Дзержинское время

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ УНИВЕРМАГ
Площадь Дзержинского
Как и в случае с рестораном «Ока», речь идет об архитектурном ансамбле, состоящем из здания универмага и двух жилых домов по улице Кирова (дом № 2) и по проспекту Чкалова (№ 1). Четырехэтажные жилые дома комплекса за незначительными отличиями отделаны одинаково. Фасады по вертикали расчленены пилястрами прямоугольного сечения, в результате чего окна кажутся углубленными в стену. По горизонтали фасады расчленены карнизами. По третьему этажу через окно устроены крохотные балкончики с выпуклыми стальными парапетами, а на четвертом этаже балкончики как бы имитируются подоконными прямыми решетками. Пилястры подпирают мощный лепной карниз. Жилые дома комплекса отделены от здания бывшего универмага арками высотой в два этажа. Арки в свое время служили для подвоза товаров к универсальному магазину. Обе арки запирались на решетчатые стальные ворота. Фактически использовалась только арка на улице Кирова. Арку на проспекте Чкалова, в конце концов (вероятно, от воров) заложили кирпичом, чем нарушили архитектурный замысел А. Ф. Кусакина – автора этого комплекса. Здание бывшего универмага своим главным фасадом смотрит на площадь Дзержинского, а боковые фасады – соответственно на улицу Кирова и проспект Чкалова. Эти боковые фасады соединяют универмаг с жилыми домами. Хотя здание универмага трехэтажное, оно выше четырехэтажных жилых домов. Главный фасад также расчленен по вертикали пилястрами, между которыми расположены большие прямоугольные окна. Пилястры подпирают неглубокий фриз, над которым проходит карниз. Над карнизом находится фронтон неординарной формы, в центре которого в свое время были вмонтированы электрические часы. Под часами рельефными буквами было вырезано слово «УНИВЕРМАГ». По бокам от фронтона по краю крыши была устроена балюстрада из лепных фигурных балясин. Балюстрада придавала фасаду законченный вид. Вход в универмаг располагался со стороны улицы Кирова и проспекта Чкалова. Здесь, в боковых приделах здания, были широкие лестничные клетки, откуда покупатели могли пройти в торговые залы. До появления в Дзержинске этого прекрасного здания старый универмаг располагался еще до войны на том месте, где сегодня расположено здание бывшего ресторана «Ока» (ныне банк ВТБ-24).. Это было двухэтажное строение очень примитивной архитектуры времен конструктивизма. В начале 50-годов, когда Кусакин поставил себе целью реконструировать площадь Дзержинского, на этом месте он запланировал уже описанный нами ресторан «Ока». А здание нового универмага должно было появиться рядом. Строительство этих двух архитектурных комплексов шло параллельно. Открытие универмага стало, можно сказать, праздником для дзержинцев. Многие сюда приходили не так, чтобы что-нибудь купить, а больше поглядеть на новые интерьеры. Тем более что в смысле же товаров тут особенно глядеть было не на что. Товары советского ширпотреба никогда не отличались приличным качеством. Что-нибудь путное всегда находилось в дефиците и доставалось по блату из-под прилавка. Впрочем, народ тогда не был избалован заграничными штучками и покупал то, что имелось в наличии. Со временем вкусы покупателей утончались, а дефицит приличных товаров становился все более явным. Торговое предприятие стало потихоньку хиреть. Открытие нового ЦУМа на Торговой площади совсем добило универмаг на площади Дзержинского. Еще некоторое время он просуществовал как магазин «Юность». Предполагалось, что магазин будет специализироваться на товарах для молодежи, но из этой затеи тоже ничего хорошего не получилось. А потом пришла перестройка, и вся система советской квазиторговли рухнула. Сказать по правде, ее никогда и не было – советской торговли. Это была не торговля в обычном понимании этого слова, а просто распределение товаров. Так центральный универмаг и окончил свое существование. Но прекрасное здание Алексея Федоровича Кусакина осталось. Надо было его под что-то приспосабливать. Одно время в нем располагался отдел культуры, но для такого отдела здание было слишком шикарно и обширно. Наконец, в здании разместилась торговая палата. Нижний этаж отвели под выставочный зал с претензионным названием «Прадо», где изредка проводятся вернисажи. Само здание отреставрировали, но при реставрации было допущено варварство: балюстраду на крыше срубили, чем лишили здание своей архитектурной завершенности. Часы на фронтоне исчезли еще в советские времена, и вместо них мы теперь имеем «дырку от бублика». Впрочем, «дырка» декоративно закрыта круглым щитом с изображением эмблемы торговой палаты. На стене универмага со стороны проспекта Чкалова издавна висела мемориальная доска в честь В. П. Чкалова, выдающегося летчика и первого депутата дзержинцев в Верховном Совете СССР. Где-то к началу 80-х годов доска то ли раскололась от времени и воздействия непогоды, то ли была разбита каким-то нашим доморощенным вандалом. Совсем недавно чкаловскую доску сделали заново и водрузили на свое законное место. Если здание бывшего центрального универмага после реставрации выглядит неплохо, то о жилых домах описываемого архитектурного ансамбля этого не скажешь. Конечно, они не смотрятся столь бедственно, как смотрелись еще совсем недавно фасады комплекса ресторана «Ока», но все же, все же… Знаете, красота в рубище и нищете выглядит ОСКОРБЛЯЮЩЕ. Ну, как томик Пушкина, валяющийся в луже. Или как хорошая картина, заляпанная грязью.
ГЛАВНЫЙ ПОЧТАМТ
Площадь Дзержинского
Еще до войны в восточной части главной площади города была построена трехэтажная гостиница – единственная в городе. Она даже не имела названия, просто гостиница. Своим южным торцом гостиница выходила на проспект Ленина, а от северного края здания поперек его оси отходило двухэтажное здание. Здесь, насколько помнится, размещались почта, телеграф и другие средства связи. Нижний этаж гостиницы занимали довольно большой гастроном и столовая, вечером превращавшаяся в подобие ресторана. Два верхних этажа были заняты гостиничными номерами. У меня нет достоверных сведений о каких-то знаменитых гостях нашего города, проживавших в гостинице. Обычно известные гастролеры останавливались в Горьком, а в Дзержинск они наведывались только для выступлений. Но я совершенно точно знаю, что осенью 1952 года несколько дней в гостинице жил Александр Вертинский со своей семилетней дочкой Настенькой. Знаменитый певец, наоборот, гостевал в Дзержинске, а выступать ездил в Горький на специально выделенной для него «Победе». Настеньку он оставлял на нас – молодых обитателей гостиницы. А вечером, когда великий певец и поэт приезжал из Горького, мы устраивали с артистом импровизированный ужин и маленький камерный концерт. После завершения строительства комплексов с универмагом и рестораном «Ока» Алексей Федорович Кусакин взялся за реконструкцию этого участка площади Дзержинского. Замысел был таков: гостиницу нарастить четвертым этажом с полным изменением ее фасада. Двухэтажный корпус, стоявший поперек отеля, наращивался двумя этажами, и это реконструируемое строение становилось частью большого здания главного почтамта, своим фасадом обращенного к скверу на площади. Далее к этому ансамблю заново пристраивались два жилых дома: один по проспекту Ленина (сегодня это дом № 65), другой – по проспекту Дзержинского (№ 2). В результате должен был образоваться новый архитектурный ансамбль. Он должен был завершить реконструкцию восточной части площади Дзержинского и прилегающих к ней проспектов. Свой план наш главный архитектор блестяще довел до реализации. Что же получилось в итоге? Главный фасад почтамта обращен на запад. Центральная часть здания представляет собой коринфский ордер. Восемь пилястр – две прямоугольные по краям и шесть шестигранного сечения в центре – членят фасад по вертикали. Пилястры подпирают фриз, по верху которого сооружен прямоугольный фронтон, также расчлененный 8-ю неглубокими пилястрами. По бокам от главного портала расположены два четырехэтажных объема. Южный – есть надстроенное двухэтажной здание бывшей почты, и его фасад, обращенный к проспекту Ленина, также расчленен шестью пилястрами. Другой – северный – объем представляет собой часть жилого дома № 2 по проспекту Дзержинского. От массива главпочтамта его отделяет арка высотой в два этажа. Окна главного фасада здания большие, прямоугольные, расположены между пилястрами. Под уменьшенными окнами на последнем этаже имеются лепные розетки. Центральный вход в гостиницу выполнен в виде портала с карнизом, под которым находилось полукруглое окно. Над порталом – на 4-м этаже – установлено два балкона, а над ними на крыше смонтирован невысокий прямой фронтон. Угол на стыке площади и проспекта Ленина тоже оформлен пилястрами, создающими впечатление башни. Пятиэтажный дом № 65 по проспекту Ленина был пристроен к гостинице еще до начала ее реконструкции. Весь ансамбль в плане имеет очень витиеватый зигзагообразный вид. Вскоре после завершения реконструкции гастроном под гостиницей (это было уже в конце 50-х годов) закрыли. Помещение отдали под центральный книжный магазин. Это был не просто магазин, а любимое место встречи дзержинских библиофилов. Но с начала 90-х годов ХХ века в социалистическом городе широко развернулся юный российский капитализм. Стало не до книг и библиофилов, и помещение занял коммерческий банк УралСиб. Сама старушка-гостиница с появлением новых отелей «Дружба» и «Черноречье» получила название «Центральная». Конкурировать, однако, по комфортности с новыми гостиницами она не могла, и, в конце концов, ее тоже закрыли. Здание отдали 2-му отделу милиции, где он пребывает поныне. С завершением строительства главпочтамта и гостиницы этот комплекс составил вместе с комплексом зданий универмага и ресторана «Ока» единый цельный архитектурный ансамбль. Он и сейчас определяет облик восточной и северной частей площади Дзержинского и прилегающих к ней проспектов. Мы имеем все основания гордиться этим произведением А. Ф. Кусакина. Это ему памятник на века. Но памятник, увы, нами плохо сохраняется. Неужели это никого не трогает?

Рубрику ведет Исаак Фельдштейн