Дзержинское время

На молодежный спектакль-притчу «Тринадцатая звезда» я шла с тяжелым сердцем. И хотя заранее познакомилась с пьесой Виктора Ольшанского, боялась. Ведь современных школьников принято развлекать, но увидеть на сцене подобие боевика очень не хотелось. Хотя спектакль, казалось бы, к этому располагает, ведь дело происходит в Америке, и потому у режиссера был соблазн сделать из пьесы не драму, а, скажем, вестерн.  Не хотелось вместо серьезной постановки увидеть и слезливую историю, похожую на сказку.   

Тревожно было еще и от того, что большинство ролей в спектакле досталось молодежи (из «старичков» здесь только Валентина Губкина, Валентин Морозов и Вячеслав Рещиков. И речь, конечно, не о возрасте… Но опасалась, как оказалось, зря.

Действие притчи происходит в загоне скакового клуба. Здесь на диких когда-то кроликах тренируют гончих собак.  Каждый раз игра идет не на жизнь, а на смерть – таковы правила. Скаковой клуб зарабатывает на кроликах большие деньги: ведь люди любят жестокие игры. А кролики не могут не бежать – каждый хочет остаться живым. Но удается это, конечно, не каждому…

Джеку (Вячеслав Рещиков) везет. Он самый быстрый кролик в загоне, одержавший уже двенадцать побед. Он может обрести долгожданную свободу, если победит в финальном забеге и получит тринадцатую звезду. Но тогда скаковой клуб останется без лучшего, самого дорогого кролика. Променять свободу на жизнь в загоне по собственной воле Джек, конечно, не согласится – он всю жизнь мечтал вернуться на волю, и это давало ему силы ждать и стремиться к своей тринадцатой, счастливой звезде. А вот если его обмануть, подставить, то сделать это вполне возможно. На такую подлость решается надзиратель Слаймен (Артем Баранов), а в напарники себе берет не кого-нибудь, а Громилу – того, кого Джек считает своим другом, не подозревая даже, на какое предательство тот способен…

И тут становится понятно, что забег ценою в жизнь – это, возможно, не самое страшное. Гораздо страшнее предательство тех, кого любишь, подлость друзей, их трусость, боязнь прийти на помощь, жестокость тех, от кого зависит жизнь.

Автор рассказов, которые легли в основу постановки, Эрнест Сетон-Томпсон вместе с автором пьесы В. Ольшанским (и теперь вот Андреем Подскребкиным), дают зрителям понять, что жизнь – это зачастую тот же жестокий бой без правил. Победить в котором, да нет, больше – выжить, может только любовь. Нет любви – и тебе не нужна свобода (так, от жизни на воле отказывается кролик Громила (Иван Никулин), который считает, что кормешки, лучше, чем в загоне, все равно не найти). А когда любишь, даже с жизнью в неволе можно смириться. Любовь предпочитает свободе крольчиха Ясноглазка (Мария Шиманская), которая остается в загоне вместе с Громилой несмотря на то, что у нее есть возможность убежать из ненавистной тюрьмы. От жизни на воле отказывается и опытная крольчиха Вислоухая (Валентина Губкина). Кому бы, казалось, как не ей, стремиться к свободе. Но сила материнской любви (а ведь именно такой любовью любит своих учеников Вислоухая) сильнее чувства самосохранения.  А потому остается в загоне и она – ведь с уходом Джека и его хозяина Мики Ду (Валентин Морозов), бега, а значит, и игры с кроличьими жизнями, не кончатся и ей предстоит «вскормить» и научить бегать  еще не одного кролика. Научить бегать так, как она научила Джека. И тогда, возможно, еще один счастливчик получит тринадцатую звезду и обретет свободу…

Загон – это хорошая школа жизни. Но предугадать, кого она сделает из тебя, невозможно. Может, научишься хитрить и, благодаря этому, спасешь свою шкуру, но так и останешься «тварью дрожащей».  А может, поборов себя, преодолев робость, сумеешь защитить того, кто в этом нуждается (как это сделал трусоватый поначалу Пушок (Станислав Волченков),  и станешь свободным.

Спектакль «Тринадцатая звезда» драмтеатр хоть и адресовал школьникам, детским назвать трудно. И даже то, что главными героями постановки являются кролики, не делает постановку сказкой. Это и правда притча, в основе которой, как и предполагает жанр, повествование о первоосновах человеческого существования, о вечных ценностях. А значит, о дружбе и предательстве – о том, что заставляет людей совершать подвиги и подлости, хранить верность тому, кого любишь, или только притворяться другом, искать свободы или предпочесть кандалы… Такой человеческой жизнью живут все герои Э. Сетона-Томпсона, и персонажи «Тринадцатой звезды» тоже. Прав был Маяковский: «Каждый из нас по-своему лошадь». Прав был Сетон-Томпсон, сравнивая людей с кроликами.

Видимо, поэтому, когда смотришь спектакль, забываешь, что главные герои, все, кого ты видишь на сцене, – не люди, а кролики. Создается впечатление, что каждый «ушастый» тебе знаком, каждого из них ты уже видел – один очень похож на твоего друга, вот тот точная твоя копия, а вот с таким трусоватым подлецом ты тоже знаком, но, не дай Бог, встретиться с ним еще раз…

Даже не знаю, кто больше «виноват» в том, что постановка получилась такой «пробивной». Эрнест ли Сетон-Томпсон, который так хорошо разбирался в людях, что писал рассказы о животных, или Виктор Ольшанский, написавший по его произведениям пьесу про «Джека Боевого Конька», или главный режиссер Дзержинской драмы Андрей Подскребкин, который сделал, без преувеличения, правильный выбор и живой спектакль… Который попал прямо в сердце.

После спектакля мы побеседовали с режиссером-постановщиком «Тринадцатой звезды» Андреем Подскребкиным и исполнительницей роли Вислоухой, Народной артисткой России Валентиной Губкиной.

В.А. Губкина:

Когда я впервые прочла пьесу Ольшанского, то, если честно, насторожилась от того, что нам придется играть кроликов. Есть в этом что-то от детской сказки. А когда  начали работать над постановкой, стало понятно, что вещь эта более серьезная и глубокая, а совсем-совсем не детская. И мне это понравилось – с детьми надо разговаривать по-взрослому, на взрослые темы.

– Валентина Алексеевна, но вы наверняка слышали, как вели себя школьники в зале, было такое ощущение, что им сложно воспринимать то, что происходит на сцене…

Дети есть дети. Не все взрослые умеют подобающе вести себя в театре, а что уж говорить о детях. Я слышала, как они пытались «отхихикаться», когда им было страшно, или тогда, когда герои объяснялись друг другу в любви. Думаю, тем самым они скрывали свое смущение. Возможно, они не уловили каких-то тонкостей во взаимоотношениях между героями, но задуматься заставили точно.

 

А. С. Подскребкин:

Возраст, на который рассчитан спектакль «Тринадцатая звезда», – это 13-15 лет. Самый трудный возраст, когда ребенок уже чувствует себя взрослым, но принимать взвешенные решения еще не способен. Подросток в этом возрасте не способен, возможно, осмыслить, «переварить», понять взрослой жизни, но он должен знать о том, что все далеко не так «розово» и весело, как он себе представляет… Это тот возраст, когда ребенок способен задумываться о каких-то глубоких вещах и ему нужно давать возможность делать это.

«Тринадцатую звезду» притчей мы назвали недаром, это взрослая сказка, которая заставляет задуматься: кто же мы все-таки, люди или звери? В спектакле речь идет о кроликах, но цель одна – показать, что значит быть настоящим человеком. Причем рассказать об этом без заигрываний – поговорить серьезно, как взрослый со взрослым.

Другой вопрос, что коллективные, школьные походы в театр обычно не приносят результата. Тем более сегодняшние школьники воспитаны телевизором, поэтому и в театре они ведут себя так, как в кино, – переговариваются, едят, смеются. Им трудно общаться с театром… Мы стараемся научить их, если не разговаривать, то хотя бы понимать язык искусства.

                                                                                  Елена Богомазова