Напомним, что инициативные проекты и бюджетирование – это федеральная инициатива, предусматривающая право граждан определять расходование средств местного бюджета на мероприятия, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования.
 
В обсуждении дзержинских нормативных документов было несколько принципиальных вопросов, главный из которых – это желание некоторых дзержинских чиновников и депутатов ввести обязательное софинансирование инициативных проектов со стороны граждан. Свою позицию по противоречию этого желания логике федерального закона высказала Общественная палата Дзержинска, приняв обращение к главе города и председателю городской Думы Дзержинска.
 
А вот ответ на обращение депутата Сергея Чендырина был получен в конце января. В письме О.В.Мельниченко отмечаются новые и принципиальные аргументы по вопросу софинансирования инициативных проектов. Но ключевой момент в том, как отмечается в ответе из СовФеда, что исходя из сущности местного самоуправления как формы народовластия (статья 1 Федерального закона №131-ФЗ), инициативные проекты являются, прежде всего, механизмом участия граждан в принятии бюджетных решений на местном уровне. Поэтому установление обязательного финансового участия граждан в реализации инициативных проектов не соответствует их природе как форме непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления.
 
Также в нем подчеркивается, что следует учитывать, что статьей 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации в отношение инициативных платежей сделано исключение из принципа общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов. Это означает, что при планировании финансового обеспечения реализации инициативных проектов с учетом обязательной доли инициативных платежей, расходы по реализации проектов могут быть осуществлены только при условии поступления инициативных платежей. Поэтому при их поступлении не в полном объеме, казначейство не сможет на недостающую сумму провести платежи за счет иных доходов местного бюджета. В связи с этим возникает риск невозможности реализации инициативного проекта.
 
Кроме того обращается внимание на то, что в соответствии с законом право выступить с инициативой о внесении инициативного проекта принадлежит гражданам, достигшим шестнадцатилетнего возраста. Учитывая, что в таком возрасте молодые люди, как правило, не имеют собственных доходов, закрепление обязательного финансового участия граждан в реализации инициативных проектов создаст дополнительные ограничения для вовлечения молодежи в выдвижение и реализацию инициативных проектов.
 
Следует отметить, что аргументы сторонников недопустимости софинансирования со стороны граждан сыграли свою роль, и в конце января городская Дума Дзержинска вернулась к пакету документов по инициативному бюджетированию.
 
В результате были приняты изменениями в нормативные документы, по которым:
 
– отменен пресловутый пункт 5.4. об обязательности софинансирования;
– упростилась процедура сбора подписей через снижение их количества и отмена необходимости предоставления сложной документации по инициативным проектам.
 
Таким образом здравые идеи общественников нашли отклик у администрации города и определенной части депутатского корпуса Дзержинска. Инициативное бюджетирование – это инструментарий реализации общественно значимых проектов, который устанавливает определенную степень ответственность и эффективности развития муниципалитета. Сегодня идея востребована и может принести положительные результаты. Жаль, что начало развития этого гражданского института в Дзержинске было непростым. Однако сегодня вопрос развития инициативного бюджетирования в Дзержинске находится на федеральном контроле, и это внушает оптимизм в его результативности.
 
Тем более остается еще один принципиальный вопрос, который в своем обращении отмечает Общественная палата Дзержинска. А именно – отсутствие в Положении о бюджетном процессе Дзержинска самого понятия инициативного бюджетирования и определения конкретных сумм на реализацию инициативных проектов. Думается, что этот вопрос в перспективе также найдет свое разрешение. Тем более для этого имеется положительный опыт Нижнего Новгорода, которым целесообразно воспользоваться.
 
Игорь Соловьев,
заместитель председателя Общественной палаты Дзержинска