Дзержинское время

К началу семидесятых годов в Дзержинске действовало тридцать промышленных предприятий. Девять из них напрямую подчинялись Министерству химической промышленности. На них работало подавляющее большинство дзержинцев. Это было время, когда Дзержинск действительно был столицей советской химии, его вклад в химическую отрасль страны в те годы был очень весом.

Флагман химической отрасли

Еще перед войной к двум крупным заводам города – им. Свердлова и Чернореченскому химическому прибавились заводы №96 (будущий «Капролактам»), №365 («Ока»), №148 («Завод синильной кислоты»), №48 («Оргстекло»), №506 «Ява», завод «Заря».
В течение пятнадцати послевоенных лет в Дзержинске построили завод химического машиностроения («Химмаш»), хлебозавод, швейную фабрику. В 60-70-е годы в строй вступили заводы «Пластик», НИИмаш. За все это время пущено и освоено 76 новых химических производств: фенола, ацетона, капролактама, синтетических драгоценных корундов и др. Масштабная реконструкция на старых предприятиях, внедрение передовых научных достижений, пуск самых современных технологических линий, открытие новых, высококачественных продуктов позволили в восемь раз увеличить товаропроизводительность, а также заявить о себе как о крупнейшем химическом центре страны. Причем зачастую дзержинская продукция являлась уникальной, самой современной и даже прорывной. О достижениях дзержинских химиков-производственников следовало бы написать не одну книгу. Пока же их слава живет в памяти дзержинцев и многочисленных сохранившихся документах.
Успехи предприятий города в 70-е годы высоко оценили на всесоюзном уровне. Один за другим дзержинские заводы получают государственные награды и красные знамена. Среди дзержинских химиков и производственников немало лауреатов государственных премий и орденоносцев.
Юрий Макаров

Гражданин города

В 1973 году на должность председателя Дзержинского горисполкома назначают Юрия Викториновича Макарова. Несмотря на возраст – ему сорок – Юрий Викторинович уже хорошо известен многим дзержинцам.
Высокому назначению предшествовало 14 лет работы на заводе им. Свердлова, а также несколько лет деятельности в горкоме партии.
Работать Макарову пришлось в тесной связке с первым секретарем ГК КПСС А. Алексеевым, человеком очень авторитетным и волевым. Тем не менее, как вспоминают современники, конфликтов между исполнительной и партийной властью в городе не было. Скорее наоборот. В одном из интервью Юрий Викторинович вспоминал, что его назначение удачно совпало с началом реализации постановления ЦК КПСС о повышении эффективности производства горьковской химической промышленности. Объемная программа позволила не только реконструировать и обновить промышленные производства, но и ликвидировать барачные поселки в промзоне. На строительство новых микрорайонов химики потратили 55 миллионов рублей. Тридцать пять тысяч человек переехало в благоустроенные квартиры.
При Макарове по городу пошли троллейбусы, построены автовокзал и речной порт, достроен драматический театр, разработан новый Генеральный план города. Кстати, за него Макарову и группе разработчиков присудили премию Совета Министров СССР.
Семнадцать лет Юрий Макаров отдал строительству и благоустройству города. 29 ноября 1993 года постановлением Городской думы Дзержинска ему присвоили звание «Почетный гражданин города Дзержинска», а в 2010-м имя Юрия Макарова присвоили одной из площадей города.

Не геральдический, но точный

В декабре 1978 года у Дзержинска появился свой герб. Его утвердили на очередном заседании Городского совета народных депутатов. Символ города решили разработать в связи с предстоящим 50-летним юбилеем.
К работе привлекли лучших дзержинских художников, в том числе архитектора города Евгения Синявского и главного художника Анатолия Муравьева, которые постарались отразить в гербе всю историю и главные особенности столицы советской химии.
За основу герба взяли старую эмблему, которую вовсю использовали с середины 60-х годов. Ее придумали художники Владимир Смирнов и Вячеслав Осипов: на круглом щите, увенчанном серпом и молотом, разместились колба-реторта (символ науки), ректификационные колонны (промышленность), шестерня (машиностроение) и колосья, как символ связи с сельским хозяйством. Эту эмблему и сегодня можно увидеть на фасаде 9-этажного дома №53 по проспекту Чкалова.
Для того, чтобы старая эмблема обрела условно геральдические черты, в 78-м году ее поместили в прямоугольный щит, в верхней части которого вписали название города, а внизу наметили волны, как знак того, что Дзержинск стоит на реке.
Новый герб пришелся по душе дзержинцам. По мнению многих горожан, он и сегодня довольно точно определяет географическую, экономическую и историческую суть нашего города. Ведь того факта, что Дзержинск – детище советских пятилеток не отменить, как и нельзя забыть гордое имя столицы химии Советского Союза. Вот почему несколько лет назад дзержинцы категорически воспротивились странной инициативе властей заменить «устаревший, не соответствующий правилам геральдики» герб, на новый непонятный символ.
И пусть наш герб не имеет официального статуса, зато он нам дорог, как свидетельство славы и гордости нескольких поколений дзержинцев, трудившихся не покладая рук ради процветания любимого города.

Триумф союзного масштаба

В 1974 году сотрудники краеведческого музея собрали новую и весьма объемную экспозицию «Дзержинск – город социалистический».
Осенью того же года выставка перебралась на два месяца в Государственный исторический музей на Красной площади. Городская газета «Дзержинец» рассказывает, что на открытие 4 ноября съехались представители промышленных предприятий и учреждений Дзержинска. Почетным гостем праздника стал министр химической промышленности СССР Л.А. Костандов. «Дзержинцы по праву гордятся благоустройством и озеленением города, – подчеркнул министр. 
– В этом году им присуждено первое место среди городов Центра, и первенства дзержинцы впредь не уступят». Победный настрой поддержал первый секретарь ГК КПСС Александр Алексеев: «Мы постарались показать часть того, что создано трудом и вдохновением трудящихся под руководством партийной организации».
Право разрезать красную ленту предоставили именитым дзержинцам – Героям социалистического труда – Н.М. Агеевой, В.Н. Вилковой, В.И. Сергееву.
За два месяца выставку посетило более 100 тысяч человек. Это было первое публичное признание достижений дзержинских химиков. Первое чествование и громкая слава. Ведь многие разработки, научные открытия и даже трудовые успехи все еще находились под грифом «секретно», а город по-прежнему оставался в зоне негласной закрытости.

Дзержинску с любовью

В конце 60-х, по инициативе архитектора Евгения Синявского, при архитектурном управлении города открывается художественная мастерская.
В разные годы в ней трудились от трех до двенадцати художников. Благодаря их таланту, потрясающей работоспособности, высокому профессионализму и огромной отдаче в Дзержинске появились уникальные работы, до сих пор придающие нашему городу особый колорит и почерк. Речь, конечно, идет о мозаичных панно, которые все дзержинцы хорошо знают и любят.
Одно из первых – «Дети мира» – на фасаде Дворца детского творчества. Оно создавалось в союзе с горьковскими художниками. По эскизам художника Владимира Смирнова создавались прекрасные мозаичные панно Дзержинского политехнического института, Дома книги, фасад здания школы №15. Также уникальным было создание рельефного панно на плавательном бассейне. Автором этого эскиза стал не менее талантливый художник Сергей Марахтанов.
Внесли свой вклад в облагораживание лица города Юрий Травкин, Вячеслав Осипов, Валерий Сидоров, Евгений Шалов. К сожалению, не все их работы уцелели. Но те, что сохранились, являются свидетельством проявления огромной любви к городу. Дзержинские художники, избегая громких слов и великой славы, просто добросовестно трудились, прилагая все возможные силы и таланты к тому, чтобы Дзержинск хорошел день ото дня.
Евгения Макарова