«В новом году все должно быть по-новому!» Этот девиз нашел прямое отражение в пенсионном законодательстве, которое с 1 января 2011 года действительно претерпело ряд изменений. Серьезных, значимых, принципиальных  и рядовых, уточняющих или корректирующих прежние законодательные положения. Этим новшествам и посвящена сегодня в «ДВ» целая страница.

Под занавес прошлого года в органах пенсионного обеспечения на местах наблюдалось небывалое столпотворение: владельцы сертификатов на материнский (семейный) капитал, опасаясь, что закон с 1 января  запретит им досрочно использовать средства  МСК для улучшения жилищных условий, торопились воспользоваться этим на время данным правом. Ситуация прояснилась лишь после десятидневных новогодне-рождественских каникул.

Оказалось, что за три дня до Нового года президент подписал Закон № 440-ФЗ «О внесении изменений в статьи 7 и 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Что ни говори, любят у нас законодатели и чиновники держать народ в тонусе – по старой русской привычке дотянуть до последнего, заставить всех нервничать и, наконец, на пике эмоционального напряжения принять важное решение. Хорошо еще, если оно будет положительным, как нынче.

Предновогодние поправки в Закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»  сняли-таки ограничения, которые вместе с послаблениями были введены в конце 2008 года. Тогда на кризисной волне чиновники разрешили российским семьям вкладывать «материнские» деньги в ипотеку,  не дожидаясь, когда их ребенку, с рождением которого они стали обладателями сертификата на МСК, исполнится три года. Это послабление, согласно закону, давалось на 2 года и должно было закончиться как раз 31 декабря 2010 г.

После этого улучшить жилищные условия за счет средств МСК  для владельцев сертификатов стало бы возможно только через 3 года после рождения второго или последующего ребенка. Как, собственно, и гласили положения первой редакции 256-го закона от 2006 года.

Но возврата к первоначальным условиям распоряжения средствами семейного капитала не произошло. Досрочная расконсервация материнской «кубышки» с целью решить за счет нее свои жилищные проблемы теперь, благодаря декабрьским поправкам,  не имеет временных рамок.

Это хотя и подзадержавшееся известие оказалось не единственной хорошей новостью в новом году для владельцев материнских сертификатов.  По словам начальника Дзержинского управления ПФР Владимира Сипрова, с 1 января размер МСК проиндексирован на 6,5 процента и вырос с прежних  343 тысяч 378 рублей 80 копеек до 365 тысяч 698 рублей 40 копеек. Если же семьи, имеющие право на материнский капитал, ранее распорядились его частью, остатки средств на их счетах будут также увеличены на 6,5 процента.

Но не обошлось, как всегда, и без ложки дегтя. С 1 декабря прошлого года закон выдвигает новые требования к владельцам сертификатов, желающим улучшить свои жилищные условия за счет средств МСК. Теперь все документы, которые они  предоставляют в УПФР в виде копий (например, договоры купли-продажи), должны быть заверены нотариально. А это – лишняя трата не только времени, но и денег.

В довершение ко всему так и не решилась проблема с созаемщиками по кредитным договорам. Еще в прошлом году семьям, владеющим сертификатами, запретили при оформлении кредита на жилье с последующим его погашением за счет средства МСК привлекать в созаемщики третьих лиц – например, родителей. В результате сложилась ситуация, при которой молодой семье с двумя и более детьми, в которой работает один лишь отец, ни один банк не даст добро на жилищный кредит. Осознавая тупиковость нововведения, законодатели, однако, не торопятся делать работу над ошибками. И в официальных документах уже который месяц подряд можно прочитать одно и то же –  «вопрос находится на контроле». Судя по всему, не очень-то жестком.