Ликвидатор объектов накопленного экологического ущерба в Дзержинске заявляет о самой низкой стоимости работ по санации российских свалок и полном соблюдении экологических норм.
На этой неделе мы получили ответ на свой запрос от ООО «ГЭС-ЭкоТехнологии», в котором просили рассказать о судьбе завода, где сжигают отходы несанкционированной промышленной свалки «Черная дыра». Одновременно с этим нас интересовала система экологического мониторинга на объекте, а также финансовая сторона проекта в части стоимости утилизации ядовитых веществ, извлеченных из отстойника.
Интерес к теме возник после того, как в правительстве Нижегородской области приняли решение продлить сроки ликвидации свалки советского завода «Оргстекло» до осени 2021 года. Как выяснилось, все ранее запланированные контрактом объемы токсичных отходов уже утилизированы. Однако в процессе работ подрядчик обнаружил дополнительные пастообразные накопления («Черная дыра» для бюджетных миллиардов», «ДВ» № 23 от 05.06.2020 г.).
Вопросы о судьбе завода по сжиганию отходов, а также о стоимости процесса ранее мы адресовали областному министерству экологии и природных ресурсов. Ответы мы опубликовали в прошлую пятницу под заголовком «Черная дыра» сгорит, а завод останется?». Главное из того, чем поделилось с нами министерство, это, конечно же, судьба завода. И она будет решаться после обезвреживания полного объема промотходов «Черной дыры». А это значит, что вполне могут подтвердиться опасения дзержинцев о том, что оборудование, созданное под конкретные задачи, а именно – для обезвреживания промышленных отходов неорганизованной свалки, может работать и дальше, принимая на утилизацию отходы других российских свалок и действующих предприятий. Равно также о пока еще неопределенной участи мусоросжигательного завода нам ответили и «ГЭС-ЭкоТехнологии». Вместе с тем в компании высоко оценили саму технологию утилизации отходов II – IV классов опасности.
В основе технологического процесса, как давно уже известно, применяется метод термолиза, который, по заверению ликвидатора, доказал свою эффективность и позволил получить на выходе обезвреженный остаток IV – V класса опасности.
Что касается экологичности всего процесса, то подрядчик фактически продублировал информацию министерства об автоматизации и их безопасности.
А вот по деньгам, а конкретно стоимости утилизации отходов кое-что добавил. Как уже известно, общая стоимость работ по ликвидации «Черной дыры» в соответствии с контрактом составляет 2,8 млрд руб. При этом стоимость утилизации дополнительного объема пастообразных отходов, а это 5,5 тысячи кубометров, пока неизвестна, ее просчитывают. Но «ГЭС-ЭкоТехнологии» дополнительно сообщили, что удельная стоимость работ на полигоне ТБО «Игумново» и шламонакопителе «Белое море» в пересчете на один гектар значительно ниже сопоставимых по сложности и технологии проектов, что реализуются на территории страны.
Что касается работ, аналогичных объекту «Черная дыра», то до Дзержинска такой практики в России не было вовсе. Однако ФГУП «ФЭО» (в прошлом – РосРАО) планировало строительство одного комплекса по обращению с отходами I – II класса опасности на базе перепрофилированных объектов уничтожения химического оружия. Так вот, в пересчете на 1 кг/ч его стоимость была в семь раз выше цены завода по уничтожению содержимого «Черной дыры». Удельная стоимость обеззараживания 1 кг/ч на «Черной дыре» составила 200 тысяч рублей против 1,4 млн рублей проекта РосРАО.
Подрядчик также привел для нас сравнение удельной сметной стоимости рекультивации полигонов ТКО в Московской области с дзержинским «Игумново». Так, цена санации нашей свалки составила 2 млрд 99,6 млн рублей. В итоге рекультивация одного гектара игумновского полигона составила 49,6 млн рублей при общей площади 42,35 гектара.
За шламонакопитель «ГЭС-Эко-Технологии» взяли 1 млрд 820,6 млн рублей. При общей площади «Белого моря» в 71,54 гектара стоимость рекультивации одного гектара вышла в 25,4 млн рублей.
А вот, например, рекультивация полигона ТКО «Царево» составила 3 млрд 891,7 млн рублей, а один гектар обошелся в 180,2 млн рублей при общей площади в 21,6 гектара. Санация свалки «Парфеново» в 7,08 гек-тара составила 3 млрд 195 млн рублей, а один гектар встал в 451,3 млн рублей. «Похороны» такого же бытового полигона «Каурцево» в 8,5 гектара обошлись для бюджета в 2 млрд 856 млн рублей, а один его гектар стоил 336 млн рублей. Наконец, в свалку «Сьяново» власти «закачали» 2 млрд 48 млн рублей. Ее площадь 10,3 гектара, при этом стоимость утилизации одного гектара вышла в 198,8 млн рублей.
В конце ликвидатор пообещал после снятия ограничений по COVID-2019 пригласить нас на открытое ознакомительное мероприятие с посещением полигона ТБО «Игумново», шламонакопителя «Белое море» и свалки промышленных отходов «Черная дыра».
Вадим Щуренков