем и объясняется их инертность. Но, с увеличением конкуренции на рынке коммунальных услуг, они будут вынуждены пересмотреть свое отношение к работе и жителям.
У многих собственников, которые стараются вникнуть в ситуацию ЖКХ в городе, периодически возникает желание поменять управляющую компанию, считаю это правильным. Создание конкурентной среды благоприятно скажется и на качестве услуг. Случаев перехода в другую управляющую компанию становится все больше. Если жильцы МКД найдут общий язык с новыми коммунальщиками, то отток от известных всем «управлялок»-монополистов продолжится.
В апреле получил лицензию МУП «Прометей». Муниципальная управляющая компания также будет обслуживать жилой фонд. Думаю, чем больше жителей обратятся к муниципалитету, тем лучше для города. Поэтому изменения в плане конкуренции на рынке коммунальных услуг все-таки происходят.
– В соседнем Нижнем Новгороде в отношении «управлялок», бывает, возбуждаются уголовные дела: то по факту уклонения от налогов, то по поддельным подписям в протоколах голосования. У нас происходит то же самое: и подписи фальсифицируют, и «управлялки» дробятся. Какие действия предпринимают правоохранительные органы?
– Года три назад на «Управдом» было заведено уголовное дело по факту двойного начисления НДС за вывоз мусора. Два года назад у правоохранителей были налоговые претензии к «Управдому» из-за дробления бизнеса. Но все это закончилось ничем. Почему? Это уже вопрос к правоохранительным органам. То ли компетенции не хватает, то ли просто лояльны к бенефициарам наших монополистов. Такая же картина и по поддельным подписям жителей в протоколах голосования – даже уголовного дела не возбудили. Между тем в голосовании по переводу домов из одной управляющей компании в другую участвовали даже умершие люди. Очень неохотно реагируют местные правоохранители на заявления по вопросам ЖКХ.
– Некоторое время назад УК «Наш Дзержинский дом» отказалась от исковых требований к жителям дома №23 по улице Буденного. Проиграла суд?
– Да, проиграла. Жители установили размер платы за коммунальные услуги и сообщили об этом решении собрания управляющей компании. Но та не стала исполнять решение собственников жилья. Тогда собственники обратились с жалобой в ГЖИ. Инспекция выписала предписание управляющей компании. Последняя подала в суд на это предписание и проиграла. Затем, обжаловав решение суда, проиграла еще один суд, поняв, что дальше идти бесполезно, отозвала иск.
Это положительный прецедент. Мы готовы делиться опытом и рассказать о нем всем жителям города, чтобы при необходимости они могли идти той же дорогой и не переплачивать УК.
– В жилищном законодательстве постоянно что-то меняется. Есть ли интернет-ресурсы, где рядовой житель мог бы получить объективную и достоверную информацию об изменениях в коммунальной сфере?
– Существуют тематические сайты – «Рос-Квартал», «ЖКХ Контроль». Там публикуются изменения в законодательстве, проводятся вебинары, делаются полезные рассылки. Много тематических групп в социальных сетях. Есть группа «ВКонтакте» и нашей ассоциации. Наконец, можно всегда просто прийти к нам и получить нужную информацию.
– Еще до объявления режима самоизоляции вы провели в Дзержинске семинар для горожан по вопросам ЖКХ. Тоже своеобразная площадка, где можно узнать много чего интересного по коммунальной теме.
– Этот семинар мы проводили впервые. Для нас – это новый формат работы. Ассоциация проводит регулярные собрания, на которые приходят, как правило, председатели Советов МКД. В данном случае мы хотели расширить аудиторию, чтобы поприсутствовать, послушать и поучаствовать в работе могли все желающие.
На первом семинаре мы начали с базы: составление договоров, размер платы за текущий ремонт и содержание – основные моменты, без знания которых вести разговор на жилищные темы сложно.
Семинар показал, что коммунальные знания горожан на низком уровне. Жители задавали много вопросов, не все они касались темы семинара. Мы планируем и дальше проводить подобные занятия. Не исключено, что будем приглашать на них представителей ресурсоснабжающих, обслуживающих организаций и других специалистов. А программу будем формировать с учетом поступающих к нам вопросов.
Наталья Седова