Дзержинское время

В грядущую субботу, 24 марта, Дзержинский театр драмы отметит юбилей – 65 лет. И хотя на самом деле День рождения у театра был еще в ноябре прошлого года, официальные торжества решено было перенести на март – поближе ко Всемирному дню театра. «Наш мир – театр» – так решено было назвать юбилейный вечер, а накануне этого торжественного мероприятия мы встретились с главрежем ДТД Андреем Подскребкиным. – Андрей Сергеевич, подготовка к юбилею – дело, без преувеличения, ответственное. Волнуетесь? – Конечно, легкий трепет есть – переживаем и я, и актеры. Но волнений, поверьте, не больше, чем перед любым другим премьерным показом. – Чем будете удивлять? – Зрители увидят спектакль Майкла Фрейна «Шум за сценой». Это комедия о том, о чем зритель, сидящий в зале, даже не догадывается. О таинственном и непонятном мире театрального закулисья. Его герои – актеры провинциальной труппы английского театра. Но актеры они только на сцене. А в жизни, то есть за кулисами, – те же люди. Они с легкостью отдаются интригам, любят и ненавидят, сплетничают и вдохновенно работают. «Шум за сценой» – это театр в театре, поэтому актеры будут играть… актеров. Как у Шекспира в «Мышеловке». В качестве изюминки – непривычная подача спектакля. В первый день показа, то есть 24 марта, зрителям мы предложим только два его первых акта. Дальше будут поздравления театру от гостей. Но актеры в долгу не останутся. Кроме спектакля они покажут небольшую интермедию о себе – город должен знать своих героев в лицо. И артисты предстанут перед зрителями без масок и образов… – Получается, спектакль будет многосерийным? – Вроде того. Причем третью, заключительную «серию» мы покажем только на следующий день. – Ну, тогда в первый день актерам нужно будет как следует выложиться, чтобы зрителям захотелось посмотреть продолжение… – Мы надеемся, что у нас это получится. По крайней мере, нам этого очень хочется. В конечном варианте, разумеется, все три акта будем играть в один вечер, с перерывами на два небольших антракта. – Андрей Сергеевич, но театр театру рознь. Провинциальный российский театр наверняка отличается от провинциального английского… – Все провинциальные театры похожи, вне зависимости от того, в какой стране они существуют. Конечно, театр Фрейна – не наш театр, другой. И проблемы, над которыми смеется автор «Шума за сценой», с одной стороны, отличаются от наших, но в то же время близки нам. В каждой труппе есть своя звезда, вокруг которой, как ей кажется, все вертится, всегда есть свой простак… Театры разные, но взаимоотношения между людьми, актерами одинаковые – ничего нового в человеческих отношениях не происходит. Брать материал о российском провинциальном театре мне не захотелось. Так, как показали театр, например, в фильме «Этот тупой жирный заяц», мне показывать не хочется. Уж очень там все грустно в российском театре получается. И когда все смеются, мне, если честно, плакать хочется. Поэтому решили взять такую историю, чтобы никому не было сильно больно и обидно. История, рассказанная Майклом Фрейном, все-таки не про нас. Поэтому и смеяться легче. – А в чем, по-вашему, разница, между российскими актерами и западными? – Безусловно, наши артисты от зарубежных сильно отличаются. Западные работают, как бы это сказать, налегке, не заморачиваются. А нашим актерам важно думать над тем, что они играют. И даже юмор у нас получается не таким легким, как у тех же американцев или французов. Там умеют забавляться ни над чем, в российском театре юмор, как правило, интеллектуальный… Наш актер привык работать так, чтобы душа наизнанку – и у него, и у его зрителя. А настоящая комедия должна быть пустой… Только тогда может быть по-настоящему весело. «Шум за сценой» как раз такой спектакль. – Кто есть кто в спектакле? – Роль режиссера в спектакле исполнит Вячеслав Рещиков. Слава в этот раз оказался по ту сторону рампы и сейчас соглашается со мной, что работать постановщиком действительно сложно. Будут задействованы Лариса Шляндина, Татьяна Орлова, Денис Мартынов, Андрей Крайнюков… – А самому вам не хотелось сыграть режиссера? Роль вам хорошо знакома… – Я пробовался… Но в итоге отказался от этой затеи. В этот раз для меня главным было видеть спектакль со стороны – это очень важная постановка, приуроченная к юбилею, поэтому «разбрасываться» мне не хотелось. Сделаю на совесть свою, режиссерскую работу, а потом в любой момент могу «ввестись» в спектакль. Сейчас пока не очень вижу себя в этой роли. Мне надо, чтобы кто-нибудь «походил» вместо меня, а я бы на него посмотрел… Хотя, думаю, играть в «Шуме за сценой» буду, только если возникнет производственная необходимость. – А что с «Дядюшкиным сном»? Увидим его в этом сезоне? – Над Достоевским начнем работать сразу же после премьеры. А вот успеем или нет до конца сезона, не знаю. Все снова упирается в деньги. Разговор об отсутствующей и так необходимой нам бухгалтерии не праздничный, и тем не менее мы снова и снова к нему возвращаемся… Отсутствие собственной бухгалтерии действительно тормозит процесс, мы вынуждены простаивать, работа пробуксовывает… Артисты работают, а цеха подолгу ждут материалов. Ведь платье из воздуха не сошьешь, декорации из ничего не построишь. Процесс затягивается. И это раздражает. Чтобы спектакль получился, актерам нужна возможность как можно больше репетировать в декорациях. А мы их делаем чуть ли не в последний момент… Так было и с фрейновской постановкой. – Декорации будут какими-то особенными? – Декорации не будут очень сложными. Опять же в силу обстоятельств. Чаще всего у нас случается так, что декорации уже задуманы, а денег все нет и нет. Когда деньги появляются, выясняется, что времени на то, чтобы сделать «одежду» для сцены такой, какой она задумывалась изначально, уже нет. И приходится довольствоваться чем-то попроще. – Спектакль от этого не пострадал, как считаете? – Он не выиграл от этого… Но, увы, этим приходится довольствоваться. – А что-то хорошее все-таки произошло в театре? – Знаете, как сказал недавно один из руководителей города, «мы культуре недодали, но ведь и не отняли». С тем и живем: не отняли – и на том спасибо, и то хорошо… Хотя у нас и отнять – то больше нечего… Вот, правда, городские власти пообещали в качестве подарка к юбилею преподнести автобус. Мы надеемся, что это будет грузопассажирский транспорт, с увеличенной базой, такой, чтобы можно было не только усадить актеров, но и было куда загрузить декорации. Сегодня наше главное достижение – зритель пошел в театр. Пошел «на кассу». Билеты на премьеру у нас раскупают стопроцентно! И мы при минимальном увеличении цен на билеты стали больше зарабатывать. Это дорогого стоит. Наконец-то выросли наши маленькие зрители, те, кто еще три года назад шли на сказки, сегодня приходят посмотреть юношеский, взрослый спектакль. Школьники стали привыкать к театру. Недавно у нас шла «13-я звезда», я заглянул в зал и напугался – в зале так было тихо, как будто никого и нет. Театр городу нужен и город идет в театр. Возможно, это происходит из-за того, что в Дзержинске нет кинотеатров. Но кино можно смотреть по телевизору, через компьютер – и тем не менее люди тянутся к живому общению с искусством. Это хороший стимул для нас. – 65 лет – дата серьезная. Чтобы театр продолжал жить, должны произойти какие-то перемены… – Театр нужно обновлять, плана модернизации требует от нас и администрация. Но с деньгами любой это дело «провернет». Перед нами же задача посложнее – сделать это с минимальными затратами (смеется). Творческие встречи, мастер-классы, семинары – все, что мы можем предложить от себя, это один из способов самостоятельно зарабатывать деньги. Хотелось бы, хотя бы в качестве эксперимента, чтобы в театре появилась еще и малая сцена – это дало бы нам новые возможности работать, но деньги на то, чтобы оборудовать малую сцену, потребуются отнюдь не маленькие… Хорошо еще и то, что лицом к культуре наконец-то повернулись депутаты (не все, правда), в том числе депутаты Законодательного собрания от Дзержинска, сейчас они активно помогают театру. Так что уже сегодня можно вести разговор о создании попечительского совета. – Недавно актер Игорь Тарасов был удостоен Почетной грамоты Дзержинска. Кто-то еще получит награды? – Наград будет много. Награды хорошие – государственного уровня, благодарственные письма Министерства культуры Российской Федерации, Грант министра культуры Российской Федерации, весь перечень областных и городских наград. Но кому какая награда достанется, сейчас не скажу. Пусть у актеров тоже будет праздник, сюрприз.

Беседовала Алена Серегина