Образование и государство: пропасть растет?

Дзержинское время

Близится к завершению Год учителя в России. Казалось бы, самое время подводить его итоги. Однако и в центральной прессе, и на главных телеканалах страны эту тему как-то обходят стороной. Так и напрашивается мысль, что чиновникам от образования просто нечего сказать. Странно это, если учесть, что прошедший год был весьма насыщен важными событиями.

Желание честно поговорить о том, что же, собственно, сделало государство для педагогов за последнее время и как общество оценивает «позитивные изменения» в сфере образования, обещанные президентом Дмитрием Медведевым в начале года, стало поводом для проведения в нашем городе очередного «круглого стола». Он прошел на прошлой неделе в конференц-зале Дзержинского политехнического института, и тема его звучала так: «Вклад государства, муниципалитета и гражданского общества в решение актуальных проблем современного образования».

По словам организаторов «круглого стола», преподавателей ДПИ кандидата технических наук Игоря Балахнина и кандидата исторических наук Александра Егорова, прошедшая встреча, по сути, стала еще одной попыткой обозначить проблемы существующей системы образования, открыто обсудить грядущие и уже прошедшие изменения. Но главное – максимально приблизить друг к другу всех участников образовательного процесса, а также тех, кто берет на себя задачу на местах претворять в жизнь нововведения и тех, кто получает «продукт» (в данном случае – грамотных специалистов) на выходе. Таким образом, в обсуждении приняли участие политики, в том числе мэр Дзержинска Виктор Сопин, представители бизнеса, преподаватели вузов, директора и завучи средних школ.

Начала разговор депутат Городской думы Нина Колесникова. В своем кратком докладе она обозначила проблему социального партнерства, то есть взаимодействия между работником, работодателем и администрацией города. Почему система коллективного договора, дающего реальные социальные гарантии работающим, пробуксовывает? По мнению Нины Павловны, проблема кроется в том, что за долгие годы у работников выработалась психология беспрекословного подчинения. И связано это прежде всего с незнанием нормативно-правовой базы.

Позволим себе продолжить мысль депутата и предположить, что именно незнание прав и привычная исполнительность приводят к тому, что учителя боятся  открыто высказывать свое мнение, вмешиваться в законотворческую деятельность и активно защищать свои интересы. То есть вести себя как полноценный член гражданского общества.

Эту проблему обозначил и Игорь Балахнин. В начале своего выступления он с грустью признал, что многие учителя отказались принимать участие в «круглом столе»: одни – из-за страха получить по шапке за «особое мнение», другие – из-за неверия в то, что их выступления реально смогут как-то повлиять на ситуацию. И это те люди, на которых государство накладывает большие обязанности и ответственность!

Выступление Игоря Александровича, надо сказать, немного встряхнуло собравшихся и после красивого рассказа заместителя начальника УНО Валентины Сахаровой о последних достижениях дзержинской системы образования произвело, в какой-то степени, эффект «холодного душа». Именно в нем доцент Балахнин повел речь об итогах Года учителя и предложил всем проследить его ход по телесюжетам.

Итак, 2010 год был объявлен Годом учителя. В своей речи в Российском государственном педагогическом университете им. Герцена президент Дмитрий Медведев заявляет, что этот год станет данью уважения благородному учительскому труду, началом модернизации образовательной системы и  позитивных перемен. Но больше всего общество ждет от него повышения социального статуса учителя и увеличения зарплаты педагогов.

Начинается Год учителя показом скандального сериала «Школа» режиссера Валерии Гай Германики, который, к слову, был широко разрекламирован, прошел по центральному каналу и в удобное время. Фильм вызвал много споров. И хотя режиссер тогда заявляла, что вообще-то снимала кино не о школе, а о человеческих взаимоотношениях, многих зрителей он возмутил именно потому, что в корне подрывал авторитет школы как таковой и учителей в частности. Некоторым из них даже пришлось унизительно оправдываться: нет, у нас не так… Как вы думаете, пойдет работать в школу молодой специалист, зная, что после этого фильма общество будет воспринимать учителя как безвкусно одетого и невежественного человека? Далее на телеэкранах появляется ролик, где ученики иркутской школы избивают пожилого учителя физкультуры. А завершается Год учителя ужасающими сообщениями об избиении молодых учительниц в Санкт-Петербурге и Новосибирске. Это к слову об уважении и повышении социального статуса.

Что касается улучшения благосостояния учителей, то комментарии, на наш взгляд, излишни. Еще в нынешнем январе  наша газета проводила опрос среди дзержинских педагогов с целью выяснить, что ждут они от своего года. Большинство честно ответило: ничего хорошего. А кто-то сразу сказал, что их зарплата с начала года стала меньше. Действительно, введение системы разнообразных коэффициентов, баллов, урезание стимулирующей части, уменьшение количества часов на деле привели к тому, что часть учителей ежемесячно стала недосчитываться в своих кошельках 2-3 тысяч рублей. Хотя управление образования рапортует, что в Дзержинске средняя зарплата работников школ составляет 11305 рублей, у многих педагогов реальный доход часто недотягивает до 10 тысяч.

Примечательно, что для дзержинского управления образования Год учителя прошел под знаком борьбы с неэффективными расходами. Экономия удалась нашим чиновникам так хорошо, что теперь на дзержинского школьника тратится меньше, чем где-либо в нашей области, – всего 19430 рублей в год (в Нижнем Новгороде – 32330 рублей). Добиться таких результатов, по словам Валентины Сахаровой, удалось, в частности, благодаря сокращению расходов на административно-хозяйственный персонал школ. Теперь соотношение учителей и прочих работников школы составляет 60% на 40%. Только не будем забывать, что в категорию «прочих» входят, например, психологи и вожатые.

Еще одна проблема, затронутая на «круглом столе», касалась взаимоотношений между средней и высшей школой. Мнение вузовских педагогов озвучил заведующий кафедрой ДПИ, доктор технических наук, профессор Николай Ксандров. В целом, оно сводится к недовольству качеством школьного образования. Абитуриенты нынче подготовлены гораздо слабее, чем раньше. На это есть, по мнению Николая Владимировича, три основные причины: уменьшение количества часов, отведенных на некоторые предметы, в частности, на химию, физику; сокращение числа выпускных экзаменов; нацеленность школьных учителей на то, чтобы всех учеников довести до выпуска, а не дать им качественные знания. Усугубило ситуацию введение ЕГЭ, что лишило вузы возможности самим проводить отбор будущих студентов.

В свою очередь, предприятия страдают от недостатка квалифицированных специалистов, которых даже после института приходится доучивать. Директор ОАО «ЗГМ» Галина Савченкова обратила внимание собравшихся на то, что вообще-то и школа, и вуз должны готовить человека к дальнейшему труду, а не просто выдавать «корочки». «Готовьте специалистов для бизнеса, тогда бизнес будет вкладывать деньги в образование» – эти слова предпринимателя стали ответом на вопрос о том, кто должен финансировать «школу будущего».

Завершить «круглый стол» его организаторы планировали обсуждением проекта создания в Дзержинске Координационного комитета по вопросам образования, который должен собрать в своих рядах разных общественных деятелей, политиков, бизнесменов, педагогов. Но завести разговор о проекте пришлось чуть раньше, так как мэру Виктору Сопину нужно было уезжать на другую встречу. Глава города посоветовал сначала проработать правовую сторону вопроса. А также заявил, что вообще-то планировал создать подобный совет при администрации, не будут ли они дублировать друг друга?

Однако комитет задумывался Александром Егоровым и Игорем Балахниным как самостоятельная ячейка гражданского общества, которая, безусловно, будет сотрудничать с администрацией, но работать все-таки не под ее руководством.

Остальные участники «круглого стола» идею Координационного совета поддержали, правда, особого желания войти туда у большинства из них не наблюдалось. Например, лидер партии КПРФ в Дзержинске Сергей Лесков, громко и уверенно высказавший свою позицию по вопросам образования, деликатно отказался от участия в делах совета, сказав, что … недостаточно компетентен в юридических вопросах. В итоге, кроме самих инициаторов создания комитета, в его состав еще вошли Валентина Сахарова, Галина Савченкова и Нина Колесникова.

Участники также высказались за проведение подобных «круглых столов» в будущем. Ведь честные, открытие дискуссии, пожалуй, единственный шанс педагогов быть услышанными в ситуации, когда пропасть между государством и учительским сообществом растет все больше и больше. Однако обязательное условие таких обсуждений – равноправие участвующих в них сторон. Пока же свободно чувствуют себя лишь сами законотворцы, свято уверенные в правильности своих решений,  и оппозиция, которой, такое чувство, все равно, что критиковать, лишь бы критиковать. С грустью приходится констатировать, что выступления самих педагогов пока остаются слишком малочисленными и тихими, поэтому и слышат учителей плохо, и с мнением их не считаются.

Марина Ипатова