Менять или поверять? Главное — не проспать!


 

 

 

Кто опоздал — по нормативу

Все правила расчетов за водоснабжение по счетчикам и без них прописаны в Правилах предоставления коммунальных услуг (Постановление правительства РФ №354). Здесь говорится, что если у ПУ истек срок эксплуатации, а собственники помещения не меняют (поверяют) оборудование, то в течение трех месяцев им выставляют плату за ХВС и ГВС и другие коммунальные услуги по среднемесячным предыдущим показаниям, а затем по нормативу с применением повышающего коэффициента. Наказание за просрочку замены счетчиков по материальным меркам довольно суровое. Норматив потребления горячей воды, к примеру, составляет 3,4 куба на человека, стоит один такой куб около 200 рублей. Холодная вода без учета равна 5,7 кубов по цене порядка 50 рублей за один. Норматив расхода стоков (услуга «водоотведение» или попросту канализация) 9,1 куб, каждый из которых оценен в 30 с небольшим рублей. Итак, в месяц один «неоприборенный» человек заплатит примерно 1250 рублей, семья из трех человек — соответственно 3 750. Для сравнения: если в квартире, где закончился срок использования приборов учета воды, живет один человек и пользуется ресурсами довольно экономно, например льет по 1-2 кубу в месяц, то он бы заплатил за реально потребленную воду только около 500 рублей. А если это пенсионер, который уезжает на лето в деревню, то к оплате бы ему выставили вообще ноль рублей.


Когда пора менять?

Сейчас и прибор учета ГВС, и счетчик ХВС имеют межповерочный интервал 6 лет. То есть их показания можно учитывать и доверять им в течение этого времени. Лучше всего при установке ПУ сразу куда-то записать (можно прямо на самих счетчиках маркером) или запомнить дату следующей поверки или замены. Также эти данные содержатся в техпаспорте оборудования, который предоставляет магазин при продаже водомеров. Кстати, эти документы необходимо хранить, они пригодятся, когда счетчик отработает свои первые 6 лет.


Если паспорт утерян, а даты установки счетчиков безнадежно забыты, такие сведения можно узнать в управляющих компаниях или ресурсоснабжающих организациях — смотря, какая из них предоставляет услугу. Представитель УК или РСО при опломбировке оборудования вносит сведения о сроках его эксплуатации и в свою базу. Именно поэтому представители организаций ЖКХ точно знают, как рассчитываться со своими абонентами. Однако сразу нужно учесть, что предупреждать о завершающемся сроке действия ПУ никто не будет. Следить за этим — обязанность исключительно собственника или нанимателя жилья.


К слову, в квитанциях можно найти лишь номер приборов учета, данные о дате ввода в эксплуатацию ПУ они не содержат. Чтобы узнать эту информацию, необходимо отдельно запрашивать ее либо у жилищников либо у коммунальщиков.


Менять или поверять?

Новый прибор учета воды рассчитан минимум на 12 лет работы, поэтому прослужить может и два срока (по 6 лет), и даже больше при условии исправности и точности. Для этого его нужно своевременно поверять с помощью специального метрологического оборудования. Также счетчики каждые 6 лет можно менять на новые. Поверять или менять водомеры — выбор их владельцев.

 

 

Сейчас поверку ПУ можно сделать прямо на дому, вызвав для этого аккредитованных специалистов. Процедура займет 15-20 минут, а стоит она 500-550 рублей. Новый счетчик обойдется примерно в 600 рублей. Его к тому же нужно еще установить. Если сделать своими руками это невозможно, вторичная установка водомера выльется тоже в затраты порядка 500 рублей.


Поэтому здесь нужно выбирать более выгодный для себя вариант. Не хочется покупать или некому заменить измерительное оборудование своими силами, вызывайте домой «поверщиков». Считаете, что новый счетчик лучше старого, а стоит покупка и поверка примерно одинаково, и можете самостоятельно снять и поставить новый прибор — меняйте тот, который был, на следующий.

 

Кстати, в УК «Управдом-Центр» поясняют, что сами жилищники поверкой не занимаются, так как не имеют специальной аккредитации на проведение метрологических работ. И если вы поверили свои водомеры, сведения и необходимые документы, подтверждающие это необходимо передать в управляющую компанию. В том случае, если ваш выбор пал на замену счетчика, тоже есть два варианта действий.


«Если вы меняете счетчик после истечения срока поверки, то вызывать представителя УК не надо. Меняйте и вызывайте контролера на опломбировку нового счетчика по тел. 39-80-80. Если меняете до истечения срока, то необходимо вызвать контролера на съем пломбы, установить новый ПУ и опять вызвать контролера на опломбировку. Решение – ваше. При этом важно, чтобы старый счетчик был исправен и сохранен до визита контролера», – ответили на наши вопросы по замене счетчиков в «Управдоме».


Так что — менять или поверять — решать только горожанам, главное сделать это вовремя: сразу по истечении межповерочного интервала или, в крайнем случае, в течение трех месяцев после этого.

Елена Родионова


P.S. Учитывайте и такой момент, что при подаче заявки на замену ПУ воды в «Управдом-Центре» говорят, что она будет выполнена в течение месяца. Так что лучше все-таки сроки поверки (замены) водомеров не пропускать и выполнить процедуры, необходимые для дальнейшей работы счетчиков, в течение трех месяцев после завершения межповерочного этапа.