Как убить «коммунального дракона»?

Дзержинское время

Дальний Восток все не унимается. Третью неделю хабаровчане требуют вернуть внезапно отправленного в отставку губернатора Фургала. На Нижегородчине тоже много каких прав нарушается. Взять хотя бы ЖКХ. Тут нас лишили если не всего, то очень многого. Закон гарантировал, но на практике попробуйте сменить управляющую домом компанию или попросите ее отчитаться до копейки за собранные с вашего дома деньги. Мало у кого это выходит. Большинство добровольно-принудительно продолжает оплачивать навязанные жилищниками работы и услуги, зачастую ненужные и обязательно втридорога. И мало кто из соотечественников пытается сопротивляться произволу. Разве только горстка активистов. В Дзержинске это «Ассоциация советов МКД», а в региональном центре – «Союз собственников жилья в Нижегородской области», с председателем которого, Натальей Шартановой, мы и разговаривали недавно о силах и средствах населения в борьбе с «коммунальным драконом».

– Буквально год назад на нижегородском жилфонде происходили какие-то чудеса. Собственники сотен МКД разом собрались на общие собрания, чтобы повысить себе тарифы выше привычной инфляции. Мы сразу догадались, что это происки ваших ДУКов. Нижегородские СМИ сообщали, что на сей раз жилищники даже не ходили по квартирам, а со скоростью света расписывались в протоколах голосования за собственников, не выходя из офисов. С чего это вдруг управлялки сорвались на оголтелый фальсификат? 
– Двигало ими одно – желание увеличить сборы по своей основной статье «Содержание и текущий ремонт». Особенность Нижнего в том, что в договорах на управление большинства МКД предусмотрена ежегодная индексация этого тарифа, но только на индекс повышения потребительских цен. На 2019 год официальная инфляция прогнозировалась на уровне 4,4 процента. Это страшно расстроило нижегородские ДУКи, потому что в предыдущие годы индексация тарифа достигала аж 13 процентов. На повышение выше прогноза инфляции нужна была воля собственников жилья.
А люди у нас совсем неадекватные что ли, чтобы в условиях шестилетнего падения реальных располагаемых доходов еще сильнее усугублять свое бедственное положение удорожанием квартплаты? Поэтому коммунальщики и принялись стряпать протоколы общих собраний собственников МКД, где рост тарифа на обслуживание на 2019 год вышел за рамки индекса потребительских цен, составив 12 процентов. И, действительно, как показали последующие разбирательства, представители службы по работе с населением нижегородских ДУКов даже не ходили по квартирам, а, удобно устроившись в мягких креслах, заполняли нужные клеточки в голосовалках.  
– А вот в нашем городе ДУК даже не утруждает себя проведением общего собрания собственников, если ей нужно повысить тариф. У нас повышения основного жилищного тарифа происходят автоматически. Жилищники ориентируются на ежегодные постановления администрации, которым индексируются тарифы для нанимателей жилья. Госжилинспекция ничего не имеет против такой схемы. Получается, что и вашим ДУКам можно было избежать лишних хлопот с собраниями? 
– Чтобы понимали и вы, сделаю особый акцент на статье 157 Жилищного кодекса РФ. Там сказано, что любой пересмотр тарифов на обслуживание МКД, хоть повышение, хоть понижение, определяется исключительно общим собранием собственников. Понятно, что договоры между гражданами и управляющими компаниями сформированы на основе гражданского права, в котором предусмотрена огромная свобода действий по финансовой части. Но когда речь идет о содержании жилфонда, Жилищный кодекс имеет первостепенное значение.
– Ваша находка грозит обернуться возвращением к цифре, с которой стартовали договорные отношения между населением и ДУКами. Значит, все состоявшиеся в предыдущие годы повышения тарифов можно отменять? 
– Мечтать, конечно, не вредно, но лучше все же ставить реалистичные задачи. Для нас сегодня они заключаются в том, чтобы добиться отмены последнего повышения тарифов, прошлогоднего.
– Каковы же на этом поприще успехи? 
– Прямо скажу – не велики, что связано с низкой социальной активностью нашего населения. Выходке коммунальщиков возмутились многие, а практические действия предприняли единицы. Из трех тысяч домов, которыми управляет наше так называемое «Пятидучье», – домоуправляющие компании Нижегородского, Советского, Приокского, Канавинского, Московского районов Нижнего Новгорода, только 58 потрудились оформить заявления в надзорные и правоохранительные органы о фальсификации протоколов голосования с запредельным тарифным повышением.
– Ну вот, а мы было за вас порадовались. Особенно, когда почти все нижегородские СМИ протрубили о возбужденных уголовных делах по факту подделки документов. Кстати, а что с уголовными делами? Мы пока не слышали о каких-то приговорах в адрес коммунальщиков…  
– Сомневаемся, что возбужденные уголовные дела когда-то попадут в руки Фемиды. Пока мы идем по такому пути – подаем гражданские иски по отмене прошлогодних протоколов голосования. Наши юристы помогают нижегородцам подготовить необходимые документы, сопровождают их на судебных разбирательствах. Мы пытаемся оспорить протоколы голосования, доказывая отсутствие кворума при проведении общего собрания собственников МКД. И это на самом деле пока единственная возможность отыграть прошлогоднее повышение тарифа. Чтобы добиться успеха в суде, собственники квартир должны лично посетить зал суда, заявить там о том, что они не принимали участия в собрании, не знали о его проведении и не расписывались в документах. Чем больше придет людей на суд, тем увереннее будет победа.
– Хотите сказать, что доказывать исключительно подделку подписей в гражданском процессе и пытаться не стоит? 
– Абсолютно. Там мы должны доказывать преимущественно отсутствие кворума, оперируя принадлежащими собственникам квадратными метрами. А вот подделка подписей это уже дело полиции.
– Ваша тактика приносит успех? 
– По нескольким домам нам уже удалось оспорить прошлогодние протоколы голосования. После этого там состоялись новые собрания, где собственники установили приемлемый для себя тариф. Если в суде вы будете пытаться доказывать нечистоплотность проведенного голосования, вы не докажете ровным счетом ничего. Подделку должны устанавливать исключительно правоохранительные органы.
– Они почему-то не торопятся. Как вы думаете, почему силовики до сих пор не направили в суд ни одного уголовного дела по 327-й статье УК РФ о подделке документов? 
– Мы общались с силовиками по этому поводу, спрашивали их: где же результаты? А они нам только давали совет – судиться с ДУКами. Представьте только, у правоохранительной системы аж с 2015 года появилась возможность возбуждать уголовные дела о подделке документов, связанных с решениями собственников МКД. И вот пошел пятый год, а у нижегородской полиции нет ни одного доведенного до суда дела. Как такое возможно? Заявления от граждан с указаниями на подделку их подписей в протоколах голосования есть, а ответственных за это преступление нет. Ну нонсенс же! 
– Силовики, наверное, обижаются, упрекая вас в кровожадности, будто вы желаете только посадок? 
– Единственное, чего мы жаждем, так это справедливости. Потому и не вылезаем из судов, оспаривая дуковские подделки. Но расследованные уголовные дела с последующим наказанием виновных как раз и нужны для того, чтобы остановить этот «бешеный принтер». Если хотя бы одно дело по 327-й УК РФ довели до суда, если бы наказали хотя бы единственного фальсификатора, то и всем остальным, может быть, впредь было бы не так повадно заниматься аналогичной преступной деятельностью. Давно ясно как белый день, что за собственников МКД расписываются сотрудники подразделений ДУКов по работе с населением, руководство которых внушает своим подопечным – вас никто за это и пальцем не посмеет тронуть.
А когда кого-то накажут, у других из-за боязни быть осужденным по уголовной статье хотя бы появится веский аргумент отказаться от черной работенки. Ну ведь вы посмотрите, насколько сильно в собственной безнаказанности коммунальщики перегнули палку, что штампуют протоколы буквально не выходя из офиса. А ведь прежде хотя бы по квартирам пробегались, выуживая подписи жильцов под предлогом актирования проведенной уборки подъезда или двора.
Замечу, что помимо непосредственного общения с представителем МВД мы делали и письменный запрос на имя вице-премьера федерального правительства Виталия Мутко, в котором выражали беспокойство по поводу бездействия правоохранительной системы по новым эпизодам в нижегородском ЖКХ вопреки воле собственников. Ответ по давно заведенной традиции обращений с мест переадресовали в «домашний регион» и нам уже отвечала прокуратура Нижегородской области. Прокурорские сообщили, что по Нижнему Новгороду в связи с заявлениями граждан на подделку протоколов голосования заведено 45 уголовных дел, подтвердив, что ни одно из них так и не дошло до суда. А когда, наконец, это случится, то может быть уже поздно, потому что срок привлечения к ответственности по такого рода преступлениям всего три года, что, конечно же, с такой медлительностью работы силовиков крайне мало. Но это отнюдь никакая не медлительность, а нежелание заниматься раскрытием самых простых с точки зрения криминалистики преступлений.
– Учитывая напор, с которым ваши коммунальщики штамповали протоколы, думается, что в 2019-м через голосовалки они провели не только «сверхповышение» основного тарифа, но и наверняка добились для себя еще каких-то других благ.
– Интуиция вас не обманывает. Помимо индексации основного жилищного тарифа выше прогнозного уровня потребительских цен в повестке дня был и вопрос об оплате услуги «Электроэнергия на содержание общего имущества» (СОИ) по показаниям коллективного прибора учета (КПУ). Жителям МКД выгодно оплачивать эту услугу по нормативам потребления. По такой системе оплата разницы между фактически потребленным электричеством в доме и показаниями КПУ ложится на управляющую компанию как на ответственного поставщика всех энергоресурсов в доме. И тут управлялки, чтобы не заплатить лишнего, должны крутиться – следить и за платежной дисциплиной среди обитателей жилья, и за своевременной передачей показаний прибора учета с их стороны, а также отсекать все несанкционированные подключения к энергосистеме дома.
Это сложная для коммунальщиков работа, нужно напрягаться. ДУКи привыкли заботиться только о собственном бюджете, собирая деньги с населения, а тут еще и потеть необходимо, пресекая воровство элект-роэнергии. Пусть лучше это воровство оплачивают сами собственники, решили коммунальщики, и втиснули в прошлогодние голосовалки переход электричества на СОИ по показаниям счетчика. В итоге, если по нормативам жители МКД платили по 40 – 60 рублей с квартиры в месяц, то 
с 2019 года в квитанциях к этой сумме добавился еще один ноль. По счетчику, который учитывает общий расход ресурса, в том числе несанкционированных потребителей, СОИ теперь обходятся нижегородцам по 200-400 рублей.
Еще одно прошлогоднее решение из этой же серии – введение платы за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования. Это плита и колонка, диагностировать которые коммунальщики собираются раз в пятилетку за 16 – 18 руб-лей с квадратного метра жилой площади. 
Небольшие, казалось бы, деньги выливаются для ДУКов, под управлением которых миллионы квадратных метров жилья, в миллионы рублей.
– Вы пытались как-то оспорить навязанные населению услуги? Обращались ли в ГЖИ, РСТ, Роспотребнадзор, встречались ли с губернатором?  
– Ходили, звонили, писали. До действующего губернатора нас, кстати, так и не допустили. И даже ни на одно наше обращение Глеб Никитин не ответил лично. За него это делают областное МинЖКХ, Госжилинспеция, Региональная служба по тарифам. Но взаимодействие с государственными ведомствами в сфере ЖКХ, увы, малопродуктивно. Все они стоят на страже интересов управляющих компаний и поставщиков ресурсов, подтверждая законность любых тарифных решений.
Например, мы обращались к губернатору, требуя отмены двухставочного тарифа на тепловую энергию и горячую воду. Это же нонсенс, когда приходится оплачивать не только фактически потребленный ресурс, но еще и компенсировать затраты РСО на мощность, если речь идет об отоплении, и на содержание системы ГВС. Представьте только, у вас в квартире счетчик на воду, которой летом вы не пользуетесь вовсе, потому что уезжаете на дачу, но платить все равно обязаны, потому что в вашем городе, по решению властей, введены двухставочные тарифы. РСТ признала обоснованной такую систему начисления коммунальных платежей.
Аналогичным образом защищает интересы управляющих компаний и ГЖИ. Это касается и повышения жилищных тарифов, и фальсификации общих собраний. В достоверности подписей в инспекции вообще не разбираются, там только смотрят за надлежащим их оформлением в соответствии с требованиями Жилищного кодекса. В лучшем случае, на что способна ГЖИ, так это, если кто-то из собственников заявит о недостоверности собственной подписи, передать протоколы голосования в полицию для последующих разбирательств.
От Роспотребнадзора тоже толку стало мало. Если раньше ведомство проявляло лояльность на обращения жителей МКД, то в последнее время буквально устранилось от нас, демонстрируя неспособность в решении даже небольших житейских проблем. Вообще, должна заметить, что в период пандемии почти все надзорные ведомства стали еще и недоступными. Ни в прокуратуру, ни в ГЖИ, ни в Роспотребнадзор не попасть, весь карантин мы только через интернет с ними общались.
– Послушаешь вас и сделаешь вывод, что весь государственный надзор за ДУКами – полный пшик. А как же регулярные сообщения в СМИ о штрафах в адрес ДУК, лишении лицензий на управление МКД? 
– Штрафы есть и будут, казна должна пополняться. ГЖИ постоянно рапортует перед губернатором о высоком количестве наложенных штрафов. Однако особого эффекта с точки зрения качественного улучшения обслуживания жилфонда денежные санкции не приносят. Наоборот, это абсолютно вредная вещь. Ведь административное наказание не повышает ответственность ДУКа, а деньги на оплату штрафов снимаются из бюджета компании. Этот бюджет, в свою очередь, формируется за счет платежей собственников за жилищные услуги. Больше штрафов на УК – меньше ремонтов на жилфонде.
Лишение лицензии – также не работающий механизм. Мне смешно читать сообщения в СМИ об отзыве лицензий УК, которые преподносятся чуть ли не как сенсация. Благодаря участию нашего представителя в заседаниях комиссии по отзыву лицензий на управление МКД, я знаю как этот механизм работает. Об одном из таких собраний, где ответственные лица лишили права управления жильем сразу пять компаний, раструбили практически все нижегородские издания.
Но никто из них почему-то не заявил о том, что обладатели лицензии по факту не управляли ни одним жилым домом. Иными словами, никакого геройства со стороны ГЖИ и всех других, причастных к сему действу органов, по сути, и не произошло. А там, где сами граждане в противостоянии с недобросовестными коммунальщиками добиваются решений об отзыве лицензии УК по отдельно взятому жилому дому, зачастую получается обратный эффект. Муниципалитет проводит конкурс на управление МКД, в результате которого домом завладевает компания с расценками на десятки процентов дороже прежнего.
Ровно так у нас совсем недавно произошло в одном из домов Ленинского района, активная жительница которого воевала с коммунальщиками и добилась их изгнания. После проведенного мэрией конкурса пришли новые управленцы, взвинтив тариф, после чего женщину возненавидел весь дом. И знаете, ничуть не сомневаюсь, что так делается намеренно, чтобы набить по рукам активным гражданам, отбить у них способность сопротивляться. К слову, конкурсы на право управления все того же дома в Ленинском районе проводились трижды. На два первых не заявлялась ни одна из управляющих компаний, которых в Нижнем сотни, а по области еще больше. Совпадение? Не думаю!
– Полагаете, рынок управления жильем регулируется властями в интересах бенефециаров ДУК? 
– Есть основания так полагать, потому и рынок этот до сих пор монополен. В нашем регионе второе десятилетие подряд доминирует крупный столичный капитал, в интересах которого работает и вся властная система. И все жилищное законодательство страны сформировано вот под таких коммунальных монстров. А для собственников все процедуры, установленные в законодательстве, крайне усложнены. Чтобы сменить ДУК или создать ТСН можно потратить месяцы и годы, убить собственное здоровье, а в итоге ничего ровным счетом не добиться для собственного дома, да еще и превратиться в изгоя для соседей. Коммунальщики давно и успешно научились отбивать любые атаки собственников. На любое действие со стороны граждан у них находится свое противодействие.
Один пример из маленького дома на 36 квартир с улицы Ижорской, который целиком проголосовал за уход в другую УК. Счастье длилось недолго. Во время апрельского карантина возник второй протокол голосования, по которому собственники якобы проголосовали за возвращение прежней УК. Решение благополучно утвердила ГЖИ, и многострадальный дом по-прежнему остался в крепких объятиях новой-старой компании. И вот как бороться с этим драконом, с этими, извините за выражение, упырями, которые щелкают как орешки все наши попытки оторваться от них? Собственники жилья с нынешними законами и политикой властей оказались в положении хуже крепостных.
Лично я восхищаюсь гражданами Хабаровского края. Они не народ запуганный, а Человеки, с большой буквы. Митинги и демонстрации приносят пользу именно им, жителям Хабаровска. Врио губернатора Хабаровского края господин Дегтярев уже пообещал народу добиться снижения тарифов за ЖКУ. Помню, как новосибирцы в тридцатиградусный мороз митинговали по поводу повышения тарифов. Тогда эти выступления дали свои плоды, власти не стали увеличивать стоимость коммуналки. Уверена, что только объединение граждан в несколько десятков тысяч человек с громкими заявлениями и жесткими требованиями в адрес властей способны исправить ситуацию в сфере ЖКХ. Сегодняшняя «стрельба по воробьям» не меняет ровным счетом ничего. Ура, жителям Хабаровска!
Вадим Щуренков