Актеру Дзержинского театра драмы Валентину Морозову исполнилось пятьдесят. В честь юбилея в драме устроили бенефис. Правда, большого праздника Морозов для своих почитателей делать не стал. Дударевского «Вечера», в котором Валентин Михайлович играет одну из главных ролей, хватит, посчитал он, чтобы рассказать о себе, поделиться самым сокровенным…
alt Есть актеры, которые нравятся всем без исключения. Валентин Морозов, скорее всего, не из таких. Это актер «на любителя». Может быть, потому, что чаще других ему приходится играть персонажей не очень положительных, характерных, значит. Вот и тянется за ним неприятное впечатление – то от Подколесина в «Женитьбе» Гоголя, то от Фомы Фомича в «Селе Степанчикове» Достоевского… Вот и теперь в готовящейся к постановке пьесе Островского ему снова досталась роль отнюдь неположительная – в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» он сыграет Мамаева. Но ничего не поделаешь – такое уж у него «гадкое» амплуа. Которому сам актер, видимо, даже рад: «Не понравился зрителю мой подленький персонаж – это и есть высшая похвала».
И как только у него это получается? Ведь с ним самим образы его героев ну никак не вяжутся! Правда-правда! В жизни Валентин Михайлович оказался совсем не похож на своих злобных героев. Тихий, почти вкрадчивый голос… И взгляд все время куда-то в сторону – но не от высокомерия, нет. Скорее, от неловкости, стеснения. Он и в пятьдесят сильно смахивает на школьника – наивного, не приспособленного к жизни мальчика… По нему невозможно определить, сколько ему лет. Но на пятидесятилетнего юбиляра он точно не тянет. Или это и есть та самая актерская способность «законсервировать» возраст? Благодаря которой в тридцать пять Морозов спокойно играл десятилетнего мальчика. А сегодня запросто берется за роли среднего возраста и с удовольствием играет совсем дряхлых стариков.
О состоявшихся актерах часто говорят, мол, «с детства хотел играть в театре» или «родители хотели, чтобы он стал инженером, а он вопреки родительской воле пошел в актеры»… У Морозова все было проще. «Так получилось, – говорит, – в театр судьба занесла…» И все. Была, конечно, в детском саду у него своя кукольная труппа – ну, так у кого ее не было? Зайчики из папье-маше, самодельные мишки… Руководил этой кукольной труппой Валя Морозов – почему-то именно ему доверила это совсем не детское дело воспитательница Эмма Александровна. Директором Валя был совсем не требовательным. Увлекающимся – из-за ширмы не вытащишь! Бывало, уж и сказка-то кончится, а «директор» все сидит за занавесочкой – с куклами разговаривает…
Много лет спустя, когда бывший уже «директор» Валя Морозов играл Ромео в брянской Драме, на свой спектакль он пригласил и Эмму Александровну – в благодарность.
Потом была школа. В школе, как и подобает, драмкружок. Дом пионеров, народный театр… В общем, все, как у многих школьников. И все-таки пойти в артисты решают не все. А Морозов решил выучиться на актера. Правда, в Клинцах, Брянской области, где родился Валентин Михайлович, и театра-то профессионального не было никогда. Откуда ж взяться театральному училищу или вузу? Было, правда, по соседству, в Брянске, культпросветучилище… Но учительница у Валентина Морозова была настырная, дотошная. Из тех, кто со своими учениками – как с писаной торбой. Она-то и настояла, чтобы Валя поступал в Орловский институт культуры на актерско-режиссерский факультет. За несколько лет учебы поставил вместе с однокурсниками несколько спектаклей. И чаще всего это были сказки…
Отучившись, начинающий актер сначала работал в Орле, Брянске. Потом был уральский городок Орск, куда Морозов вместе с однокурсником Игорем Тарасовым отправились вслед за «своим», как он говорит, режиссером. Поехали скорее от неуверенности в себе. Для молодого актера режиссер все равно, что отец родной – надежда и опора. Потом режиссер снова вернулся в Брянск. А его «выкормыши» отправились своим путем – в дзержинскую Драму… «И сразу попали в обойму спектаклей, хороших спектаклей», – с восторгом рассказывает Валентин Морозов. Молодой артист – что ему надо? Наиграться. Играть много, больше, еще больше… И Морозов играл – много, часто, без передыху.
И продолжает до сих пор.
Несмотря на свой тридцатилетний театральный опыт по сей день, когда получаю роль, смотрю, говорит, на нее, как первоклассник. Но, наверно, так только и надо, чтобы оставаться в театральной форме. Ведь только тогда каждый новый герой получается живым. А другого зритель не признает, не сможет полюбить.
Морозову же очень дороги его почитатели. Потому что с ним похожи. «Я сам родился в маленьком городе, в маленьком городишке живу, служу в провинциальном театре. И нисколько этому не расстраиваюсь. Мне так проще…» – признается он. И есть в этом «нестремлении» покорить недоступное какой-то актерский подвиг – забыть об амбициях и продолжать играть. Играть от души.
«Люди здесь простые, отзывчивые – для них иначе нельзя»…
«Пятьдесят – самое время играть, – говорит юбиляр, – еще есть силы, уже есть опыт… Думаю, что из меня получился неплохой актер». Ну, за тридцать лет театральной работы можно позволить себе быть немного нескромным…
«Мой бенефис – это, как и для каждого актера, итог. Удачный итог», – добавляет Морозов. И зритель не даст соврать.
Елена БОГОМАЗОВА