октября
Войти через соц. сети:
Культура
ЖКХ
Спорт
Происшествия

Краеведение

Прибрежному району полтора века

Дорогой читатель!
Хочешь быть в курсе всех последних событий
твоего любимого города? Тогда подписывайся на "Дзержинское Время" МЫ ДОСТУПНЫ НЕ ТОЛЬКО НА ПОЧТЕ

Выбери любимую социальную сеть:
контакте Facebook twitterYouTube

и будь в курсе последних событий города Дзержинска!

2 августа 1862 года мимо разъезда Черноречье в сторону Нижнего Новгорода прошел первый пробный поезд вновь построенной железной дороги Москва - Нижний Новгород. Это было исключительное, можно сказать, судьбоносное событие для нашего края. И не только нашего - для нижегородской стороны и для всей России.

А годом раньше (1861 г.) возле строящегося полустанка появились первые дома выселок села Черного. Два фактора способствовали заселению этой безлюдной местности,  поросшей густым бором. Первый - Ока на крутой излучине начала быстро размывать берег у села Черное, и прибрежным домам стало грозить разрушение. Второй - окончание строительства Нижегородской железной дороги и появление на ней полустанка Черноречье. Люди всегда тянулись к большой дороге: здесь можно было и работу получить, и сторговать кое-что проезжему люду. Там, где появлялась станция, всегда возникал населенный пункт. А раз появляется новый населенный пункт - вскоре в нем появляются промыслы, промышленные предприятия и мастерские. Так, уже в 1869 году на выселках был пущен алебастровый завод, а в 1875 году предприниматели Смирнов и Постников пустили здесь в эксплуатацию фабрику буксиров и канатов. Буксиров теперь уже не делают, но канатное производство успешно работает и поныне.

Выселки разрастались. Вслед за первыми появились вторые выселки все того же Черного села, а там - и третьи. К началу 20-го столетия это поселение становится довольно крупным и начинает привлекать на лето дачников из Нижнего. Среди самых знаменитых из них - петербургский профессор физики, изобретатель радио Александр Степанович Попов. Не исключено, что именно здесь на рыбалке или во время лесных прогулок он обдумывал детали своего великого изобретения. 

Маленький полустанок Черноречье со временем превращается в станцию Черное, а в 1904 году получает новое имя - Растяпино (по расположенному неподалеку старинному одноименному поселку). По имени железнодорожной станции вскоре выселки стали неофициально зваться Растяпино. Но чтобы отличить его от древнего Растяпино, новый поселок при станции стали называть Новым Растяпиным. 

В 1909 году в поселке появляется (стараниями купца Кузнецова из Желнина) первая на территории нашего города больница. Здание ее прекрасно сохранилось, и теперь здесь располагается противотуберкулезный диспансер. Появляются  и первые культурные и образовательные учреждения.

Поскольку  Новое Растяпино растет, в основном, за счет переселенцев из села Черное, то, понятное дело, значение волостного села постепенно падает, а нового поселения возрастает. Поэтому в 1918 году волостной центр перемещается сюда, а сама Чернореченская волость переименовывается в Растяпинскую. Еще раньше к востоку от поселка возникает Чернореченский суперфосфатный завод, ставший затем знаменитым на всю страну Чернореченским химическим заводом. С этого завода, можно считать, начинается история химической столицы России. 

В 1927 году все поселения бывшей Чернореченской волости объединяют в единый рабочий поселок Растяпино. Имя народу не понравилось. Начинаются ходатайства о присвоении поселку имени Ф. Э. Дзержинского, и в июне 1929 года эти просьбы были правительством СССР удовлетворены. Не прошло и года, и рабочий поселок Дзержинск получил статус города с тем же именем.

Сегодня бывшие выселки села Черного или, если хотите, Нового Растяпина просто один из четырех районов нашего города. С одной стороны - это его древнейшая часть (в этом году ей исполнилось 150 лет), с другой - это самый молодой район. Современный облик Прибрежный район начал приобретать всего лет двадцать пять - тридцать лет тому назад.

Территория, которую занимает сегодня Прибрежный район, за 150 лет мало изменилась. Оно и не удивительно: она, как и много лет назад, с севера ограничена железной дорогой, а с юга - Окой. Территория жилой части района даже несколько уменьшилась: третьи выселки села Черного тянулись до развилки Речного и Восточного шоссе. Сегодня на месте третьих выселок жилых домов нет. Здесь по северной стороне тянется ряд гаражей, а по южной - строения предприятия «Пирс», склады и прочие нежилые сооружения. И вообще, территориально Прибрежный район самый маленький в городе. На западе он ограничен канатной фабрикой, на востоке - Окским путепроводом и речным вокзалом. Но малость территории района нисколько не умаляет его важность и особость. Именно отсюда город глядит на красавицу Оку. Именно этот район делает Дзержинск крупным речным портом. А особость (можно даже сказать - обособленность) района возникает от того, что он как бы отрезан железной дорогой от основного городского массива и живет какой-то своей жизнью.

Итак, территория эта за 150 лет почти не изменилась. Чего нельзя сказать о ее планировке: она переменилась радикально - до неузнаваемости.  Когда-то в Новом Растяпино было несколько улиц - Вокзальная, Просвещенская, Речная, Окская. Сегодня район составляют только два объекта: улица Попова (она проходит чуть южнее оси бывшей Просвещенской) и Окская набережная. Очень красиво смотрится бывший дикий лесистый берег с Оки - совсем  не стыдно за наш город.

 И. Фельдштейн

3 55005.08.2011

Нам интересно Ваше мнение:

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы иметь возможность участвовать в дискуссиях на нашем сайте.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коротко
Новости партнеров
События
Интервью
Город
Политика
Экономика
Общество
Эконом-инфо