Дзержинское время

Что же это – фарс, театр или жизнь? Разобраться и ответить на этот вопрос, пока смотришь комедию «Шум за сценой» в исполнении дзержинских актеров, очень сложно. Актеры тут ни при чем – просто комедия такая, «двусмысленная». Новая постановка Дзержинского театра драмы  основана на «принципе матрешки»: актеры играют актеров, которые играют пьесу в пьесе.

Комедия «Шум за сценой» дает зрителям уникальную возможность увидеть один и тот же спектакль как бы с двух сторон, побывать «по обе стороны кулис».

В основе пьесы – простейший, на первый взгляд, сюжетец: провинциальная труппа полусамодеятельного «Гран-театра «Вестон» репетирует с приглашенным режиссером постановку под глупейшим названием «Любовь и сардины». Словом, уже из названия понятно, что спектакль, который ставит этот театрик так же глуп и нелеп, как и все, что здесь происходит – с какой стороны кулис ни загляни.

С репетиции-то спектакля «Любовь и сардины», который режиссер Ллойд Даллас (В. Рещиков) готовит для гастрольного «чеса», и начинается «Шум за сценой». Причем репетиционным процессом Вячеслав Рещиков руководит, стоя прямо в зрительном зале, так что создается впечатление, что и сам ты участник этой неразберихи. Возможно, именно поэтому разобраться, кто же здесь есть кто и что происходит на сцене, удается не сразу… Надо сказать, сюжет спектакля «Любовь и сардины», за репетицией которого в первом акте и наблюдают зрители дзержинского театра драмы, несуразен и бестолков до безобразия. В загородный дом, за которым следит рассеянная экономка Дотти (ее «играет» актриса мисс Клакет, роль которой исполняет Л. Шляндина)  под видом арендаторов приезжает парочка молодых любовников  Роджер и Вики («актер» Гарри (Д. Мартынов) и молодая «актриса» Брук (Т. Зинина). Как на беду, в это время возвращаются хозяева – Филипп (которого «играет» Фредерик, с ролью которого блистательно справился А. Крайнюков) и Флавия («актриса» Белинда, их обеих играет Т. Орлова). Филипп и Флавия   скрываются от налоговых инспекторов и, следовательно, не хотят быть замеченными никем. Еще чуть позже в окно залезает грабитель («актер» Селездон, роль его исполняет В. Морозов), который узнает в одной из героинь свою дочь… В общем, как принято говорить в таких случаях, лихо закрученный сюжет – интрига на интриге. Правда, постепенно Фрейн дает зрителям понять, что интриги (в основном любовные) в самой труппе гораздо запутаннее, чем интрига репетируемой пьесы. От одного из актеров ушла жена, кто-то в кого-то влюблен, кто-то страшно ревнует, а немолодой исполнитель роли вора спивается… Выяснять отношения актеры предпочитают прямо во время спектакля  – за кулисами. Именно оттуда зритель во второй части пьесы наблюдает за героями «Шума за сценой». Поглощенные закулисными разборками, актеры, разумеется, опаздывают к своим выходам, путают двери, не вовремя выносят на сцену реквизит – нелепости и комические недоразумения громоздятся одно на другое… И только спустя два действия, в третьей части, зрителям дзержинского театра драмы удается увидеть, что же за спектакль получился в итоге у гастролеров «Гран-театра Вестон». И можно только догадываться, какой хаос творится в это время за кулисами, потому что на самой сцене происходит настоящий бардак. Кажется, гастролеры сами запутались, где жизнь, а где театр, они уже не разбирают, где реальное и где сценическое, все спуталось, сплелось и смешалось… «Шум за сценой» – образцовая комедия положений. Кажется, легче ничего и не придумаешь, все настолько понятно, что и играть актерам ничего не надо – им ли не знать, какой он, театр, изнутри. Но вот здесь-то и зарыта собака. Играть или, простите за тавтологию, пародировать пародию очень сложно. И замахнувшись на эту очень смешную комедию ДТД  сильно рисковал, по крайней мере, после премьеры удалось услышать совершенно разные оценки. Одни посчитали, что актерам удалось-таки «раздвоиться», отделить себя от «актеров, которые играли актеров». Другим же так и не удалось разобраться в закулисном хаосе… Елена Богомазова