Еще памятен 1-й Всероссийский форум медицинских работников, состоявшийся в апреле этого года в Москве, – тот самый, где доктор Леонид Рошаль в пух и прах раскритиковал Минздравсоцразвития. И вот в начале ноября столица разразилась еще одним масштабным медицинским съездом – на этот раз форум устроили для руководителей учреждений здравоохранения.  По счету он был вторым (первый прошел ровно год назад), а вот по содержанию…

Не секрет, что круг обсуждаемых на официальных слетах медицинской общественности вопросов в последнее время не отличается разнообразием – кадровый дефицит, недофинансирование отрасли, модернизация здравоохранения при отсутствии четкой стратегии его развития. И каждый раз мнение рядовых врачей чиновники от медицины обещают не только выслушать, но и учесть. Однако пока очевидно только одно: разговоры  ходят по кругу. Далеко  ли ушел ноябрьский форум руководителей медучреждений от своих «собратьев»? Думаю, ответ на этот вопрос можно найти в интервью с главврачом МУЗ «Городская больница № 2» Сергеем Шаминым, участником этого врачебного съезда.  

Сергей Алексеевич, как попадают на такой форум? Судя по тому, что он проходил в шикарном отеле «Рэдиссон Славянская», это жутко престижно?

– В областную администрацию пришло письмо, сообщающее о проведении форума. Информацию спустили муниципалитетам, которые и предложили главврачам съездить в столицу. Когда я давал согласие на командировку, еще  не знал, что участие в форуме сопровождается приличным оргвзносом, в котором не учтены затраты на дорогу, проживание и питание в Москве. Решил отказаться от поездки, но отступать было некуда – моя фамилия уже была внесена в список участников.

– Видимо, организаторы форума убеждены, что медики у нас принадлежат к высокооплачиваемым кадрам…

– Разумеется, мы не преминули им указать на этот казус и посоветовали в будущем учесть наши пожелания, если они действительно хотят слышать наш голос и опираться на него.

– Но игра хотя бы стоила свеч?

– Форум проходил в три этапа. В первый, пленарный день выступал Леонид Михайлович Рошаль – рассказывал о поправках, которые Минздрав и депутаты Госдумы под нажимом медицинской общественности вынуждены были учесть в окончательном варианте скандального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Когда проводился форум, он уже был утвержден Советом Федерации РФ, но еще не подписан президентом. 

Второй день был целиком отдан под секционные заседания, где  представители регионов в основном жаловались на проблемы. Ну а завершил форум свою работу «круглыми столами» – эти дискуссии показались мне самыми интересными и содержательными.

– Что важного отметили для себя?

– Самое главное, что можно было вынести из выступлений участников этого масштабного совещания главврачей, – слава Богу, у нас не хуже. А если серьезно, то стало очевидно, что большинство проблем, с которыми сталкиваются руководители медучреждений, носят системный характер. Вот одна из них: федерация дает деньги на новое оборудование и не выделяет ни копейки на подготовку помещения, в котором оно будет установлено.

Главврачи со стажем делились опытом со своими начинающими коллегами, где и как добывать средства в таких случаях. Оказалось, что в разных регионах эта проблема решается по-разному: где-то на уровне губернатора, в других областях – при посредничестве градоначальника. А у нас, в Дзержинске, и вовсе усилиями управления здравоохранения, которому мы очень благодарны за понимание и поддержку.

Интересно было послушать представителей общественных объединений, защищающих интересы коммерческих медицинских клиник. Без проблем и здесь не обходится, но они, понятное дело, в частном секторе несколько иные, чем у муниципальных лечебных учреждений. Откровенной агитации в поддержку платной медицины хотя и не наблюдалось, но ненавязчивые предложения  направлять пациентов на обследование  в коммерческие медицинские центры при отсутствии нужного диагностического оборудования в муниципальных больницах и поликлиниках все же звучали. И если в соответствии со старыми нормативными документами такое направление было лишь делом врачебной этики и деонтологии, то после введения новых «Основ» это считается нарушением. Закон теперь запрещает врачам муниципальных ЛПУ  даже канцтоварами пользоваться, на которых есть логотип какой-либо коммерческой медицинской структуры, не говоря уже о других формах сотрудничества с этими организациями.

– Самая острая проблема отечественного здравоохранения  на форуме поднималась?

– Да, тема кадрового голода в медицине звучала. Как я понял, в федеральных учреждениях  ситуация складывается более или менее благополучно, а вот в областных и муниципальных ЛПУ дело обстоит совсем плохо. Укомплектованность больниц и поликлиник кадрами на 60 процентов чуть ли не нормой уже стала. Хотя считается, что 30-процентная нехватка медицинского персонала ставит под сомнение работоспособность учреждения.

Главврачи со всей России делились мнением, почему так случилось. В том, что дефицит врачей прежде всего вызван низкой оплатой труда, никто не сомневается. Если студент медицинского института, и об этом многие говорили, успешно сочетает учебу с работой, то его доход составляет где-то 15 тысяч в месяц. Новоиспеченный же врач получает в районе  четырех  с половиной – пяти тысяч. На такие деньги даже в одиночку тяжело прожить, не то что семью содержать.

Пытаясь найти причины нехватки врачей, некоторые участники дискуссии пеняли на СМИ, которые буквально ополчились на людей в белых халатах. У населения это формирует предвзятое отношение к медицинским работникам, а у медработников – боязнь ошибиться. Кто же захочет в таких условиях работать?! Кто пожелает  учиться профессии, к которой общество относится, мягко говоря, неуважительно?!

– Эти нападки не безосновательны – все чаще и чаще врачи дают нам повод критиковать их… 

– Я не отрицаю, что в медицине есть факты, заслуживающие осуждения. Но эта оценка только тогда объективна, когда ее дают профессиональные врачи. Вот если доктор Рошаль скажет, что его коллега был не прав, я ему поверю, но никак не журналисту, экономисту, юристу, которые пытаются комментировать действия медика. Здесь, конечно, я веду речь лишь о профессионализме врачей, а не о их человеческих качествах. Отсутствие культуры поведения у некоторых моих коллег и вправду достойно всеобщего неодобрения. Я всегда говорил и буду говорить, что без умения сочувствовать, сопереживать в медицине делать нечего.

И все-таки печально, что дурную славу горстки докторов люди пытаются проецировать на все медицинское сообщество. 

Пациенты и врачи должны найти общий язык, достичь взаимопонимания, в противном случае медицина утратит свою силу. Медик способен брать на себя ответственность за жизнь человека, если  он чувствует поддержку общества. Да, от ошибок никто не застрахован, в том числе и врач, и важно, чтобы пациенты это понимали. Тогда хирург, реаниматолог, гинеколог, терапевт будут работать без страха. Уверяю,  результат такой работы будет на порядок выше.

– То есть получается, что для решения кадровой проблемы в медицине необходимо устранить эти две причины, ее вызвавшие…

– Да хотя бы с одной разобраться – повысить врачам зарплату. И не на несколько процентов, а в разы. Тогда мы наведем порядок. Да за приличное-то жалованье в муниципальных больницах и поликлиниках очередь выстроится из грамотных докторов. И мы отбирать будем лучших из лучших. А сегодня главврачи вынуждены брать всех, кто приходит в отдел кадров, хотя мы понимаем, что не дело делаем. К сожалению, в недавно подписанном президентом Законе «Об основах охраны здоровья граждан»  решения кадрового вопроса не проглядывается.

– Как, кстати, руководители медучреждений, съехавшиеся на форум со всей России, оценивают новый медицинский кодекс?

– У многих моих коллег по цеху, как и у меня, противоречивое отношение к принятому закону. В нем много недоработок – не расшифровано основополагающее понятие «врач», не расписаны вопросы, связанные с медицинским страхованием иностранных граждан. Некоторые нормы прописаны не четко. Вот один только пример. Закон гласит, что ни в одном лечебном учреждении врачи не имеют право отказать пациенту в экстренной помощи. Если следовать букве закона, то получается, что за пределами больничных стен мы освобождены от этого долга.

С другой стороны, новоиспеченный закон действительно отражает реалии сегодняшнего дня, закрепляет то, что уже давно вошло в нашу жизнь  – к примеру, суррогатное материнство.

Официально на форуме прозвучало две точки зрения – доктора Леонида Рошаля и Гузель Улумбековой, председателя правления Ассоциации профессиональных медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования. Первый считает, что с учетом поправок, на которых настояли медицинские эксперты,  «Основы» приобрели удобоваримую форму, а вторая более категорично настроена в отношении принятого закона.

С этим я и вернулся в Дзержинск.

– Признаться, я большего ожидала от форума, когда договаривалась с вами об интервью еще до поездки в Москву…

– Я тоже…

– После апрельского форума медицинских работников один из его участников, врач из Свердловской области, выложил в блоге свои впечатления об этом мероприятии. В завершении рассказа написал:  «На обратном пути мы общались с коллегами и думали: что это было? Это была попытка наладить диалог с медицинским сообществом? Попытка легитимизации программы модернизации? Постфактум обсуждение принятых решений? Или – это часть предвыборной компании? Каждый остался при своем мнении.»

Беседовала Елена Серова