Не может быть!
Напомним читателям, что прежде, чем публиковать статью или запрашивать сведения о конкретных недоуслугах в ЖКХ, журналисты «ДВ» лично проверяют, насколько, скажем так, все плохо.
В ноябре, например, нас пригласили в квартиры дома №11 по б. Правды. В жилых помещениях климат был такой, что даже с улицы не хотелось снимать верхнюю одежду. Термометр в угловой квартире показывал 17 градусов, батареи — чуть теплые. Хозяева встречали гостей в сапогах и шерстяных костюмах. Для бОльшей объективности на обратном пути мы проверили батарею в подъезде, она была скорее холодная, чем теплая.
Собственники помещений тепла просто так не ждали, каждый день оставляли заявки в «ДомУправ», а позже вышли и напрямую на тепловиков. Только тогда батареи во всем доме потеплели, а шкала градусника достигла и пересекла нормативные показания.
В «Т Плюс» по этой ситуации ответили: «По б. Правды при проверке параметров теплоносителя на вводе в МКД были обнаружены нарушения: срыв пломбы на сужающем устройстве, подразумевающий самовольное увеличение параметра сужающего устройства; неудовлетворительная работа контрольно-измерительных приборов, наличие мусора в помещении индивидуального теплового пункта (ИТП) МКД; отсутствие тепловой изоляции трубопровода в ИТП. Кроме проверки теплоснабжающего оборудования дома были проведены замеры температурного режима в кв. №… Температура воздуха соответствовала нормативной и составила 23 градуса. Таким образом доводы о ненормативной температуре не подтвердились».
Конечно, если увеличить пропускной диаметр трубы, а потом замерить температуру в квартире, там станет теплее. Так что доводы о ненормативной температуре по указанному адресу до этого были вполне себе реальными, причем довольно длительное время.
Батареи горячие, а дома холодно
Второй адрес нашей проверки — дом №11/23 по ул. Гайдара. Его мы посетили в декабре прошлого года по просьбе, а точнее – уже из-за крика о помощи горожан. Квартира тоже угловая, проживает семья с ребенком. Парадокс заключается в том, что батареи — массивные, чугунные — горячие, а в комнатах все равно холодно. В угловой спальне на термометре — 19 градусов. Еще нюанс: снизу радиаторы заметно холоднее, чем сверху, и так — во всех комнатах, то есть дело не в оборудовании, а именно в системе.
В «Т Плюс» по этому адресу такая информация: «По ул. Гайдара, 11/23 в наш адрес обращалась управляющая компания «ДомУправ». По результатам проверки было установлено, что параметры теплоносителя соответствовали нормативным согласно температурному графику».
«У нас была комиссия, на их градуснике температура превысила 20 градусов в угловой комнате. А у меня сразу на двух термометрах — не дотягивают показатели. Мне сказали, это потому, что градусники несертифицированные. А «сертифицированные», видно, всегда больше показывают», – горько усмехается хозяйка квартиры.
Жители других квартир в этом доме на вопрос об отоплении ответили, что у некоторых из них не просто тепло, а жарко, и батареи прогреваются прекрасно. Значит, по этому адресу проблема прячется где-то внутри дома, с параметрами теплоносителя на вводе в дом, должно быть, действительно все в порядке.
Не кивайте на сужение
В этом году, как никогда, при обращениях в «ДВ» с проблемами отопления собственники кивают именно на сужающее устройство, которое, по их мнению, и не дает домам нормально отапливаться, во всяком случае, когда нет морозов. Диаметр сужающего устройства рассчитывают тепловики, а ставят с их подачи жилищники. Первые категорически отвергают, что возможной причиной холода в домах являются именно ограничивающие устройства. «Мнение о том, что причиной холода в квартирах является установка сужающего устройства является заблуждением, распространяемым лицами, не желающими надлежаще выполнять свои обязанности по обеспечению нормальной работы внутридомовой системы теплоснабжения, а именно ее регулировку. В соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда гл. 5 п.п. 5.2.1 и Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок гл. 9.2 п.п. 9.2.1, гл. 9.3 п.п. 9.3.2 обязанность выполнять эти работы возложена на организации, избранные жителями для управления их общим имуществом», – сообщили в «Т Плюс».
Среди других возможных причин холода дома тепловики указали: отсутствие надлежащего регулирования внутренней системы отопления (ВСО) МКД, степень физического износа и технического состояния общего имущества МКД, непроведение мероприятий по энергосбережению, засорение отопительных приборов, самовольная замена отопительных приборов в квартирах и самовольная разбалансировка ВСО. То есть ресурсоснабжающая организация, по мнению ее сотрудников, не может быть виновной в холоде в домах в принципе.
Что делать, если холодно
Мы также спросили коммунальщиков, что делать горожанам, если батареи дома чуть теплые, а температура не достигает 18-ти градусом.
Можно ли в таком случае обращаться напрямую в РСО, если УК не может или не хочет решить вопрос. Известно множество случаев, когда жители МКД звонят в управляющие компании из-за холода сутками напролет, но эти заявки просто игнорируют. Тепловики, видимо, наш вопрос не прочитали, а потому ответили казенно: «Ответ на этот вопрос дан в п. 105, п. 106 Правил предоставления коммунальных услуг… (Постановление правительства РФ №354). При обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги жителю необходимо незамедлительно обратиться в аварийно-диспетчерскую службу УК или иную службу, указанную УК, для проведения проверки. В случае, если факт нарушения качества будет подтвержден и документально зафиксирован сотрудниками аварийно-диспетчерской службы, дальнейшие мероприятия по их устранению не требуют участия жильцов».
Если бы все было так просто, этот вопрос ни у горожан, ни у журналистов даже не возник.
Так что возьмем смелость ответить на вопрос сами: акт о ненадлежащем отоплении дома можно составить и самостоятельно, лучше с привлечением соседей, чтобы документ был подписан коллективно. А потом его следует направить как тепловикам для ознакомления, так и в ГЖИ, чтобы в УК точно заинтересовались проблемой.
Елена Родионова