Если ее имя появляется в афише очередного спектакля Дзержинского театра драмы, то горожане уже знают – постановка обречена на успех. Потому что нет такой роли, которую бы эта актриса не довела до совершенства, в которую она не вложила бы всю душу, до последней капельки.
Самобытная, яркая, талантливая актриса нашего театра драмы Лариса Шляндина не любит шумихи вокруг своего имени и с несвойственной людям такой профессии скромностью избегает больших торжественных собраний. Вот и свой юбилей на прошлой неделе она отмечала тихо, принимая только поздравления родных, друзей и коллег.
Для нас, зрителей и поклонников, Лариса Михайловна что-то вроде символа нашего театра. Без ее участия невозможно представить ни одну постановку. И что интересно, каждая роль актрисы находит своих почитателей. Кто-то, как я, влюбился в Ларису Шляндину после спектакля «Пришел мужчина к женщине», где она играла в дуэте с Александром Серебрянским. Кто-то не может забыть очаровательную героиню постановки «Сиреневое платье Валентины» и Надежду из «Детектора лжи». Кто-то до сих пор под впечатлением от спектакля «Пир во время чумы».
Последние роли вообще стали чередой ярких, незабываемых образов, каждый из которых открывает все новые и новые грани таланта Ларисы Шляндиной. Кабаниха из «Грозы», Проня Прокоповна в постановке «За двумя зайцами», Турусова в «На всякого мудреца довольно простоты». Да что перечислять – эти спектакли надо видеть. А к концу театрального года Лариса Михайловна готовит своим поклонникам сюрприз – 63-й творческий сезон театра закроется бенефисом актрисы.
Через своих героев Лариса Михайловна каждый раз открывает свою душу зрителям. Но, наверное, нет никого, кто бы знал ее лучше, чем коллеги. Им и слово.
Игорь Тарасов, актер:
«Лариса очень интересный, восприимчивый, эмоциональный человек, актриса замечательная – это все знают. Мы вместе работаем уже двадцать лет, а когда люди все время рядом, они как бы уже не замечают друг друга, воспринимают себя и партнеров как часть одного целого. Но однажды я пришел как зритель на спектакль «Сиреневое платье Валентины» и был просто сражен ее игрой. Насколько она обаятельная, тонко чувствующая актриса!
Лариса очень милый человек, и с ней связано много забавных воспоминаний. Однажды мы готовили на выпуск спектакль «Недосягаемые» по Сомерсету Моэму. У Ларисы Михайловны была реплика: «Если бы он сделал мне предложение, я бы ему отказала». Идет репетиция, Лариса начинает: «Если бы он сделал мне предложение…» и забывает текст. Я тихонько шепчу: «Я бы ему отдалась». Она громко: «…я бы ему отдалась!.. Как отдалась? Кому отдалась?».
Вспоминается еще один случай. Много лет назад мы вместе ездили в Москву на фестиваль «Славянский венец». Лариса Михайловна получила там диплом за лучшую женскую роль в спектакле «Детектор лжи». Помимо диплома в качестве приза Ларисе Михайловне вручили огромный, очень красивый ковер. Когда его вынесли на сцену, у Ларисы Михайловны вырвалось: «Господи, как я это все потащу!» Тогда я пообещал ей, что помогу довезти ковер до дома, но при условии, что когда я буду приходить к ней в гости, садиться буду только на этот ковер. Это будет мое место в ее доме».
Валентина Губкина, актриса:
«Мы с Ларисой много лет дружим. Ее даже не надо просить о помощи, она как-то сама чувствует, когда человек в чем-то нуждается. И при всей своей занятости (а ведь она одна из ведущих актрис нашего театра) всегда находит возможность и время поддержать.
Говорить о том, какая она прекрасная актриса, думаю, даже лишнее. Однажды она с Валентином Морозовым ездила в Петрозаводск на фестиваль камерных спектаклей с постановкой «Пир во время чумы». У меня в Петрозаводске много знакомых, так вот на следующий день после показа они звонили мне и восхищенно говорили: «Какая у вас актриса!». Так что Лариса, безусловно, гордость нашего города».
Андрей Подскребкин, главный режиссер:
«Есть люди, которым при встрече всегда хочется улыбнуться. Лариса Михайловна именно такая. Я ее безумно уважаю и люблю как человека и как профессионала.
Ее диапазон как актрисы просто огромен. Я видел ее и в роли Бабы Яги, и в серьезных трагических ролях, даже в роли мужчины. Причем меняется она даже не с помощью грима или костюма, а внутренне. На сцене становится другим человеком.
Работать с Ларисой Михайловной безумно интересно и в какой-то степени сложно, потому что она задает вопросы, на которые трудно ответить, над которыми раньше как-то не задумывался.
Когда она на площадке, невозможно оставаться равнодушным. Например, в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» есть сцена, где Лариса Михайловна работает с Юрием Викторовичем Кислинским. Так вот каждый раз именно в этот момент за кулисами собирается вся труппа, чтобы посмотреть, как они сделают ее в этот раз. И каждый раз это просто здорово».
Татьяна Орлова, актриса:
«У меня остались очень яркие воспоминания от нашей с Ларисой Михайловной совместной работы в спектакле «За закрытыми дверями» Жан-Поль Сартра. Это была очень тяжелая, я бы сказала жесткая постановка.
У нас было много сцен, где героини, пылая взаимной ненавистью, морально давят друг друга, дело даже доходит до драки. И мы не жалели себя, доводили буквально до изнеможения, выкладывались до конца. Больше скажу, в тот период мы обе ходили в синяках, потому что, кроме эмоционального напряжения, эта работа нам стоила и больших физических усилий. И ни разу я не слышала от своей партнерши ни одного стона, ни одного слова об усталости или боли.
За годы, которые мы работаем вместе на сцене, я и Лариса, конечно, научились понимать друг друга с полуслова, даже с полувзгляда. И во время спектакля, если вдруг что-то пошло не так, я знаю, что могу положиться на нее».
Вячеслав Рещиков, актер:
«Я всегда поражаюсь тому, как Лариса Михайловна дотошно, скрупулезно работает над ролью. Она поднимает книги, историю. Если автор, допустим, Достоевский, то она обязательно выяснит, как он работал, в каком душевном состоянии находился, когда писал свое произведение. Без этого она просто не подойдет к роли.
Лариса Михайловна требовательна к партнерам, она не терпит халтуры и, в общем-то, может в глаза сказать все, что думает. Но при этом, как быстро она закипает, так же быстро и остывает. Потом снова всплеск эмоций. Она не может быть равнодушной – и это замечательное качество.
Можно сказать, что она в хорошем смысле тщеславна. Бывают моменты, когда все понимают, что спектакль не идет, не получается, но как-то по инерции тянут его. Лариса Михайловна в таких случаях становится единственным человеком, который может честно заявить, что либо постановка будет доведена до ума, либо она участвовать в ней не будет».
Юрий Кислинский, директор театра:
«Лариса Михайловна удивляет постоянно, она умеет быть разной. Мне повезло, потому что у меня с ней есть совместная актерская работа в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты». На сцене рядом с ней очень комфортно, чувствуется, профессионал рядом.
Лариса Михайловна, мы все вас любим, это правда, вы замечательная! Коллеги и зрители очень ждут от вас еще много отличных работ!»
Записала Марина Ипатова