М.В. Конышева. 1939 г. 

Почетный гражданин Дзержинска, почетный ветеран городской ветеранской организации, заслуженный ветеран Нижегородской области Мария Васильевна Конышева награждена медалями «За доблестный труд», «За трудовое отличие», «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны». Не только ее внешняя красота, но и сильный характер, отзывчивость, добрая и чуткая душа снискали всеобщее признание дзержинцев за многолетнюю общественную деятельность на благо родного города. В июле Марии Васильевне исполнилось бы 100 лет.

 

Детство


Она родилась в Выселках села Черного. Часто вспоминала большой дом отца Василия Александровича Болдырева, десятника Чернореченского химзавода, что стоял на улице Рыкова (ныне Автомобильная). Рассказывала о школе на Просвещенской, куда пошла учиться, о любимых учителях в школе на Студенческой и учебе в школе № 2 в переулке Жуковского.
 
Мигом пролетела юность с прогулками в лесок, что был за железной дорогой, с катанием на качелях у «13 магазина», с походами в «киношку» в Народном доме… На ее плечах лежала забота о младших братьях, обширное домашнее хозяйство с огородом, живностью на подворье. Все успевала! Она – отличница в школе и первая помощница вожатой, лучший «культурник» и «затейник», член учкома… Примерную пионерку не раз награждали почетными грамотами.
 
По окончании школы, как отличница, без экзаменов поступила на первый курс только что открывшегося техникума при ЧХЗ, готовившего специалистов азотной промышленности. На новом месте учебы Мария не затерялась, активистку скоро заметили однокурсники, единогласно выбрали секретарем комсомольской организации.
 
Николай Конышев. 1939 г.

Знакомство


Между тем жизнь в строившемся городе бурлила. У молодежи повальное увлечение авиацией: рекордные перелеты, новые самолеты, достижения воздушного пилотажа звали покорять небо. Вот и аэроклуб в Дзержинске к 1939 году крепко «встал на крыло». Путь в небеса у будущих летчиков начинался с появления в школах, на заводах инструкторов летной школы. Агитировать поступать в аэроклуб студентов Чернореченского химического техникума азотной промышленности откомандировали инструктора Николая Конышева.

Здесь он и увидел симпатичную бойкую девушку, которая сразу понравилась. Небольшого роста, аккуратная, подтянутая, она спокойно, но твердо смотрела ему в глаза. Может, именно в тот самый момент и вспыхнула в сердце будущего Героя Советского Союза искра, что зажгла в сердце любовь на всю жизнь.
 
Молодежь ЧХЗ на отдыхе в воскресный день (Мария Болдырева - в центре), 1937 г.
 
После первого знакомства Николай зачастил на студенческие вечера в техникум. «Мы стали встречаться. Ухаживал красиво, называл меня «моя Марийка», надежный, уверенный, я с ним чувствовала себя, как за каменной стеной», – вспоминала Мария Васильевна. Они поженились в том же 1939-м: ему – 23, ей – 19. А в 1940 году у супругов родился сын Игорь. Шел предгрозовой, последний мирный год…

Испытание войной


С первых дней войны Марию назначили начальником экспериментальной механической мастерской в цех опытных установок Чернореченского химзавода, затем в цех по производству калиевой селитры… День и ночь на заводе, сын Игорь – в круглосуточном детском садике.

Глава семейства храбро сражался на фронте. Профессионал высочайшего класса, он делал каждодневную боевую работу, предназначенную для настоящих героев. Николай Конышев был из тех редких летчиков-истребителей, кто чудом остался целым и невредимым в смертельной схватке с врагом. Как знать, может, от пули фашистов оберегала его любовь Марии, что ждала возвращения любимого мужа…
 
Снова вместе: Мария и Николай Конышевы. 1970 г.

Жизнь продолжалась


Так случилось, что после войны, хоть Николай и остался жив, Конышевы встретились не сразу…

Однако отношения с родителями мужа продолжались, и Мария по-прежнему навещала их в Шиморском.

Все ладилось. На родном заводе ей доверяли ответственные должности – старшего инженера производственно-технического отдела, начальника отдела рационализации и технической информации, начальника отдела стандартизации. Ее ценили и уважали. Она всегда в гуще общественных дел.

Судьба Николая Сергеевича, на первый взгляд, тоже складывалась вроде бы неплохо. В 1960-м в звании подполковника он уволился в запас, жил в Риге, работал руководителем полетов при авиаподразделении гражданского воздушного флота Латвийской ССР. В Риге родилась дочь. Но с годами, по словам Марии Васильевны, он начал ощущать невероятную тоску по любви, которую испытывал когда-то к Марии. Однажды в его родительском доме в Шиморском на похоронах старшего Конышева она услышала от Николая горячие слова боли и раскаяния, что слишком поздно решился исправить ошибку расставания. Попросил у Марии прощения.

Снова вместе


Она простила и приняла для себя непростое решение: «Семье снова быть!». 

В 1969 году Николай Сергеевич вернулся в Дзержинск. Ему 53 года, он еще молод, полон энергии. Работал начальником отдела цеха химкомбината 
им. Калинина, затем инженером по технике безопасности в Дзержинском производственном объединении грузового автотранспорта. Они, как и прежде, вместе – Мария и Николай! Вот только, увы, недолго. Во время поездки с колонной автомашин на Алтай, на уборку урожая, 15 августа 1972 года у Николая Сергеевича внезапно остановилось сердце…

На долю Марии Васильевны выпала нелегкая женская судьба, в которой, кажется, было все: боль и страдание, любовь и предательство, счастье материнства и нежная забота о внуках и правнуках. Обладая сильным характером, она открыла в себе способность прощать, быть гибкой, проникновенной и мудрой. А еще – быть вместе с людьми, помогать, делать их жизнь благополучнее. В этом, наверное, и есть секрет счастья Марии Васильевны Конышевой. Она ушла из жизни 19 апреля, не дожив до своего столетнего юбилея совсем немного…
 
Станислав Шальнов