Антикоррупционная комиссия, состоящая из депутатов, работает не первый год. И хотя журналистам дорожка на ее заседания никогда не была заказана, как-то не случалось нам бывать на них. Никто не приглашал – никто и не ходил. И вот Александр Корименко решил исправить ситуацию – официально оповестил об очередном заседании возглавляемой им комиссии представителей местных СМИ, и те дружно воспользовались возможностью узнать, над чем работают дзержинские антикоррупционщики. Ничего удивительного, что из восьми рассматриваемых на комиссии вопросов три самых важных относились к земельным отношениям и сфере ЖКХ. Пожалуй, именно здесь чаще всего и встречаются злоупотребления – кусочки-то лакомые, сулящие прибыль, а законодательство дырявое, состряпанное наперекосяк. Лучших условий для коррупции и не сыскать. В лабиринтах чиновничьих схем Разговор о том, какова схема предоставления земельных участков в собственность и аренду в Дзержинске, наверное, назрел давно. По словам Александра Корименко, предприниматели, претендующие на тот или иной кусок земли в нашем городском округе, никак в толк не возьмут, чем руководствуются ЗИКовцы и прочие уполномоченные лица, давая добро или отказывая им. Жалоб много, вопросов еще больше. Например, почему одним всегда зеленая дорога, а другим – дырка от бублика, почему одним удается оформить землю в собственность за год, а другим и трех лет мало? Депутатская комиссия решила разобраться, насколько эффективен и прозрачен механизм выделения земли в Дзержинске, возможны ли при этом коррупционные проявления. А в помощь себе призвали экспертов – пригласили на заседание двух бывших главных архитекторов города Сергея Чернюка и Виктора Кудашкина, руководителя правозащитного центра Эмму Фельдштейн. Воспроизвести пошагово лабиринт, по которому вынуждены бродить претенденты на несколько пядей земли, на заседании комиссии так никому и не удалось. Публичными эти сведения, увы, не назовешь. А закрытость информации, по мнению Эммы Захаровны Фельдштейн, как раз и провоцирует злоупотребления, создание коррупционных схем. Но даже если не вдаваться в процедурные тонкости, а пройтись лишь по скандальным историям, связанным с выделением земли в нашем городе, становится понятно, что порядка в этой сфере нет. Сергей Иванович вспомнил про Первомайский лес – сначала от официальных лиц он услышал о том, что губернатор Шанцев на инвестсовете не одобрил здесь строительство гипермаркета, а через две недели уже другой человек при должности сообщил ему о разрешении на эту стройку. Генплан чиновникам – не указ Говорил бывший главный архитектор и о генплане, который принимается на долгосрочную перспективу, но постоянно перекраивается в угоду чьим-то интересам: на месте, запланированном под ФОК, вдруг вырастает «Карусель», на главной городской площади, где сейчас высится северная трибуна стадиона «Химик», собираются отстроить торгово-гостиничный комплекс. А уж сколько навтыкали в старой части города на мало-мальском свободном пространстве всяких разных неказистых построек, которые никак не вяжутся с окружением ни по архитектуре, ни по цветовому исполнению, и не счесть. Причем многие, как утверждают эксперты, строят без всякого разрешения, будучи уверенными в том, что они его непременно получат. Потом, когда все будет готово. Между тем, настаивают архитекторы, именно генплан должен диктовать заказчикам свои условия, а не наоборот. Насколько трепетно к этому документу относятся, например, в США, можно судить по тому, что в этой стране в городах нет… архитекторов. А зачем они, если на ближайшие сто лет план населенного пункта разработан детально и изменению не подлежит? В нашем же городе бал сейчас правят правила землепользования и застройки – ПЗЗ, вольно корректирующие генплан, не оставляя в нем камня на камне. При этом никому не известно, подвергаются ли такие изменения экспертной оценке. Архитектор Сергей Чернюк выход видит в том, чтобы возродить когда-то существовавший градостроительный совет, состоящий из специалистов. Комиссия единогласно проголосовала за то, чтобы донести это предложение до городской администрации. Необходимо также, посчитали депутаты, пригласить на заседание антикоррупционной комиссии представителей управления архитектуры – для разговора о разваливающемся на части генплане, о самой процедуре выделения земельных участков на территории Дзержинска. Не лишнее ли звено? Из этого вопроса логично вытекает другой, и его депутаты также не обошли своим вниманием – обсудили эффективность работы межведомственной комиссии по инвестиционной политике и земельным отношениям – сокращенно ЗИК. По своей сути это орган, который раздает рекомендации, тем не менее они почему-то приравниваются к решениям. Депутат Олег Чесноков выразил сомнение, нужна ли вообще эта комиссия. По его мнению, существование таковой было бы оправдано, если бы, отказывая предпринимателю в предоставлении того или иного участка земли, ЗИК предлагал ему другие варианты. Но этого нет. Антикоррупционщики сошлись на том, что не помешало бы узнать позицию городской администрации, решением которой и сформирован ЗИК – пусть чиновники объяснят, зачем создана эта структура, каковы ее реальные полномочия. Проявили депутаты неподдельный интерес и к опыту других городов, регионов в земельном вопросе. По словам председателя антикоррупционной комиссии Александра Корименко, в Калужской области выделение земли проходит по четким и понятным правилам. Сам же председатель и вызвался изучить наработки соседей и поделиться ими с коллегами на следующем заседании комиссии. Занимательная бухгалтерия инвестпроектов Третьим в повестке дня значился вопрос, который депутат Корименко обозначил как «очень серьезный». Речь шла действительно о том, что представляет важность не просто для всего города, а для каждого дзержинца – о деятельности ОАО «НКС» и ее программе модернизации магистральных теплосетей и теплопунктов, рассчитанной на четыре года. Председатель комиссии напомнил, что инвестпроект НКС стартовал в 2008 году и предполагал огромные вложения – 592,5 миллиона рублей. При этом НКС не собирался вкладывать в реконструкцию ни копейки собственных денег – рассчитывал провести ее за счет увеличения тарифов, заложив в стоимость гигокалории инвестиционную составляющую в размере 78 рублей. В итоге вклад потребителей в общее коммунальное счастье должен был составить 327 миллионов 780 тысяч рублей. Остальное – бюджетные деньги. И вот в прошлом году программа модернизации завершилась. Можно и итоги подвести. Согласно ответу, полученному в январе 2012 года из Региональной службы по тарифам (РСТ), НКС затратили на реализацию проекта в 2009 году почти 300 миллионов рублей, в 2011 году их расходы исчислялись суммой, едва превышающей 50 миллионов. А вот вложения в 2008 и 2010 годах в этой бумаге не указаны. Именно сумму в 350 миллионов компания и представила в РСТ для утверждения тарифов. Если же опираться на прошлогодние данные отчета городской администрации, НКС фактически израсходовали на модернизацию без малого 138,5 миллиона рублей. Цифры, мягко говоря, не сходятся. И если бы только это. Александр Корименко рассказал о судебном процессе, который осенью прошлого года инициировала жительница нашего города гражданка Горбылева в отношении НСК – ее не удовлетворяло качество горячей воды, которая текла из ее крана. Суд признал услугу, предоставляемую НКС, ненадлежащего качества и присудил истице даже компенсацию морального вреда. «Суммируя эти факты, – заключил Александр Вячеславович, – можно сделать вывод, что цель по улучшению качества услуг, которую компания НКС ставила в программе модернизации, не была достигнута». Тайны тарифного «двора» Еще один пример, иллюстрирующий то, насколько потребителям дорого обходится сотрудничество с посреднической организацией. Жители дома 12 по улице Самохвалова, где создано ЖСК, расторгли договор с НКС и, минуя магистральные сети, теперь напрямую получают тепловую энергию от ее производителя. Результатом этой прямолинейной схемы стало уменьшение платежей за тепло в 2 раза. Получается, что половину тех денег, которые мы отдаем за отопление, забирают НКС за «транспортные услуги»? Закономерным продолжением этого вопроса является другой: из каких составляющих складывается тариф на тепловую энергию? По словам правозащитника Эммы Фельдштейн, структура их формирования не афишируется – закон позволяет это, если речь идет о монополистах. По крайней мере, общественным организациям и активистам из народа РСТ отказывает в предоставлении информации. Понятно, что при такой скрытности независимые эксперты не могут оценить справедливость установленных нам платежей за тепло. Однако, по словам начальника правового управления аппарата Гордумы Николая Ненашкина, городская администрация имеет полное право запросить у области структуру тарифа. Впрочем, едва ли у кого из присутствующих на заседании комиссии были сомнения в том, что в Белом доме располагают этой информацией. Депутат Олег Чесноков предложил запросить данные в мэрии и провести независимую экспертизу теплового тарифа. «Не допустить факта завышения тарифа, – заметил Александр Корименко, – это как раз забота нашей комиссии». Кроме того, антикоррупционщики посчитали необходимым рекомендовать городской администрации дать оценку деятельности НКС в целом и исполнения инвестпрограммы в частности, а также донести перспективы дальнейшего сотрудничества с компанией до депутатов. И не только до них: Александр Корименко предложил проинформировать губернатора о том, что модернизация теплового хозяйства, за которое отвечает НКС, результата не дала. На следующее заседание антикоррупционной комиссии, а оно состоится в марте, ее члены решили пригласить Виктора Дьячкова – специалиста в вопросах ЖКХ, который уже десять лет на общественных началах борется с коммунальным беспределом. Свои расчеты тарифа на тепловую энергию он передавал и губернатору, и президенту Медведеву, когда тот на несколько часов по важным государственным делам заглянул в наш город. Думается, от общения с депутатами-антикоррупционщиками толку будет больше. По крайней мере, они хотя бы заинтересованы в том, чтобы монополисты не обдирали земляков-дзержинцев, как липку.
Елена Серова