Продали с людьми

Историю пенсионерки Натальи Владимировны Г* и двух ее несовершеннолетних внуков Кирилла и Ларисы (имена детей изменены) «ДВ» рассказывало уже не раз:

 

Продам квартиру с мамой и детьми

Из квартиры в комнату, из комнаты — на улицу?


Неблагополучные родители 8-летней девочки и 6-летнего мальчика-инвалида, живущие в квартире по адресу: ул. Патоличева 13, купленной на материнский капитал, продали жилье бабушки детей, которая когда-то передала право приватизации еще непьющей дочери. Проданная квартира — единственное место жительства Натальи Г* и ее внуков. Бабушка била тревогу по поводу поведения дочери и ее мужа давно, просила чиновников назначить ей хотя бы временное опекунство, но такого решения не дождалась. Когда в суд наконец-то поступили документы администрации города на лишение родителей Ларисы и Кирилла прав на детей, состоялась сделка по продаже квартиры бабушки и внуков. Детей спустя месяц после этого мать сняла с регистрации и прописала с собой — в двухкомнатной квартире на ул. Патоличева, где у комнат разделены лицевые счета. То есть детей выписали в одну из комнат. В квартире они обладают правом собственности на 2/3 площади, оставшаяся часть принадлежит матери. Отец детей собственником здесь не является.


У самой Натальи Владимировны есть оставшаяся по наследству от родителей жилплощадь в деревне Ивановской области. После продажи квартиры, где живут дети и бабушка, получившая право опекунства после лишения родительских прав их матери и отца, покупатель жилья обратился в суд с иском о принудительном выселении семейства Г*. Суд в двух инстанциях признал это право законным.

В решении суда о выселении говорится, что несовершеннолетние дети зарегистрированы по другому адресу, там они являются собственниками недвижимости. При этом где проживают Кирилл и Лариса реально, в суде не рассматривалось. В итоге — бабушку по суду выселили из квартиры, фактически — вместе с внуками. Но поскольку идти им некуда, все трое продолжают жить в своей бывшей квартире, вызывая негодование покупателей.


Покупатели квартиры Натальи Владимировны — молодая семья также с двумя маленькими детьми. Они сейчас находятся в незавидном положении: снимают квартиру, платят ипотеку, а в жилье, приобретенное больше года назад, не могут даже попасть.


Со всеми неудобствами

Наталья Владимировна говорит, что сотрудники отдела опеки регулярно навещают ее с детьми в проданной квартире. Составляют акты об условии жизни несовершеннолетних. В документах обязательно упоминается, что дети живут в безопасных условиях, квартира содержится в чистоте и в ней есть все, необходимое для комфортного проживания: мебель, ресурсы, детские вещи. В то же время в акте прописано, что бабушке с внуками рекомендовано переехать жить на Патоличева, так как право проживать в квартире новых собственников она утратила по суду и может оказаться на улице в любое время.


 

 

 

 

На днях Наталья Г* посетила рекомендованное ей и детям жилье. В квартиру на Патоличева она попала в сопровождении двух сотрудников полиции. Условия жизни, которые предлагают ей, Ларисе и Кириллу, запечатлела на фото. На них видно, в квартире нет ванны, раковины в ванной комнате, газовой плиты и колонки, кухонного гарнитура, батарей отопления. На сетях теплоносителя, как и газовой трубе, стоят заглушки. Из-за долгов здесь отрезан и свет. Из всех удобств — унитаз и холодная вода.


В комнате для детей стоят диван и стенка с компьютерным столом, все завалено тряпьем и пакетами, пол выглядит так, что его не мыли со времен царя Гороха, повсюду бегают тараканы. Эта комната площадью всего 11 метров. Как здесь разместиться втроем, неизвестно. Родители детей занимают бОльшую комнату, в ней они живут постоянно и вряд ли захотят меняться местами с детьми. Но важно и то, что свой образ жизни родители Кирилла и Ларисы, из-за которого суд лишил их права называться матерью и отцом, они менять не собираются. Детям просто опасно находиться рядом с такими взрослыми. Но это никого не волнует.

 

 

Интересно, какой акт об условиях проживания составят проверяющие, придя сюда? И успеют ли вообще застать детей в добром здравии?

 

 

 

Кстати, полиция не пустила в квартиру, где должны жить дети, ни председателя совета дома, ни журналистов. Сослались стражи порядка на тайну личной жизни. Хотя таинство проживания взрослых никому не интересно, вопрос: как здесь жить детям? Кстати, закон оговаривает исключения из правил, когда тайна личной жизни может быть нарушена. Например, если это угрожает жизни и здоровью других людей.


Куда деваться бабушке с детьми?

Наталья Владимировна, проиграв два суда и предприняв все попытки оспорить сделку с продажей своей квартиры, подала в суд частную жалобу в защиту прав и интересов своих внуков. Понятно дело, что выселяя детей из нормальных условий, их обрекают либо на сиротство, либо на скитания. Про условия в их собственном жилье мы уже рассказали.


Вариантов, как помочь бабушке, если она проиграет и этот суд (к тому же непонятно, может ли он повлиять на исполнение предыдущего решения о принудительном выселении жильцов без предоставления другой жилплощади), как нам видится, всего два. Первый — женщина может снять квартиру и переехать туда с внуками. Будет тратиться на жилье и рваться, чтобы поддерживать все необходимые условия для опекунства внучат. Второй, но тут в ситуацию наконец-то должны вмешаться власти, — принудительно выселить горе-родителей в какую-нибудь пустующую муниципальную комнату в общежитии, а бабушке с внуками помочь сделать капитальный ремонт квартиры на Патоличева — установить все срезанное на металл оборудование, подключить коммунальные ресурсы, провести глобальную дезинфекцию.

 

 

Что станет с этой семьей в итоге и пойдут ли навстречу бабушке люди, которые обязаны помогать в таких ситуациях, рано или поздно узнаем. Худший, но вполне вероятный сценарий — опека в любой момент заберет детей в приют, если, конечно, успеет, в случае переезда детей в свою холодную и грязную квартиру к асоциальным родителям.


Мы продолжим следить за ситуацией, и если детей из-за безразличия взрослых отнимут у единственного родного человека или им будет угрожать реальная опасность, информация об этом распространится и за пределами области.


Елена Родионова