Дзержинское время

 
Открытие навигации Жизнь на Оке веками текла по заведенному природой и человеком порядку: с открытием навигации весной и до установки ледяного покрова поздней осенью. В советское время, перед тем как принять решение об открытии навигации на Оке, в начале марта самолет Ли-2 № 84686 Московского речного бассейна неоднократно выполнял разведывательные полеты с главными диспетчерами канала имени Москвы и Московского пароходства, гидрологами и метеорологами на борту. Изучалось залегание снежного покрова, ледовая обстановка, состояние рек, каналов и притоков. Ледоход на Оке тогда был приметным событием. Весть о нем разносилась по городу, и любоваться великим движеньем льда собиралось немало народа. Однако «небесная канцелярия» иногда опаздывала «включить» весеннюю погоду. Так, в 1939 году наступление весны в Дзержинске стало заметным лишь к 30 апреля, когда по улицам и переулкам с шумом побежали к реке мутные ручьи. А в предвоенный 1940 год лед из затона тронулся в Оку в ночь с 13 на 14 апреля, к вечеру следующего дня река в районе Дзержинска полностью очистилась ото льда. Во время ледохода заводские рабочие с правобережья по нескольку дней жили в Дзержинске – в общежитиях, у знакомых, родственников. Как только река освобождалась ото льда, грузовые и пассажирские суда отправлялись в путь, для горожан наступал еще один душевный праздник: открытие навигации. В 1943 году газета «Дзержинец» сообщала о том, что 18 апреля ее открыл пароход «Дунаевский», следовавший из Горького в Москву. Тем же днем пароход «Мария Ульянова» отправился по маршруту Дзержинск – Жайск с открытием новых остановочных пунктов: Дудин монастырь, Желнино. В 1958 году на линии Горький – Москва первым прошел пароход «Лев Толстой». Тогда по реке через Дзержинск пролегали транзитные линии Москва – Горький – Москва (по Оке и Волге), Горький – Досчатое, Москва – Уфа. Из сообщения газеты узнаем тогдашний адрес пристани: Затонская улица, д. 17. Навигация на местных линиях, как правило, открывалась пораньше: так, например, в первый рейс теплоход «Красный пионер» с более 100 пассажирами на борту отправился утром 14 апреля 1951 года, а двумя днями позже вверх по Оке уже пошли пароходы транзитных линий: Горький – Досчатое, Горький – Москва. Статус порта Нынешнему поколению мало что напоминает о заслуженной славе Дзержинска как о портовом городе. Хотя в 1970-е наша пристань получила статус речного порта и в последующее десятилетие Дзержинский порт – это организация с более чем пятьюстами речниками, занятыми перевозкой до полутора миллионов пассажиров за навигацию на 150-километровом участке от Горького до пристани Жайск (Вачский район). Это также 3,5 млн тонн переработанных и перевезенных грузов на расстоянии до 300 км. В разное время в порту работало до 14 скоростных судов, обслуживавших 12 линий. А еще 20 пассажирских теплоходов – «Москва», «ОМ» и другие. Плюс восемь могучих плавучих кранов, буксирные теплоходы с баржами, землесос, автоматическая станция заправки судов и еще многое другое. Поток пассажиров был велик. В 1950-е годы открыли паромную переправу через Оку из Дуденево (в 1969 году ее перенесли к поселку Дачный). Однако частные владельцы лодок не упускали возможность подработать: вступали в конкуренцию с пристанью на местных линиях. Они, предлагая свои услуги, с утра до позднего вечера со своими лодками дежурили на берегу. В 1960-е годы до Дуденева и Горбатова ходили пассажирские пароходики «Красный пионер», «Рязань», два «Москвича». Начинался купальный сезон, и поток отдыхающих увеличивался. Для них в 1960 году открылась новая внутригородская линия «пристань – пляж – луга», на которой курсировали теплоходы «ПП-3» и «ПС-9». За одну навигацию 1960 года речники на местных линиях перевезли более 500 тысяч пассажиров. Документы сохранили имена лучших местных капитанов 60 – 70 годов. Среди них А.Д. Шмаков – капитан пассажирского теплохода «М-18» на линии Дзержинск – Оленино, впервые открытой в начале навигации 1962 года. Линию Дзержинск – Дудин монастырь – Горбатов долгое время обслуживал теплоход «ПП-3» под руководством капитана А.Ф. Сазанова. В 1962 году впервые был введен в расписание и вышел в первый рейс на линию Дзержинск – Горбатов новый комфортабельный 2-палубный теплоход «ОМ-370», чуть позже второй – «ОМ-374», команду которого возглавлял капитан В.И. Кудрин. В истории остались имена ветеранов дзержинского речфлота шестидесятых: М.И. Силин, М.И. Сорохов, Н.И. Курбатов, В.С. Степанов, С.Ф. Дудоладов и других. Начальником пристани в те годы был В. Мухортов. В последующие десятилетия из года в год лучшими в трудовом соцсоревновании становился экипаж теплохода «Москва», возглавляемого капитан-механиком Олегом Рассоловым. А также коллектив под руководством капитана теплохода «ПП-3» И.П. Пирожкова – ветерана речного флота, участника Великой Отечественной войны. Добрым словом вспоминали речники имя А.А. Картавщикова, ветерана порта, капитана пассажирского судна «ОМ-370» и многих других. Тогда в речном флоте не было случайных людей. А если и попадали ненароком, то долго не выдерживали. Ока благоволила речникам с сильным характером, по-настоящему преданным делу. Новые пути Открывались новые пассажирские линии, увеличивалось количество рейсов. Расширялся и перечень разнообразных услуг пристани: начала действовать экскурсионная линия в Дудин монастырь, в Желнино. С 1975 года из Желнино до Дудина монастыря и Подвязья пустили легкий самоходный паромчик, пристававший непосредственно к берегу. Его время в пути составляло всего 15 – 20 минут, что привлекало множество отдыхающих. С 1976 года открылись новые остановочные пункты: Красный Якорь, Дубки, Лисенки, Чулково. Речники заранее договаривались с заводскими профсоюзными комитетами по организации для членов профсоюза водных путешествий с духовым оркестром до Горького и обратно. Не забывали охватить культурным отдыхом на воде дзержинских ветеранов. Так, 4 мая 1971 года от причала в Дзержинске впервые отправился экскурсионный теплоход «Писемский». Он взял курс на Волгоград с 204 дзержинцами – участниками Великой Отечественной войны. Праздник 9 Мая они встретили в городе-герое. Такие путешествия фронтовиков и ветеранов труда стали традиционными. В 60-е благоустроили территорию вокруг пристани, а в 1971 году для удобства пассажиров открылся долгожданный автобусный маршрут № 10 «пристань – автостанция». Результаты радовали речников. Продолжал пополняться флот пристани: в 1976 году начальник Дзержинского речного порта Виктор Павлович Леваков принимал на баланс два новых грузовых теплохода «Речной-97», теплоход типа «РТ-322», новый скоростной теплоход «Заря-182». Грузовой порт имел пять несамоходных барж. Пассажиры пользовались 13 скоростными и 11 водоизмещающими судами. В 1982 году новое пополнение: получили теплоход «Москва-105» на линию Дзержинск – Горбатов, вмещавший до 400 пассажиров. Тогда же в порт пришли новые теплоходы «ПС» и «Москва-157». Речной пассажирский транспорт стал неотъемлемой частью жизни дзержинцев и к 1980-м достиг своего расцвета. Грузовые перевозки Поток грузов в Дзержинск по Оке, начиная с 1930-х, с годами только возрастал. Так, в 50-е на пристани с ними работали более сотни грузчиков. Баржи везли в Дзержинск бутовый камень для благоустройства городских дорог, строительные материалы, гравий. Движение грузов по Оке еще больше оживилось в 1952 году – с вхождением в эксплуатацию Волго-Донского канала. По Оке стали доставлять уголь, многие виды сырья и продукцию с юга страны. К началу 1970-х наш порт перерабатывал свыше 1 260 тыс. тонн грузов за навигацию и с каждым годом объем только увеличивался. По итогам 1961 года коллективу пристани было присуждено второе место среди предприятий Московского речного пароходства. В соответствии с директивами развития народного хозяйства СССР в 1964 году в порт поступил дизель-электрокран, а в 1970-е порт приобрел нефтестанцию «МН-41», которая позволила сократить время заправки судов более чем в три раза.

В 1976-м запустили в эксплуатацию 15-тонный кран вместо 5-тонного. В 1980-е годы основными грузами для перевозки по реке оставался речной песок для предприятий, изготавливавших строительные конструкции. В трюмах барж доставлялось сырье для силикатного завода, а также галька, гравий, щебень, гипсовый и известковый камни. Большую долю занимала подвозка сырья для химических производств. Водным путем отправлял потребителям свою крупнотоннажную продукцию завод «Химмаш». На грузовых судах исправно трудились речники, любившие свое дело. В истории грузового порта есть имя Н.П. Сиднева – первого штурмана буксирного теплохода «Речной-97». Он связал свою жизнь с Окой с четырнадцати лет. Славно трудились, перевыполняя плановые задания, экипажи толкачей-буксиров «Речной-97» (капитан А.Г. Шеянов), «Речной-90» (В.Ф. Кузнецов), «РТ-322» (К.П. Танин) и другие. Победители соцсоревнования – коллектив плавкрана № 46 под руководством кавалера ордена Трудовой Славы III степени В.Я. Гагарина. Поток грузов был так велик, что ввели в практику разгрузки теплоходов типа «Окский» двумя кранами одновременно и это значительно ускоряло работы. Под портовыми кранами теплоходы долго не простаивали. Например, крановщик И.Г. Куманев обрабатывал судно на 2-3 часа раньше, чем запланировано. Счет велся по часам и минутам, ведь навигационный период длился всего около 200 дней. 1986 год стал для дзержинских речников особенным: весной началось строительство главного пассажирского причала и здания речного вокзала Дзержинска. В том же году было принято решение о строительстве речного причала для завода «Химмаш». Конец истории Коллектив порта Дзержинск Московского ордена Трудового Красного Знамени речного пароходства имел выгодное положение между сферами влияния Московского и Волжского речных пароходств. Порт Дзержинск в восьмидесятые годы, сильный и мощный, выделился из состава Московского речного пароходства. Он стал самостоятельным государственным предприятием. А в девяностые годы его приватизировали. Еще в 1991 году, казалось, ничто не предвещало беды: по расписанию отправлялись в рейс теплоходы, «летали» по реке «Ракеты». У дзержинцев были популярными водные прогулки по реке, старшеклассники желали провести свои выпускные вечера на теплоходе. Услугами теплохода «Москва» пользовались заводчане, отдыхая в выходные в путешествии по воде. Даже дошколят катали по заявкам детских садов. Однако тревожный «звоночек» уже прозвучал: не все так благостно в речном хозяйстве. Пассажирские перевозки всегда были нерентабельны для порта, затраты на них значительно превышали доходы и убыточность составляла до 700 тыс. рублей. Оказалось, что теперь компенсировать их никто не собирался. При этом катастрофически сокращались грузовые перевозки: с 1990 года прекратились поставки угля для Игумновской ТЭЦ (раньше здесь его перерабатывали до 1 млн тонн). И если годом ранее цифра переработанных грузов составляла более 4 млн тонн, то в 1993 году портовики погрузили, выгрузили и доставили по реке всего лишь 2,5 млн тонн грузов. Дзержинские речники пытались искать выход из создавшегося положения. Обращались за помощью в гор- и облисполкомы о предоставлении дотаций. На дотацию более чем в 3 млн из областного бюджета удалось открыть навигацию 1992 года, помогла дзержинская администрация. Однако этих сумм хватило лишь до начала июля. Порт стал сокращать число длинных рейсов, обыденным явлением стало повышение цен на билеты. В условиях перехода страны к рыночным отношениям власти решили, что судоходство больше не нужно: фарватер реки попал в разряд безнадзорных. Уникальное оборудование советских времен, гарантировавших безопасность судоходства по Оке, пришло в негодность. Некогда красивейшая, полноводная река Ока оказалась в зоне «рискованной навигации». С конца 90-х по 2007 год Оку вовсе исключили из списка рек, где государство поддерживало «гарантированные глубины». Лишь в 2007 году Оку вернули в перечень водных путей с гарантированными габаритами судового хода и финансирование путевых работ с возобновлением навигационного обслуживания. Но все равно от былого размаха судоходства на Оке остались лишь воспоминания. Сорокалетние дзержинцы наверняка еще помнят те времена 80-х – начала 90-х годов прошлого века, когда судоходство по Оке было интенсивным. По реке проходили баржи, другие суда с небольшими перерывами в 10 – 20 минут. Не успевал из поля зрения уйти один корабль, как на горизонте появлялись другие. Теперь же в течение целого дня вряд ли получится увидеть хотя бы одно судно. По мнению специалистов, Ока мелеет и заболачивается, год от года течение реки становится медленнее, а половодье все слабее. Причины этих явлений известны не только специалистам-гидрологам. Однако на помощь Оке пока никто не спешит…

Станислав Шальнов