Дзержинское время

В судьбе дзержинской 6-классницы Кристины Тарасовой нет ничего примечательного. Ее жизнь как две капли воды похожа на бытие тысяч других российских детей. Кристину бросили родители и она живет с бабушкой. Кому нужна Кристина, и что делать, чтобы брошенных детей у нас было меньше?
 
Домашняя сирота
Еще несколько десятилетий назад в стране под названием Советский Союз был только один вид сиротства. Сиротами оставались дети, у которых погибли или умерли родители и не было больше ни одного родственника, который мог бы их взрастить и воспитать. Таких детей было немного.
В современной России большая часть сирот – сироты социальные. Это дети, оставшиеся одни-одинешеньки при живых родителях. От кого-то мать отказалась в роддоме, у кого-то родителей лишили родительских прав. Есть еще дети, живущие в интернатах. У них тоже есть родители, которые по разным причинам не могут их растить сами. А совсем недавно специалисты стали выделять и другое понятие – «домашние сироты». Под ним понимаются дети, которые живут в одной квартире со своими родителями, но из-за вечной занятости матери и отца, по большому счету, тоже растут в одиночестве.
Вот и родители Кристины живы, они не лишены родительских прав, бабушка не оформляла над ней опекунство. Только вот девочка, как ни крути, домашняя сирота.
Сначала отец, потом мама
Родной отец Кристины бросил семью, когда девочке было десять лет. Мама оказалась из породы тех женщин, для которых личное счастье важнее всего на свете. Любой мужчина, становившийся ухажером Тарасовой-старшей, был ей милее всех на свете. Мама днями и ночами пропадала на свиданиях, а Кристина ее ждала-ждала-ждала. Сначала девочка сильно похудела. Потом «съехала» по всем предметам на тройки. Начала часто болеть. Бабушке пришлось забрать ее к себе.
Личная жизнь мамы удалась. Она снова вышла замуж и сейчас живет в квартире нового супруга. Каждый день счастливые мгновения семейной жизни молодожены отмечают горячительными напитками. А потому в жизни Кристины мамы не стало вовсе.
Школа отдельно от семьи
Учителя, конечно, от превращения Кристины из скромной отличницы в девчонку-оторву, которая не только учится из рук вон плохо, но и школу-то посещает через день, сначала пришли в ужас. Но потом заламывать руки перестали – у всех свои проблемы и «им слишком мало платят, чтобы разбираться в чужих». Девочка жива, одета, обута, и ладно.
В школе Кристину знают все. Она всегда в вызывающе коротких юбках, накрашена так, что позавидует представитель любого индейского племени, ну и поведение соответствующее – девочку побаиваются даже старшеклассники, потому как может запросто отлупить любого и не отступится, хоть убей.
Однажды во время учебной тревоги Кристина отказалась выходить из класса, и учителя, у которых были считаные минуты на «спасение» детей, вынуждены были бросить ее в «горящей» школе.
Не получилось «приручить» Кристину и школьному психологу. На рисунке, где девочка должна была нарисовать свою семью, она нарисовала… могилку с крестиком. И пояснила: «Бабушка скоро умрет, а больше у меня никого нет». Пока психолог удивлялась, Кристина изорвала свое творение и, хлопнув дверью, ушла из кабинета.
Одна или с бабушкой?
Бабушка у Кристины старенькая. Ей трудно заниматься домашним хозяйством. Когда Кристина приходит из школы, она сама чистит и варит картошку, может приготовить макароны, сварить пельмени. Внучке с бабушкой не до жиру – живут на пенсию в 7000 рублей. К счастью, обе рационом питания не озабочены. Бабушке вообще уже мало надо, Кристина – привыкла. Надо отдать должное, бабушка старается, чтобы у внучки все было не хуже, чем у людей – одевается Кристина в сэконд-хендах: дешево, но модно и даже со вкусом. Может и в платье элегантном в школу прийти. Умудряются бабушка с внучкой даже за музыкальную школу платить, учиться в которой Кристина начала много лет назад, а теперь уж бросать жалко. Через раз ходит бабушка и на школьные собрания, но выговорам не внимает – Кристина ее не слушается.
К своему здоровью девочка, как и многие подростки, относится невнимательно. В мороз минус тридцать она может выйти на улицу в короткой ветровке. Шапки не признает вовсе – прическу портят.
А совсем недавно с Кристиной произошел случай из ряда вон. В день, когда девочка должна была принимать участие в фортепианном концерте, она явилась в музыкальную школу с забинтованными до локтя руками. Все оказалось и просто, и страшно. Не имея денег на традиционную медицину (только не нужно говорить, что она у нас бесплатная), бабушка раздобыла внучке чудодейственное зелье от бородавок, которые недавно у той появились. Зелье нашлось у знахарки из соседнего подъезда – бабы Зины. Та предупредила, что мазь нужно держать не больше часа, но Кристина совета не послушалась, передержала, а утром обнаружилось, что вместе с бородавками с рук девочки сошла и вся кожа.
«Не мешайте мне жить»
Живет ли Кристина в идеальном детском мире? С точки зрения здравомыслящих взрослых, конечно, нет. Она совсем не видит любви и ласки.
Но у Кристины свой ответ на этот вопрос. У нее есть свой мир, и в нем она счастлива. В квартире бабушки ей предоставлена отдельная комната, в которой есть компьютер с выходом в Интернет. Общаясь часами напролет в социальных сетях, она становится сама собой. Здесь у нее много друзей, которых нет в жизни.
…Эту историю о себе рассказала сама Кристина. Но тут же предупредила, что ничего менять в своей жизни не хочет. Выходит, помочь ей можно только тем, что не мешать. Наверное, можно было бы лишить маму родительских прав, а оформившая опекунство бабушка смогла бы получать пособие и чуть улучшить материальное положение их с Кристиной семьи. Забирать Кристину в детский дом поздно. При ее характере это сделает ее жизнь невыносимой, а может быть, даже невозможной. В социальный приют помещают тех детей, за кем, есть надежда, придут родственники. А Кристина уже живет с бабушкой.
Бабушка, бабушка и я
Председатель комитета по вопросам семьи, женщин и детей, социальной защите населения и охране здоровья Городской думы Дзержинска Нина Колесникова в бытность свою заместителем мэра по социальным вопросам повидала разные семьи и разные ситуации в них. Запомнился ей случай, когда психолог, работая с маленьким ребенком, спросила его о членах семьи и получила странный ответ: «Бабушка, бабушка и я». Оказалось, что мальчик живет с бабушкой и ее сестрой, а родители благополучно живут отдельно. Ребенок даже не счел нужным причислить маму и папу к родственникам. Он тоже был домашней сиротой.
«В Дзержинске таких семей, как Кристина с бабушкой, немало. Здесь, по крайней мере, девочка сыта, одета, обута, ее не бьют, не издеваются. Органы соцзащиты в этом случае, я считаю, бессильны. Любое вмешательство в эту семью может только еще больше сломать Кристину. Поэтому советы давать сложно. Можно только обратиться ко всем родителям. Что бы ни случилось, не бросайте своих детей! Пройдут годы, суета вокруг вас уляжется, и вы вспомните, что у вас есть дочь или сын, но брошенные в детстве, они не придут к вам на помощь. Потому что сами остались без нее, как Кристина», – прокомментировала эту историю Нина Колесникова.
…Лето Кристина, как всегда, проведет в городе. Когда накануне каникул одноклассники вслух читали сочинения «куда я поеду летом», ей оставалось только делать вид «не больно-то и хотелось». А самой, конечно, очень хочется, чтобы лето прошло как у всех: мама, папа, отдых, хотя бы на даче…
Не бросайте детей!
Елена Родионова
P.S. По просьбе главной героини, мы изменили ее имя и фамилию