Дзержинское время

«Дожили! Раньше телевизоры, мотоциклы доставали, теперь детей доставать начали…» – возмущался, помнится, кот Матроскин. Эх, не знал он, за чем будут современные родители в очередях стоять. А коль узнал, не поверил бы…

Виной этим необычным очередям стали поправки, внесенные в закон «Об образовании» осенью прошлого года. Согласно новым правилам, зачисление ребенка в 1-й класс отныне осуществляется по принципу «территориальной доступности» образовательного учреждения. Проще говоря, пойти он должен в ту школу, которая ближе ему по прописке. А вот за место в другой «альма матер» родителям придется побороться. Ну, или, по крайней мере, постоять за ним в очереди. Так сегодня и происходит в Дзержинске. Ведь все школы, включая статусные, обязаны сначала записать в свои ряды детей с прикрепленного микроучастка и только потом поставить на очередь желающих из других районов.

Мы за ценой не постоим…

Поправки, которые внесли в образовательный закон прошлой осенью, до поры до времени вроде бы никого не волновали. Паника у родителей началась полгода спустя, когда пришла пора подавать документы для зачисления ребенка в первый класс.

Так, в конце февраля в редакцию «ДВ» пришло письмо от одной из «пострадавших» от новых образовательных правил мам. Мама Таня (назовем ее так) была первой, но не последней, кто забил по этому поводу тревогу. Вот лишь небольшой отрывок из ее эмоционального послания. «По месту жительства мы относимся к школе №7. Школа хорошая, но переполненная… Но самое главное, эта школа с углубленным изучением предметов химико-биологического и социально-экономического профиля. А моя дочь гуманитарий на 100 процентов! Поэтому когда встал вопрос о выборе школы, мы отправились 22-ю – «французскую гимназию». Полгода мы с дочкой ходили сюда на курсы… Директор сразу предупредила, что школа наберет всего два первых класса по 25 человек и что обучение на курсах не является гарантией поступления в школу. Это при том, что первоначально на курсы пришли заниматься полторы сотни детей. Конкурс получался 3 ребенка на место. (Почти как в вузе – Прим. авт.) По итогам занятий все четыре педагога, которые вели у нас уроки, рекомендовали моему ребенку учиться в этой школе.

Однако 25 февраля нам сообщили, что заявление о приеме нам можно будет писать только 1 августа. А сначала школа обязана принять заявления от тех, кто живет на прикрепленном микроучастке (того требуют новые правила – Прим. авт.)…

Видимо, придется идти в школу по месту жительства – в 7-ю – занимать там чье-то место. А из-за этого кому-то, кто мечтал учиться именно здесь, придется распрощаться со своей мечтой…

Или же надо искать «блат», как сегодня принято, покупать «липовую» прописку или временную регистрацию, идти с взятками в паспортный стол или к чиновникам от образования. Это так в нашей стране борются с коррупцией?»…

Разбежались туфли с ногами…

Отправив письмо в редакцию, Таня на этом не остановилась. «На уши подняла», как она сама выразилась, не только местное Управление образования, школы, но даже Федеральное министерство образования! И вот ведь что интересно. Закон «Об образовании», а значит и поправки к нему, являются общими для всей страны, а Тане везде, куда она обращалась за разъяснениями, говорили разное. В Министерстве образования, например, считают, что заявления о приеме детей с участков, не закрепленных за школой, можно подавать не раньше 1 августа. В управлении образования называют другую дату. По информации местных чиновников, приемная кампания стартует 2 апреля для всех, вне зависимости от того, «приписан» ребенок к выбранной родителями школе или нет, и длится до 31 августа. (То же самое, кстати, сказали в управлении и журналисту «Дзержинского времени».) В школе, к которой по прописке относится Танина дочка, и вовсе сказали, что информация меняется чуть ли не каждый час… И лишь неделю назад школа №7 сообщила, что заявления от тех, кто относится к школе по прописке, начнут принимать 2 апреля, от остальных – в июне. «Так что в четверг пойду занимать очередь», – грустно улыбается Таня…

А вот нам удалось раздобыть другую информацию. По новому закону, решение о том, какие жилые дома будут относиться к конкретной школе, то есть каким будет «микроучасток», принимают органы самоуправления – городские власти совместно с управлением образования. И, как рассказали нам позавчера в одной «статусной» школе, соответствующее постановление администрация уже выпустила. Но до образовательных учреждений оно еще не дошло. А без него, вроде бы, школы не имеют права устанавливать свои правила приема. Так что пока ничего конкретного по срокам приемной кампании сказать нам не смогли…

Приблизительно то же самое сказали и в другом образовательном учреждении со «статусом». Здесь тоже якобы ничего до сих пор не знают, в ближайшую пятницу (то есть уже завтра) будет общегородское совещание директоров, вот тогда, возможно, все и станет понятно…

И еще. Насколько мне известно, новые правила касаются только государственных и частных школ. «На спецшколы, школы с углубленным изучением тех или иных предметов, школы для одаренных детей территориальный принцип не распространяется, они могут устанавливать свои собственные правила приема» – приблизительно следующее говорится в документе. А наши-то, статусные, к каким в данном случае следует относить?

Москва одна виновата?

Кстати, Таня была не единственная, кто обратился в редакцию. С каждым днем число недовольных нововведением родителей только растет… Мало того, страшные истории о том, что в школы теперь «пишутся», как в прежние времена за деликатесами, начали рассказывать знакомые – те, у кого дети школу давно закончили или даже еще на свет не появились. В общем, по Дзержинску поползли слухи.

Причем в эту новость поначалу было трудно поверить. Ведь с тем фактом, что в нашем городе, как и по всей стране, не хватает мест в детских садах, дзержинцы свыклись. Вряд ли за последнее время ситуация сильно изменилась в лучшую сторону, но о детсадовских очередях как будто подзабыли. А тут – на тебе! Новая напасть – опять очереди. Теперь уже в школы. Прямо как в Москве! По крайней мере, до этого года мне казалось, что очереди за «первоклассными» местами выстаивали только москвичи. С них-то, кстати, и началась вся эта заваруха с новыми правилами приема. Первопричиной послужил конфликт, возникший между прокуратурой и московским правительством из-за того, что последнее установило ограничения при приеме в школы как раз по территориальному признаку. В середине апреля 2011 года Мосгорсуд по иску столичной прокуратуры признал недействительным постановление московского правительства о порядке приема детей в начальную школу. Поправки, которые обжаловала прокуратура, московское правительство внесло в ч. 1 ст. 11 закона № 14 «Об общем образовании в Москве» в мае прошлого года. Новые правила предоставляли первоочередное право поступления в первый класс детям, живущим в непосредственной близости от школы, детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей, а также тем, чьи братья или сестры уже учатся в данной школе, и детям из многодетных и малоимущих семей. Столичная прокуратура посчитала, что новые правила приема в школу противоречат положению закона «Об образовании», в котором говорится, что всем гражданам гарантируется общедоступность и бесплатность образования, согласно принципу о всеобщем и бесплатном образовании. Столичные власти обжаловали решение Мосгорсуда и выиграли дело сразу вскоре после того, как в Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий «территориальные» поправки.

Как бы то ни было, в Москве, чтобы справиться с очередями, даже запись через Интернет ввели. Вместо обычной очереди у них теперь электронная – нечего директоров нервировать и департамент образования осаждать. Пишите письма! «Забронировал» ребенку место в школе через Интернет (прямо как номер в какой-нибудь курортной гостинице) и спокойно жди, пока тебя пригласят. При этом электронное заявление можно подать сразу в три школы, но хотя бы к одной из них вы должны быть «привязаны» территориально. А не позднее чем через 30 дней родители получат приглашение в выбранные школы, где смогут ознакомиться с методиками обучения и пообщаться с коллективом учебного заведения. Легче ли стало москвичам с помощью новой услуги определить ребенка в желаемую школу, не знаю. Вполне вероятно, что без проволочек и нервотрепки тоже не обошлось…

Да что жителям столицы сочувствовать – у самих теперь то же самое. С введением новых правил в закон «Об образовании» столичная «мода» на очереди дошла и до городов поменьше – негодуют, стоя в очередях, дзержинцы, возмущаются нижегородцы, подспудно делясь друг с другом впечатлениями в Интернете…

Полгорода судачит о том, что происходит сегодня в школах. И только чиновники от образования якобы ничего не замечают. Спрячем, мол, голову в песок, авось и пронесет.

В частности, в управлении образования утверждают, что «все нормально». «Мы не слышим, что в школах стоят в очередях. Все спокойно. Дефицита мест для первоклашек нет. Мест предостаточно. Все будут зачислены», – сказали в управлении корреспонденту «ДВ». Мало того, здесь свято верят в то, что мест первоклашкам хватит и в статусных школах. «Я думаю, что все попадут. Просто школа больше классов наберет – в соответствии с желанием родителей», – предположила чиновница управления образования в разговоре с нашим корреспондентом.

Может, и действительно попадут. Вот только какой ценой?

Ничего не знают или, по крайней мере, делают вид, и директора статусных школ. Директор школы №2 в телефонном разговоре сообщила, что об очередях даже не слышала – как только станут известны окончательные правила зачисления, школа готова набрать два первых класса по 25 человек. Но не больше. На официальном сайте 22-й школы сообщается то же самое – наберем два по 25. Всё.

В 38-й гимназии вроде бы тоже ничего об очередях не знают и только предполагают, что это «вполне может быть», но тоже не факт.

И что это за игра такая у чиновников? Как у Короля из шварцевской сказки. Который, чуть что не по нему, кричал: «Я не слышу этого! Не рассказывайте мне об этом!» Но ведь если от проблемы отвернуться, закрыть на нее глаза, она не исчезнет.

Что это? Привычка не замечать? Или так «справляться» с трудностями удобнее? Или выгоднее?

Статус – всё!

Кто виноват в том, что сегодня происходит в школах? Отчасти, наверное, виноваты и мы, родители. Сами ведь за престижем гонимся. Но зачем? Статусность, за которой сегодня стоят в очередь родители, – величина, как бы сказать, приблизительная, умозрительная. Конечно, в статусной школе особые программы, такие школы и их ученики, как правило, участвуют во всевозможных конкурсах, получают гранты. Здесь работают титулованные, а иногда еще и талантливые педагоги… Но есть и «обычные» школы – в них тоже преподают хорошие педагоги, учатся отнюдь не бесталанные дети.

К тому же статус школы – это не то, что даст родителям стопроцентную гарантию того, что ребенок будет добрым, отзывчивым, умным… «Забронировать» таким способом за своим ребенком счастливое будущее не получится. Как бы мы того ни хотели… И в том, чтобы ребенок сел за парту не «какой-нибудь», а именно «статусной» школы, – это все-таки наша, родительская, прихоть, это наше стремление соответствовать кому-то или чему-то, желание самоутвердиться. В этом стремлении больше эгоизма, чем заботы о будущем своего чада.

Хотя, по сути, сейчас среди школ началась та самая конкурентная борьба, борьба за выживание лучшего и сильнейшего, о которой так давно мечтали государевы мужи. Мол, будут соперничать школы друг с другом, повысится уровень образования, уровень преподавания. Но ведь знали же, наверняка, знали – цель у такого «стравливания» сильных и слабых одна. И она, скорее всего, совсем другая – сделать образование платным. А при случае можно сказать, что мы не виноваты, жизнь заставила прийти к этому – родители сами выбрали лучшие школы, сами согласились платить за образование. И в некотором роде будут правы. Мы, родители, сейчас сами делаем этот выбор.

Школа постепенно превращается в рынок. Как написал один блоггер в Интернете, очереди исчезнут тогда, когда школы станут платными – с ценами, пропорциональными «крутизне» и соответствующими рыночному спросу. И похоже, это время не за горами…

 Елена Богомазова