График «пляшет», дети мерзнут

Возмущенных родителей мы пригласили в редакцию «ДВ», но они отказались, предложили встретиться рядом со школой №10, хотя на улице был приличный «минус». «Наши дети каждый день мерзнут на остановке, чтобы уехать в 32 и 26 школы, автобусы часто опаздывают, давайте и мы не будем в тепле сидеть, проверим, каково сейчас стоять на улице», – сообщили горожане.


Калитка на школьный двор оказалась приоткрытой, за ней — следы, ведущие к школе и неожиданно обрывающиеся. Видимо, кто-то из детей решил «навестить» школу, но увяз в глубоком снегу и вернулся назад. Здание внешне вполне добротное: отремонтированное, прочное, красивое. Если бы не эти обрывающиеся следы да ком снега на постаменте для бюста Герою Молеву вместо него самого, и не скажешь, что здание несколько месяцев пустует и его должны снести.


Родители тем временем по очереди делятся рассказами о своих бедах. «У меня сын учится во втором классе. График прибытия на остановку автобуса мы получаем каждый день накануне вечером. Чаще всего это время 8.35. Но автобусы начинают развозить детей раньше, поэтому точно никто не может сказать, во сколько они заберут остальных. Дети стоят на остановке со своими учителями и ждут транспорт. Уроки начинаются тогда, когда наши дети приезжают и заходят в классы. Для них звенят отдельные звонки. То есть когда наши учатся, в базовой школе может идти перемена, и целая школа бегает мимо классов и кричит. Автобусы отменяют регулярно, тогда нам опять же в последний момент предлагают либо проводить детей самостоятельно, либо учиться дома. Если я выбираю второе, приходится брать административный на работе, я теряю деньги. Проводить ребенка в другой конец города тоже не могу, я сама работаю с 7 часов. За питание нужно платить 500 рублей в начале каждой недели. У меня, бывает, нет денег. В своей школе мы договаривались и детей могли покормить в долг. Сейчас же, если нет оплаты, сына кормят только завтраком, обедом — нет. А он находится в «продленке» до 16.00, пока автобусы не заберут всю 10-ю школу домой. Еще дети жалуются на холод в классах. Наш учитель говорит, что бывает 18 градусов и приходится учиться в куртках. В 10-й школе было очень тепло», – рассказала Алина В*.


«У меня детей двое: во втором и четвертом классах. Сначала нам обещали не разбивать братьев и сестер по разным школам, но потом сделали именно так. Один ребенок учится в 26 школе, второй — в 32. при всем желании я, не имея личного транспорта, не могу их проводить и встретить. Вся надежда на школьные автобусы, а их регулярно отменяют то из-за необходимости возить спортшколы на соревнования, то для техобслуживания. Задержки по времени тоже бывают, дети мерзнут, многие болеют после этого», – обрисовала свою ситуацию Ирина М*.


«У меня проблемы со здоровьем — плохо передвигаюсь. Было такое, что учительница неожиданно просит меня проводить детей из нашего класса с остановки до школы, автобусы опять отменили. Я бы и рада, но мне тяжело, а дети маленькие, их много, разбегаются, дорогу плохо переходят. Я плачу, но иду. На первый урок мы естественно не успеваем», – присоединяется третья мама Мария Г*.


По словам родителей, о закрытии школы они узнали в июле прошлого года. Неожиданно их вызвали на собрание, где и сообщили, что здание 10-й школы будут сносить, а на месте его и старого госпиталя – строить просторную современную школу из нескольких корпусов. Процесс временного обучения детей будет прекрасно отлажен: их разместят по более-менее свободным школам, организуют доставку автобусами либо выдадут бесплатные проездные на общественный транспорт. Уровень образования будет прежним.


Раскидали по городу

В школе №10 на 1 сентября 2021 года было 18 классов — с 1-го по 9-й, каждых по два — «А» и «Б». Из-за реорганизации в другие образовательные учреждения сразу перевелись около 100 учеников. Прогнозное число учащихся в этом году в 10-й школе, по данным администрации Дзержинска, было 460 человек. 1 сентября учиться пришли 362. Судя по вакантным местам в каждой параллели (такая информация размещена на сайте учреждения) больше всего детей не хватает в 1, 2, 3, 5 и 6 классах.

 

Детей из закрытой школы распределили для учебы в других: два первых класса учатся в школе №70 (ул. Пирогова, 34Б, 1,7 км от 10-й школы), здесь же расположено рабочее место директора школы №10; два четвертых класса учатся в школе №26 (ул. Ватутина, 54, 1,5 км); два восьмых и два девятых класса ездят в школу №3 (ул. Советская, 9Б, около 3 км); десять классов: по два вторых, третьих, пятых, шестых и седьмых – в школе №32 (ул. Пожарского, 2, 3 км).


Во всех четырех школах «новеньким» выделили свободные кабинеты, образовательный процесс налажен, но есть свои нюансы.

 

Фото из архива “ДВ” 

 

Из разговоров со старшеклассниками выяснилось, что в школе №3 четырем классам из 10-ой выделили четыре отдельных кабинета. Только на информатику они переходят в специализированный класс с компьютерной техникой, все остальные уроки проходят в самых обычных классах. Даже из своей учебы много лет назад вспоминается, что неотъемлемой частью познания таких дисциплин, как физика, химия, биология и, уж самое банальное из этой череды — технология, всегда проходили в кабинетах, оснащенных лабораториями, а в последнем случае — специальным оборудованием. Как же без опытов и прикладных навыков учат сейчас? А ведь речь идет в том числе о выпускных классах.


Впрочем, ученики 10-й на учебу не жалуются — с ними остались любимые учителя, это самое главное. И вот как раз их-то детям жалко. За короткое время — одну перемену или один «пустой» урок — педагог, допустим той же биологии или иностранного языка, должен перебраться из школы в школу. При этом с собой у него пачки тетрадей, журналы, учебники, а порой и, например, увесистый микроскоп. Хотя вроде бы расписание уроков и стараются выстроить так, чтобы учителя среднего и старшего звена работали в разных школах в разные дни.


Для учеников 8 и 9 классов, помимо проезда, дискомфорт причиняет еще и общение с «местными». По их словам, не в глаза, но в спину им постоянно говорят, что они в 3-й школе лишние и без них здесь было гораздо лучше. «Стычек, как таковых, не было. Но с нами даже учителя этой школы не здороваются. Мы всегда здесь будем чужаками», – говорит Алексей Б* (имя изменено).


Что касается проезда, то еще летом среди самых старших учеников закрывающегося здания школы провели опрос, кто будет пользоваться автобусом, а кто выберет общественный транспорт при условии обеспечения бесплатными проездными.

 

 На остановке у 1-й поликлиники. Время 8.30

  

«Я записался на школьный автобус. Если уж ездить каждый день от дома до школы, то это удобнее, чем ждать маршрутку, тем более они сейчас плохо ходят. Видимо, точно так же поступило большинство, потому что с началом учебы выяснилось, что мы все в школьный транспорт не убираемся. В один «пазик» сажают по два класса, но не больше 25-26 человек, а нас в одном только – 22. Все не влезают. Учителя каждый день составляют списки «счастливчиков», кто поедет в автобусе для школы. Меня почти всегда почему-то в таком списке нет… Обещанные проездные были только первое время, и нам раздавали просто бумажки, где написано, что ты учащийся школы №10. Кондукторы постоянно придирались к ним, высаживали на улицу. Потом и таких «проездных» не стало, мы оплачиваем проезд за свой счет. Однажды на общественной маршрутке попали в аварию, а у нас была контрольная на первом уроке, мы опоздали. Нескольких учеников, правда, тут же забрали на школьном автобусе, он специально вернулся от 26 школы за нами. Учиться осталось полгода, поэтому можно потерпеть, но вообще без своей школы не удобно. Хотя бы еще и потому, что приходится вставать утром намного раньше, чем в прошлом году», – поделился Михаил Р* (имя изменено).

 

Так выглядит график “обратной дороги” из школы №3 для двух классов


Преодоление — каждый день

После отмены автобусов 12 и 13 января доставка детей вернулась в прежнее русло. Накануне понедельника, 17 января, родители второклассников поделились с нами графиком отправки школьного автобуса от поликлиники №1 в 8.35. В это время на остановке было очень многолюдно, в основном – школьники разных возрастов и учителя со списками. Многие ученики старших классов школьных автобусов не ждали — сразу садились в маршрутки №22. Видимо, опаздывали, потому что их чаще всего на учебу забирают в 8.00. За малышней приехали два школьных автобуса в 8.32 и 8.35, то есть минута в минуту по расписанию. После этого детей на остановке сразу убавилось, но еще многие остались ждать следующих рейсов, благо на улице в тот день было не так уж морозно…

 

Автобус прибыл ровно с срок. Время 8.35, как и было заявлено в графике 

 

Учителя 10-й школы не слишком охотно, а потому коротко поведали, что строго контролируют поездки от школы и обратно своих подопечных, особенно малышей. При этом ежедневно один из педагогов «дежурит» на остановке — пока вся школа не разъедется на свои учебные места. Почти весь коллектив остался на своих рабочих местах. Трудности в связи с закрытием здания школы, конечно же, есть, но к ним приходится приноравливаться и делать определенные выводы. Школу закрыли не на один год, а поэтому лучше всего сейчас поучиться на ошибках, чтобы избежать их в будущем.


Самим учителям о закрытии здания на пр. Дзержинского, 16 стало известно в июне. До этого разговоров об аварийности не было. Напротив, не так давно школу капитально отремонтировали. Другое дело, что устарел сам «формат» здания, здесь была маленькая столовая, отсутствовали актовый и спортивный залы, да и для размещения всех классов порой приходилось тесниться и выстраивать расписание для некоторых, например, со второго урока.


Строительство новой современной школы все приветствуют. Не затянулось бы только не на предполагаемые десять лет, а неопределенно долгий срок…


Перспективы у самой школы есть. Уже сейчас на базе школы №26 работает «Школа будущего первоклассника» 10-й. И желающих посещать подготовительные курсы немало. Начальная школа — это более-менее стабильный процесс обучения: один учитель и один класс, хотя и далеко от дома.


В 32 школе, как удалось выяснить, для 10-й выделили много свободных классов на всех этажах здания. Эти помещения отремонтированы и оснащены мебелью из самой школы №10. Все дети учатся в первую смену. Но у приезжих свое расписание – «как приедут, так и учатся». Есть дети, которых на учебу родители привозят на машинах раньше, чем прибывают школьные автобусы. Такие ребята ждут остальных в холле на первом этаже. Спортзал порой приходится делить между двумя школами: пока один класс тренируется, другой здесь же изучает теорию. Столовая работает с полной загрузкой, все перемены, но кушают дети и свои, и гости одинаково полноценно. Школа №32, рассчитанная примерно на 700-750 учащихся, с 10-й школой «добрала» свою плановую наполняемость, поэтому в какой-то степени временным соседям здесь рады. Подушевое финансирование еще никто не отменял.

 

Фото из архива “ДВ”. Школа №26


Для учителей и постоянно присутствующего завуча из 10-й школы также выделено отдельное помещение — своя учительская. Даже богатому музею из школы Молева нашлось место: он действует, а за фондом следит тот же самый работник.


Коллектив школы №32 воспринимает перемены, как нам показалось, если не оптимистично, то спокойно. Здесь к гостеприимству не привыкать. Когда несколько лет назад экстренно пришлось ремонтировать здание школы №40, в 32-й разместили одновременно всех учеников этого учреждения. Тогда, вспоминают в школе, жили, может и тесновато, учились в две смены, но вполне дружно и слаженно. Сейчас нам рассказали, что между детьми из разных школ бывает всякое, ведь дети есть дети, но все решается в рабочем порядке.


И только для родителей, как признавались нам все новые и новые люди, каждый учебный день, как преодоление: то задержался автобус и дети утром замерзли на остановке, то транспорт приехал чуть позже вечером и от 1-й поликлиники самым маленьким приходится шагать по темноте, а обычно их стараются привезти около 16.00, пока на улице не стемнело. Если дети что-то забыли, они уже не могут сбегать на переменке домой, а родители быстро забрать ребенка из школы, если, например, он почувствовал себя нехорошо. Со стороны это может показаться мелочами, но в том числе из них складывается сегодня жизнь сотен дзержинских семей.


Сколько плыть «Титанику»?

Закрытие старой школы подносилось и ученикам, и родителям, и учителям да и всем горожанам как благо. Здание, построенное еще до войны, конечно, реликвия для города — музей под открытым небом, но оно объективно устарело и морально, и физически. С этим оказались согласны практически все участники школьного сообщества. И это несмотря на то, что многие родители школу внутри описали чуть ли не как новую, учителя — вполне еще «работоспособную». И только ученики подметили, что коридоры и классы верхнего этажа иногда протекали после дождей. Но какую школу хотя бы раз не подводила кровля? Если из-за этого закрывать и ломать здания…


«Десятую» решено было перестроить, потому что слишком удачно, а может наоборот нет, как говорится, сошлись звезды. Рядом несколько лет назад закрыли второй памятник истории города — старый госпиталь ветеранов войн. Он разрушается, и такое соседство мягко говоря неприглядно для школяров. Если уберут оба здания и воздвигнут здесь несколько светлых, просторных, современных корпусов школы, где будут учиться дети из 10 и 5 школ — свыше 1000 человек, наверное, в итоге все будут довольны. Вопрос только в том, когда это случится.


 

Первые заявления о сроках сноса школы в администрации Дзержинска делали летом, когда родителям и учителям обещали прекрасные преобразования во благо их детей в будущем. Тогда чиновники говорили, что это произойдет в 2021 году. Чуть позже, в ответе на запрос «ДВ», в администрации уже обозначили другие сроки — в течение 2022 года. При этом строительство планировалось завершить не позднее 2030 года — к столетию Дзержинска. В ответе на наш запрос назывался куда более оптимистичный срок — до 1 сентября 2024 года.


Сейчас здание школы стоит невредимо, а строительство оказалось под сомнением. Как недавно написала газета «Коммерсант», инвестор «Сберинфра» сегодня отказывается строить по старым проектам, так как стройматериалы подорожали, и сметная стоимость давно не соответствует реальности. То же самое происходит с подрядчиками. Строители не хотят работать в убыток себе, а потому им приходится искать замену. В процесс включился даже сам губернатор.


А в это время родители детей из 10-й школы требуют открыть здание хотя бы еще на полгода-год. Учебу детей в отдаленных уголках города при ничегонеделании со старой школой называют издевательством и вредительством. Увы, вернуть учеников сюда уже вряд ли получится. Даже если теоретически предположить, что здание все еще хоть немного отапливается, а мебель можно вновь расставить по местам усилиями родителей, педагогов и срочников из местной воинской части. Как сообщили в КУМИ, здание уже передано в ГБУ «Кадастровая оценка» Нижнего Новгорода и находится в областном подчинении. Судьбу школы могут решить только на региональном уровне и вряд ли захотят все вернуть обратно. Хотя официально здание аварийным не признавалось, никакой экспертной оценки на этот счет не существует.

 

Подготовка к последней школьной линейке 1 сентября 2021 года (фото 31 августа 2021 года)


Многих дзержинцев, даже не причастных непосредственно к учебному процессу в 10-й школе, волнует ее судьба. Никто не желает, чтобы здание осталось мертвым памятником в центре города или превратилось в долгострой. Заботит горожан и то, где сейчас находятся уникальные фонды школьного музея, носящего, как и сама школа, имя Героя Советского Союза Александра Молева. Педагоги заверили, что все экспонаты тщательно хранятся в одном из кабинетов школы №3, с ними все в порядке. Демонтированный бюст летчику также в сохранности. Со слов все тех же педагогов, его временно разместили в дзержинском военкомате.


«В старой части города, кроме 10 и 5-й школ, других не осталось. Мы готовы терпеливо ждать строительства нового здания, хотя понимаем, что наши дети могут не успеть в нем поучиться. Просим мы сейчас только одного, чтобы в департаменте образования, в администрации города выполняли свои обязательства по организации учебного процесса с учетом мельчайших деталей. Автобусами нужно обеспечить детей так, чтобы они работали ежедневно без всяких «но». И в том числе необходимо поскорее определиться со сроками строительства школы. Смотреть на здание 10-й сейчас каждый день — больно. Не знаем, поймут ли нас чиновники, но надеяться остается только на это», – дружно резюмировали земляки.


Елена Родионова