Дзержинское время

Вроде бы все как обычно. Начинается лето и огородно-дачный сезон, на дорогах стало больше машин, и спрос на бензин вырос. Итог: цены на заправках поползли вверх. Они и раньше росли, но не такими темпами – крупные нефтяные компании предпочитали не злить понапрасну власти в канун президентских выборов. Сейчас нефтяники дали себе больше свободы. Тема подорожания топлива активно обсуждается на всех уровнях – и в правительстве, и в народе. Но в многосерийной «бензиновой опере» по-прежнему больше вопросов, чем ответов. Почему растут цены? altНа стоимости бензина сказываются прежде всего высокие цены на нефть, которые уже превысили отметку 120 долларов за баррель. Как известно, налоги на добычу нефти в России напрямую привязаны к росту нефтяных цен в мире, поэтому от подорожания нам никуда не уйти. Причинами такого роста аналитики называют ажиотажный спрос на автомобильное топливо во всем мире и слабость американского доллара. При этом мнение, что на рынке нехватка нефти, опроверг генеральный секретарь ОПЕК Абдалла Салем эль-Бадри. Это означает, что увеличивать ее добычу в ближайшее время никто не собирается. Тем не менее последний скачок цен на нефть был вызван именно опасениями по поводу поставок энергоносителя. Есть и еще одна версия – виноваты спекулянты. В этом уверен начальник аналитического отдела БКС Максим Шеин: «Фундаментально нефть должна бы стоить $90-100, учитывая $60 себестоимости и обесценение доллара. Однако, несмотря на проблемы экономики США и отсутствие признаков роста спроса на нефтепродукты в Европе, за три месяца спекулятивных гонок нефть дошла уже до $130». Почему рост цен на топливо в нашей стране, нефтедобывающей и экспортирующей нефть, так связывают с мировыми ценами? Это и хотят услышать автовладельцы. Но вразумительного ответа не дает никто. Только нефтяные компании жалуются, что доля налогов государству в литре бензина составляет 60%. Где выход? Средний показатель инфляции по стране – цветочки по сравнению с тем, как растут цены на бензин. Если, по прогнозам Минэкономразвития, к концу мая инфляция с начала года составила 7-7,5%, то бензин марки Аи-92 подорожал на 9,45%. Что касается более дорогого Аи-95, то в столице он уже давно дороже одного доллара за литр. Эксперты уверены, что в июне ситуация только ухудшится: автомобильный сезон начинается на фоне сумасшедших цен на нефть. Поэтому недавний прогноз «Известий», что литр бензина скоро будет стоить 30 рублей, не такая уж фантастика. Что в этих условиях будет предпринимать правительство, неизвестно. Премьер пока объявил о намерениях снизить налоговую нагрузку на нефтяников, что через какое-то время должно сказаться и на стоимости бензина. Мера поможет, но не сразу. Не исключено, что в этом году у Белого дома не останется иного выхода, кроме как опять договариваться с нефтяниками. Это уже случалось в 2005 году. Тогда, как и сейчас, топливные цены опережали общую инфляцию, и правительство попросило нефтяников объявить мораторий на подорожание бензина. Есть, впрочем, и еще один радикальный способ, который применил наш сосед. Правительство Казахстана запретило своим нефтяным компаниям экспорт нефтепродуктов в надежде обуздать рост цен на горючесмазочные материалы. «Я подписал постановление о запрете экспорта, мы должны заморозить рост», – сказал премьер-министр Казахстана Карим Масимов. Рост цен на нефтепродукты в Казахстане, так же, как и в России, значительно опережает темпы инфляции. Только в апреле 2008 года цены на бензин там выросли в среднем на 3%, а на дизельное топливо – более чем на 6%… (полный текст  статьи читайте в газете “Дзержинское время” за 29 мая 2008 года)
Кира ТИТОВА