Дзержинское время

Во время распространения коронавирусной инфекции нам, журналистам, приходится ежедневно работать в редакции, и, соответственно, добираться до работы и обратно дважды в день. Чтобы не рисковать лишний раз, мы приняли решение отказаться от общественного транспорта и два месяца ездили на работу на машинах – своих, служебных или такси. Но вот недавно в троллейбусы и автобусы просто захотелось заглянуть – из интереса. Что в них изменилось во время затянувшейся самоизоляции?

Троллейбус дальше не идет

Полдевятого утра троллейбус № 4 приходит на остановку на удивление сразу. Зная, что в общественный транспорт нужно входить строго в перчатках и маске, заранее экипируемся в защитные средства от «короны». Садиться в общественный транспорт даже немного страшновато: все-таки салон небольшой, а людей может быть много. Да и пустят ли? Вдруг пассажир по каким-то критериям безопасности не подойдет? Однако никто наличие у пассажиров средств индивидуальной защиты не контролирует, не говоря уж о вроде бы обязательной проверке при посадке QR-кодов, разрешающих выход из дома по уважительным причинам. Проверять все это попросту некому. Кондуктора в троллейбусе нет, а водителю хватает дороги и обилечивания.
В «четверке» едут двенадцать человек разного возраста – и молодежь, и пенсионеры. В масках – четыре человека, в перчатках – ни одного. На сиденьях изолентных «крестов», имитирующих «санитарную» рассадку, нет. Как нет и ограничений в полтора метра в очереди к водителю для покупки билета. Но пассажиры интуитивно отодвигаются друг от друга, и четыре человека с деньгами и картами, желающие оплатить проезд, растягиваются друг за другом почти на весь салон. Рассаживаются тоже подальше – через ряд или в каждый ряд, но в шахматном порядке. Ближе к остановке «Онкодиспансер» салон совсем пустеет. Возможно, из-за того, что сейчас на ул. Маяковского продолжаются ремонтные работы и движение всех транспортных средств здесь закрыто. Поэтому на Ватутина, по сути, последняя остановка 4-го троллейбусного маршрута, потом он поворачивает обратно – едет по ул. Грибоедова и пр. Циолковского.

Пусто и быстро

В маршрутке № 30 – нашем следующем экспериментальном автобусе для пассажирских перевозок – тоже ни кондуктора, ни разметки на сиденьях и полу. Водитель монетки для оплаты проезда не считает, просто указывает, что их нужно положить на панель рядом с его сиденьем, и выдает билет. Кстати, цены за проезд не изменились – 23 рубля в троллейбусе и 25 – в автобусе.
В салоне ПАЗика утром буднего дня едут восемь человек, на двоих – людях постарше – маски. Движется Т-30 куда шустрее троллейбуса. Во-первых, автобус, конечно, мобильнее, во-вторых, на многих остановках людей нет вообще. И если из автобуса никто не выходит, он едет дальше, не останавливаясь.
Пользуясь длительной остановкой на светофоре, интересуемся у водителя, не страшно ли заболеть, перевозя каждый день множество самого разного народа. Мужчина отвечает, что привык, работает весь период пандемии, соблюдает правила личной гигиены и чувствует себя отлично. Маску поначалу надевал, но потом отказался – целый день ездить душно и, наползая на нос, она мешает обзору.
Число пассажиров, по словам собеседника, за апрель и май упало в разы, как, соответственно, и выручка. Но общественный транспорт должен работать, даже если перевозит одного пассажира или едет пустой. «Вон в войну рейсовые автобусы перевозили людей», а сейчас «подумаешь, вирус, а так вообще-то – 21-й век, то есть цивилизация».

Полная загрузка

А вот в минувший понедельник на пр. Циолковского маршрутка № 22 часов в 9 утра ехала, как говорится, с полной загрузкой. Свободных мест не было и даже несколько человек стояли на задней площадке. Зато присутствовала кондуктор. 
В маске – один пассажир. Когда народ начал «рассасываться», выяснилось, что ограничений на посадочные места, так же, как в предыдущих описанных случаях, в салоне нет. Да и как, например, сказать женщине преклонных лет: «Здесь садиться нельзя – здесь же «крестик»?..
В автобусе, в основном, молодые пенсионеры и люди лет 30-40, но были и дети, причем маленькие и без защитных средств.
Характерно, что по дороге 22-й автобус обогнала совершенно пустая «тридцатка». Маршрут у автобусов на части пути, в частности – многолюдном пр. Циолковского, одинаковый. Но пассажиры почему-то выбрали один и тот же вариант. А может быть, дело только в том, что одна из маршруток ехала первой.
Еще два слова – об остановках. На ул. Терешковой поставили очень красивые белые комплексы. Только вот долго ли они устоят с нашими отдельными любителями вандализма, да еще на не самой оживленной, «лесной», дороге? Зато в старом городе синие остановки подновили краской в том же тоне. Закрасили комплексы вместе с плакатами и объявлениями, что выглядит не очень красиво, но не очищать же перед покраской… Да и, скорее всего, скоро какие-нибудь бумажки здесь появятся снова.
Виктория Соколова