В последние несколько недель в городе снова разгорелась дискуссия о судьбе Первомайского леса. Вернее, складывается ощущение, что она разгорелась. А на деле – подконтрольные известным силам СМИ начали явную кампанию против защитников сохранения в городе великолепного соснового бора.
Сначала в одной из многочисленных рекламных листков появилась злая и явно заказная статья. Она хлестко обвиняла «зеленых» в том, что шумят не по делу, свои шкурные интересы защищают, прекрасного инвестора с замечательным торговым центром из города гонят. А Первомайский лес представлен там просто-таки местом сосредоточения вселенского зла. Мол, народ в лес ходить боится – кровь здесь льется рекой, преступления совершаются за преступлением. А «зеленые» своим упрямством этому способствуют.
Повторимся, по нашему мнению, статья эта носит явно заказной характер. И о том, кто ее заказчик, догадаться нетрудно. Здесь, как в известном мультике: не будем показывать пальцем, хотя это сделал слоненок.
Затем, в конце июля, похожая заметка выходит в официальном печатном органе мэрии – газете «Дзержинские ведомости». Тон статьи, естественно, более корректный. Но содержание очень похожее. В ней сторонники сохранения последнего первозданного уголка природы в центре нашего города тоже называются «шумной армией» противников превращения запустелой криминогенной территории в парковую зону. Предложений-то своих, видите ли, они по решению проблемы запустения и захламления леса не выдвигают. Странная, на наш взгляд, постановка вопроса – не то расписка властей в нежелании самим решать проблему, не то признание собственной беспомощности. Вроде бы городские власти у нас ответственны за поддержание чистоты в городе (а Первомайский лес – это и есть часть городской территории)? Или нет? «Зеленые», кстати, не раз предлагали свою помощь в проведении различных акций, да и проводили сами очистку леса, но это должна быть система, а не разовые набеги.
И криминогенную тему защитники леса решить не предлагают. А что, этим вопросом теперь должны заниматься они, а не еще более компетентные после переименования и переаттестации органы?
Возмущенная такой постановкой вопроса инициативная группа по защите Первомайского леса написала и опубликовала на одном из городских сайтов «Открытое письмо мэру Сопину». Есть копия этого письма и в редакции «ДВ». Не будем приводить этот длинный документ целиком. Вот только отдельные выдержки из него: «Проблему надо срочно решать. Город пока еще смотрится зеленым, как это прозвучало в информации после приезда президента. Но это не Ваша, Виктор Федорович, заслуга…», «…город превратился в сплошной рынок, сетевые компании давят дзержинский бизнес, вырубаются зеленые насаждения. Совсем недавно в очередной раз были уничтожены ели на площади у торгового центра», «… по всей России леса горят – в Дзержинске леса рубят. Беречь бы их, навести в них порядок. У нас же все по принципу: лучшее средство от перхоти – это гильотина». И так далее.
По поводу «моря крови» и «душегубства», которое якобы творится в Первомайском лесу, авторы открытого письма резонно возражают: преступления у нас, к сожалению, нынче вершатся везде. Вон, народ лавочки во дворах и у подъездов ликвидирует, чтобы не слушать пьяные крики и ругань неуемных нарушителей спокойствия и не собирать потом у себя под окнами и вокруг детских песочниц и качелей осколки бесчисленных бутылок. Да и резонно сомневаются они, что реальная статистика совершения преступности конкретно в Первомайском лесу существует. Но уж если такая выборка есть, пусть ее опубликуют или иным способом доведут до сведения городской общественности, да еще в сравнении с другими городскими территориями. Тогда народ будет знать, что не зря присвоили несчастному сосновому бору «звание» едва ли не главного криминогенного центра Дзержинска.
В заключение же своего письма «зеленые» требуют от мэра, чтобы обсуждение проблемы продолжилось.
Предыстория
История с Первомайским лесом длинная. Тянется почти четыре года. Поэтому пересказывать все перипетии проблемы на разных ее этапах не будем. К тому же «Дзержинское время» неоднократно писало о том, как развивались события вокруг Первомайского леса. Напомним ее только вкратце.
В памятные времена правления предыдущего мэра администрация привела в лес некоего инвестора. Представитель одного известного российского холдинга вознамерился построить в Первомайском лесу торгово-развлекательный центр, на корню срубив защищающие жителей от пыли, грохота железной дороги да и просто вредных заводских выбросов несколько десятков гектаров чудом сохранившегося в городской черте соснового бора. Народ воспротивился. Были пикеты, митинги протеста. Представители инвестора действовали нагло. Перли вперед, как на танке, назвать это по-иному не получается. Для проезда по лесным дорожкам тяжелой строительной техники без всякого разрешения вырубались десятки деревьев. Думается, уверенности в собственной безнаказанности им придавала поддержка тогдашнего городского руководства.
Однако этот напор возмущенной общественности удалось сдержать. Потом были и другие предложения «окультурить» лес путем строительства очередных торговых и развлекательных, а также «банно-помывочных» центров. И каждый раз доводы звучали одинаковые: лес грязный, там бродят преступники и льется кровь, поэтому вырубить его и закатать в асфальт – лучшее решение проблемы. Логика железная: не очистить и навести порядок, чтобы людям было где гулять и дышать свежим воздухом, а торговый центр построить. Извести, так сказать, проблему на корню. Если следовать такой логике, можно зайти очень далеко. То бишь, если преступления случаются в лифте, надо отключить в доме лифт? Если народ пьет и режет другу друга в наших известных «чудильниках» (кстати, Первомайскому лесу очень не повезло, что у него в соседях сразу несколько таких криминальных домиков, во многом из-за них ему «шьют» криминальные обвинения), снести «чудильники» и дело с концом? А если люди в жару массово тонут в реках, реки осушать будем?
Новый инвестор – новые предложения
Новая власть во главе с мэром Виктором Сопиным изначально продекларировала иные подходы к решению общественно значимых вопросов. И когда появился очередной инвестор с новыми предложениями относительно судьбы Первомайского леса спорный вопрос вынесли на обсуждение общественности в форме «круглого стола». Так, в мае 2011 года состоялась встреча в администрации общественных защитников леса и руководства фирмы «Финстар Пропертис НН». Компания представила более мягкий вариант застройки этого участка городской территории. Сам торговый центр и автостоянка при нем по проекту должны разместиться в заболоченном участке Первомайского леса, недалеко от вокзала и кольца трамвайного маршрута № 4. Вырубка деревьев при этом будет минимальной, считают представители компании. А прилегающую к центру территорию бизнесмены предлагают обустроить, очистить, превратив этот участок леса в парк с асфальтовыми дорожками, аттракционами и даже фонтаном. «Мы не хотим бодаться с горожанами, хотим договориться, готовы выслушать все предложения», – заявил тогда глава компании Сергей Мартазов.
Конечно, не хотят. Нынче все-таки не прежние времена, когда, заручившись индульгенциями властей, можно было безнаказанно рубить где угодно и что угодно. Вон уже сколько по стране примеров, когда народ в суде или с помощью стихийных акций побеждал даже самых богатых и влиятельных инвесторов. Можно припомнить хотя бы нижегородский парк Дубки, который потенциальные инвесторы хотели аналогично окультурить строительством торгового центра.
Но постановка вопроса в Дзержинске сегодня, кажется, уже не обсуждается: власти, приглашая к диалогу, говорят, что строить будем, вы предложите, как лучше, чтобы нанести лесу меньший ущерб. О том, чтобы оставить в покое Первомайский лес и возвести магазин с парком в другом месте, речь не идет. Да и дзержинцы в большей своей массе молчат: кто же будет выступать против еще одного благоустроенного парка в городе? (Впрочем, говоря «еще одного», я, кажется, поторопилась – пока, несмотря на заявления городских властей, широко разрекламированное благоустройство уже существующего центрального парка так и не началось.) Влечение инвестора к этому месту тоже понятно – самый центр города, большая транспортная развязка. Но у городских властей, как нам кажется, должно быть более стратегическое видение развития городской территории, чем желание получить сиюминутную выгоду. Наполнить городской бюджет налогами сегодня – это важно, но сохранить чудом выживший и такой нужный городу уголок соснового леса не важнее ли?
Правда, в ходе того «круглого стола» Виктор Сопин заявил, что власти проведут опрос среди населения, чтобы узнать их мнение насчет судьбы Первомайского леса, и пообещал, что обсуждение продолжится. Но этого продолжения инициативная группа защитников леса до сих пор ждет.
Власть сменила тактику
Активная контрагитация горожан против «криминогенного» Первомайского леса за благоустроенный и комфортный новый парк (кто же при такой постановке вопроса будет возражать), которая прошла и, видимо, продолжится в ряде местных СМИ, – явление, конечно, неслучайное. Она свидетельствует, как нам кажется, о том, что власти сменили тактику. Бодаться с народом и активистами – лесозащитниками в открытую они не хотят, тратить силы и деньги на то, чтобы привести Первомайский лес в порядок и ссориться с инвестором в случае, если тому придется отказать «от места» с предложением поискать новое – тоже. Но если попытаться настроить общественное мнение против защитников леса, представив их как малочисленную кучку крикунов (а они, между прочим, собрали в защиту леса две с лишним тысячи подписей), которые против любой цивилизации и благих изменений, то дело может и выгореть.
Конечно, в открытую власти в этом не признаются. На последнем «часе прессы» наш корреспондент задал мэру вопрос о судьбе Первомайского леса. По мнению градоначальника, нынешняя волна возмущения общественников в большей степени относится к действиям в Первомайском лесу других инвесторов. Теперешний ни к какой вырубке деревьев не причастен. Ну, так будет причастен. Строительство крупного торгового центра без вырубки деревьев невозможно. Это же очевидно. И здесь город потеряет еще 4-5 гектаров зеленых насаждений. Факт признают сами потенциальные застройщики. Правда, по словам Виктора Сопина, компания «Финстар Пропертис НН» закладывает в проект посадку новых деревьев. И не где-нибудь на Пыре, а на той же городской территории – вдоль железной дороги. Но ведь этим деревьям еще полсотни лет нужно будет расти, чтобы заменить первомайские сосны.
Кстати, после вопроса журналиста выяснилось, что администрация уже провела социологическое исследование по поводу Первомайского леса. «Результаты получили позитивные для инвестора. Большинство жителей окрестных домов за то, чтобы была комфортная зона отдыха. Основной момент, который подчеркнули опрошенные люди, то, что там небезопасно, некомфортно, неблагоустроенно», – пояснил мэр.
Интересно было бы узнать, насколько массовым было это исследование (если две тысячи подписей в защиту Первомайского леса – это голос меньшинства) и какие вопросы задавали людям исследователи. Как вы понимаете, уважаемые читатели, формулировать их можно по-разному. Если спрашивать любого человека, что он выберет: замусоренный и неухоженный лес или благоустроенный парк, большинство даст вполне ожидаемый ответ.
Но если вести речь о том, нужно ли сохранить в городе Первомайский лес (вычистить его при этом, обеспечить там охрану общественного порядка, как должно бы быть) и создать еще один парк вместо того, чтобы вырубать уже растущие деревья и асфальтировать лесные тропинки, результаты опроса могут быть совсем другие. А ведь речь-то идет именно об этом. Какой же здравомыслящий человек будет против создания комфортной зоны отдыха? Ведь городу и впрямь нужны и новый парк, и детские площадки. Мест для спокойного отдыха с семьей на природе у нас не то что мало, их просто нет. У меня самой дети, я руками и ногами и за парк, и за карусели, и за фонтаны. Но при чем тут Первомайский лес?
Виктор Сопин высказал свою точку зрения безукоризненно корректно и сдержанно: « Мы не хотим нагнетать обстановку. Стенка на стенку не пойдем. Ну, потеряет инвестор какое-то время…» Но в его словах читалась уверенность, что реализация проекта – дело решенное. А как же обещанные новые встречи с защитниками леса и общественностью? Как следует из открытого письма, они их ждут. Ждут и ответов на многие неснятые на прошедшем в мае «круглом столе» вопросы. И заявляют, что «лес не отдадут». Хватит ли у городского руководства политической мудрости и не декларируемой, а реальной гражданской сознательности и открытости, чтобы продолжить диалог с ними? Или борьба с оппонентами в столь серьезном вопросе, как это часто бывало раньше, перейдет в стадию партизанской войны?
Елена Бахтина