Дзержинское время

В Дзержинске ликвидированы очередные нелегальные раскопки стихийной свалки, откуда предприимчивые сограждане добывали лом черных и цветных металлов. «Металлисты» орудовали в самый разгар пандемии, когда вся страна отправилась на самоизоляцию. Дзержинские общественники застукали нелегалов еще в конце марта, но свернули они свою лавочку только в конце весны.

Речь идет об обширных землях между полигоном ТБО «Игумново» и свалкой химотходов «Черная дыра». Здесь также, как выяснилось, находится еще одна бытовая свалка, которую в отличие от игумновской никто и не собирался рекультивировать.
Мусорное хранилище, как рассказал нам руководитель нижегородского регионального отделения Союза «За химическую безопасность» Дмитрий Левашов, образовалось здесь примерно в 1991 году. На начало 90-х пришелся территориальный спор Нижнего Новгорода и Дзержинска, когда власти города химиков запретили завоз нижегородских отходов на игумновский полигон, фактически находящийся на дзержинской земле.
В отличие от официального полигона, куда шли вереницы грузовиков с промышленных предприятий, стихийная свалка рядом с ним пополнялась преимущественно бытовыми отходами. Но и от такого рода массы окружающей среде с учетом распространения пластика и химии в быту, прямо говоря, один вред.
Если это стихийная свалка, то, естественно, никакого изоляционного слоя там нет, весь фильтрат с мусорных холмов попадает в грунтовые воды и многочисленные водоемы вокруг. Тем паче опасно вскрывать слежавшиеся массы, по сути законсервированные самой природой – поверхность свалки спустя годы затишья затянуло газоном из сорняков. Мало того, свалка фактически находится в охранной зоне высоковольтной ЛЭП, которую эксплуатируют «Россети». Никакой тяжелой техники не пойми откуда там быть не должно априори. От ЛЭП, проходящих рядом с несанкционированным «погребением» мусора, зависит энергоснабжение целых районов с тысячами потребителей.
В непосредственной близости от свалки проходит и коллектор уже рекультивированного полигона ТБО «Игумново». Как раз эти коммуникации черные копатели едва и не повредили, выйдя в конце марта на объект.
Нелегалы основательно обустроились на горах мусора, даже бытовку поставили, видимо, с расчетом на длительную работу. На объекте пыхтели два экскаватора – ковшом копали грунт, а промышленным магнитом из разрыхленной массы извлекали черный лом и цветмет, отгружая добычу на самосвалы. Короче говоря, шла спокойная привычная работа, о которой, как утверждает Дмитрий Левашов, были в курсе и надзорные, и правоохранительные органы, но никаких действенных мер, чтобы наказать и изгнать нелегалов, почему-то не предпринимали.
Ситуация в корне изменилась после того, как Дмитрий Левашов 7 апреля написал губернатору Нижегородской области Глебу Никитину на его персональную страницу в «Инстаграм». Буквально за четыре последующих дня, как вспоминает Дмитрий Николаевич, отреагировал экоконтроль областного министерства экологии и природных ресурсов. Правда, воздействие оказалось каким-то «декоративным» – административный штраф в тысячу рублей, который, разумеется, не остановил раскопки. Немного эффективнее сработала полиция, которая возбудила сразу несколько административных производств против гастролеров, в том числе за нарушение режима самоизоляции. «Труженики ковша и магнита» работали не только без оформления разрешения на земельные работы, но и QR-кодов, которые, по идее, они при любом раскладе не смогли бы оформить, – на портале «Карта жителя Нижегородской области» не было такого раздела, как выход из дома для добычи металлолома на несанкционированных свалках в Дзержинске.
Штрафы штрафами, но раскопки продолжались весь апрель и май. И только в самые последние дни минувшей весны «металлисты» покинули объект. А случилось это после очередного визита полиции и следом представителей Росприроднадзора. Усилившееся давление правоохранительных и надзорных органов, видимо, перечеркнуло для добытчиков всю экономику процесса – санкции оказались дороже железяк, а может быть, ребятам просто хватило пары месяцев, чтобы освоить всю площадку и переместиться на следующую. Кажется, что нелегальная добыча лома на дзержинской земле – это нескончаемый и, как показывает практика, почти бесконтрольный со стороны государственных органов процесс. Шабашников чаще всего почему-то выискивают не должностные лица, а общественники, переживающие за экологию.
Так было и при раскопках свалок опасных отходов промпроизводства на улице Науки, неподалеку от шламонакопителя «Белое море», возле бывшего завода «Заря», а также на многих и многих других объектах накопленного экологического вреда. При этом, повторимся, не государевы люди, которые обладают полным арсеналом сил и средств по мониторингу любых пространств с земли и воздуха, разоблачают дикие банды «металлистов», а общественники. А у последних всех ресурсов – руки, ноги да смартфон, но однако есть горячее желание предотвратить беспорядок на родной земле.
Вадим Щуренков