Крупные торговые центры вошли в жизнь нашего города относительно недавно. И возможно, именно поэтому культура поведения в этих потребительских гигантах еще не успела до конца проникнуть в дзержинское общество.
Все свое ношу с собой?
Без сомнения, многие сталкивались с ситуацией, когда охранник на входе в торговый зал настоятельно требует оставить сумку в камере хранения. При этом на легких ящичках, оборудованных игрушечного вида замочками, красуется объявление, гласящее примерно следующее: «Администрация центра не несет ответственности за сохранность личных вещей». Получается, не найдет покупатель своей сумки, оставленной им в ячейке, ну так что ж – воровство у нас никто не отменял. Да и вообще, как в бессмертном фильме Гайдая сказано, «следить надо за вещами, когда в комнату входите». Возмещение? Позвольте, вас предупреждали об отсутствии ответственности заведения за ваши личные вещи. Нередко в подобной ситуации от охранника можно услышать фразу, дескать, его зона ответственности ограничена турникетом торгового зала, а камера хранения расположена за блестящими стойками, так что следить за ней он не обязан…
Между тем, как нас заверила начальник сектора по защите прав потребителей Вера Соловьева, если вы видите объявление о том, что никто не отвечает за оставленные вами в камере хранения вещи, то имеете полное право игнорировать требование охраны оставить вещи в ячейке. Солидарна с экспертом и заместитель начальника управления по борьбе с нарушениями на потребительском рынке Ольга Русина. «Магазин обязан обеспечить все условия для нормального пребывания покупателей. Также администрация магазина несет ответственность за посетителей и за их имущество», – высказалась Ольга Наумовна.
Ни с места! Личный досмотр!
Еще более неприятная ситуация возникает, если вдруг на выходе вас просят предъявить к осмотру ваши личные вещи. Мотивация охраны, как правило, звучит следующим образом: «У нас возникли подозрения… Ну, вам же не сложно… Если мы ошиблись, то что ж… работа такая…». В этом случае Вера Соловьева советует проявить стойкость. «Проводить досмотр сумки или карманов может только сотрудник полиции в присутствии двух понятых. Также у вас есть право потребовать показать запись камеры наблюдения, исходя из которой охрана усомнилась в вашей честности. Озвучьте эту позицию охраннику и вместе с ним дожидайтесь прибытия стража правопорядка, который должен по факту досмотра составить протокол», – разъяснила Вера Александровна. После этого, по ее заверению, несправедливо обиженный покупатель может подавать иск в суд с требованием возмещения морального вреда, поскольку он во время досмотра понес нравственные страдания.
В чем же причина проблем
Казалось бы, сейчас во всем мире правит балом неприкосновенность личности. Охранник торгового центра никоим образом не относится к государственным силовым структурам, в определенных ситуациях имеющим право на досмотр личных вещей граждан. Почему же он позволяет себе предъявлять к покупателю сомнительные, с точки зрения законности, требования?!
Как нам разъяснила Вера Соловьева, в нашей стране попросту нет закона, регламентирующего взаимоотношения покупателя и работников магазина в части безопасности имущества как покупателей, так и торговой точки. «Магазин не должен нести убытки вследствие краж, а честный покупатель не должен подвергаться досмотру. Это объективные факты. В дальнейшем же развитие ситуации зависит исключительно от профессионализма охраны и реакции покупателя на ее требования», – подвела итог Вера Александровна.
Короче говоря, как это зачастую в нашей стране бывает, вопрос снимается не по закону, а рассматривается по совести…