Каждый из абонентов сотовой связи наверняка слышал истории о том, что операторы обманывают своих клиентов, неправомерно списывая деньги с их лицевых счетов. Речь идет о мошенничестве, скрытом за мелким шрифтом договоров на оказание услуг. Разговор по мобильному телефону с одним из родственников привел автора этих строк к неожиданным результатам. Только положила трубку, раздался сигнал о входящем sms. Отправитель информировал, что меня подключили к услуге “Привет”. Не успела я удивиться, как новое sms поставило перед фактом – оказалось, что услуга “Привет” не просто подключена, а куплена мною сроком на 1 месяц, по окончании которого она будет автоматически продлена. Пришлось позвонить оператору и потребовать, чтобы меня избавили от “Привета” и вернули деньги, без моего ведома списанные со счета. В компании возвращать деньги отказались категорически, утверждая, что они аннулированы правомерно. “Вы нажали “звездочку”, – убеждала меня сотрудница телефонной компании. Не убедила. Скорее разозлила. Кому приятно сознавать, что тебя фактически против воли лишили денег, да и еще отказываются признать свою вину. К сожалению, подобная бизнес-практика стала нормой для многих мобильных операторов. Навязыванием платных услуг грешат почти все компании мобильной связи. Поисковая система “Яндекс” выдает тысячи ссылок на запрос про обман абонентов сотовых сетей. Обиженные граждане обращаются в суд и иногда выигрывают дела, что совсем не просто, учитывая могучий потенциал юридических служб российских компании сотовой связи. Нечистые на руку операторы играют на том, что, как правило, речь идет о незначительных суммах в 10 – 30 или 100 руб. в месяц, которые растворяются в общих расходах на мобильную связь. Однако эти “копейки”, с учетом масштабов поставленного на поток обмана, превращаются в миллионы и миллиарды рублей прибыли сотовых компаний. По данным экспертов, у МТС сейчас почти 70 млн абонентов в России, у “Билайна” – около 51 млн, у “Мегафона” – чуть более 50 млн. На остальных российских операторов сотовой связи приходится в общей сложности около 37,5 млн абонентов. Итого без малого 210 млн номеров, используемых для связи в сотовых сетях. Если с каждого счета незаметно изъять даже по 10 руб. в месяц, получается более 2 млрд руб. Когда абоненты не пользуются мобильной связью, они все равно не застрахованы от материальных потерь. Для этого пишутся хитрые пункты в договорах на оказание услуг. Например, пункт правил, согласно которому оператор вправе продолжать предоставлять абоненту услуги даже при наличии у последнего нулевого баланса счета. При этом процентная ставка по задолженности абонентов перед компанией может вырасти до 70% годовых. При таком раскладе никто не застрахован от того, что в один прекрасный день не окажется в долговой кабале у своего сотового оператора. Именно это произошло с сотрудницей одной риелторской фирмы, ребенок которой поиграл в установленную на телефоне игру сразу на 522 тыс. рублей. Суд, к слову сказать, принял сторону абонента. Также несколько слов о заграничном роуминге. Мой знакомый, периодически совершающий поездки за рубеж, исправно получает предложение от сотовой компании подключить услугу, позволяющую снизить расходы на мобильную связь. Его удивляет бесполезность этих предложений – они приходят после того, как он уже вернулся в Россию. А внутри страны навязываемая услуга не только бесполезна, но и весьма затратна. Юристы считают, что обман в любом случае нельзя оставлять безнаказанным и предлагают следующий алгоритм действий. В случае, если права потребителя были нарушены оператором связи, необходимо с заявлением в письменной форме обратиться к нарушителю. Любые жалобы и заявления составляются в двух экземплярах, один из которых под расписку необходимо отдать оператору или направить по почте с уведомлением о вручении. Затем обратиться к представителям службы защиты прав потребителей, в Дзержинске – это сектор по защите прав потребителей Управления поддержки и развития предпринимательства, потребительского рынка и услуг (телефоны: 25-97-31, 25-96-68). Обезопась себя от нежелательных списаний средств с лицевого счета абонента: 1. Включите автоматическую блокировку клавиатуры мобильного телефона.
2. Будьте внимательны при наборе номера и добавлении новой записи в телефонную книгу.
3. Перед набором короткого номера или отправкой смс всегда проверяйте стоимость услуги на сайте оператора.
4. Отключайте все переадресации перед поездкой в другой регион.
5. После окончания любого разговора всегда проверяйте, что с экрана телефона исчез таймер времени звонка.
6. При звонке на городской номер обращайте внимание на момент включения таймера отсчета разговора.
7. При включении на другом конце провода факса, если на самом деле вы не отправляете факс – просто нажмите клавишу отбоя вызова.
8. Следите за реальным количеством отправляемых смс и не используйте символ “омега” без крайней необходимости.
9. Оставьте в памяти телефона настройки WAP/GPRS/CSD только для своего оператора связи, остальные сотрите.
10. Ограничьте использование bluetooth, не открывайте программы и ММС сомнительного происхождения.
11. Для проверки самого себя и оператора связи на предмет правильной тарификации услуг, закажите на e-mail детализацию ваших звонков (она также может называться детализированный счет или ведомость разговоров).
Евгения Силаева